Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Государственно-Социального Внебюджетного Фонда
Понятие, функции и виды внебюджетных фондов
1.2 Источники получения и формирование внебюджетных фондов
1.3 Распределение средств внебюджетных фондов
2.1 Характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.2 Особенности функционирования Фонда социального страхования
2.3 Исследования деятельности Фонда Обязательного Медицинского Страхования
ВВЕДЕНИЕ
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой.
Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.
Цель данной курсовой работы: изучение порядка формирования и использования бюджета, ее роли в деятельности целевого фонда и разработка предложений по увеличению прибыли предприятия.
При этом ставятся следующие задачи: изучение понятия, видов и функций внебюджетных фондов, исследование источников получения, формирования и использование бюджета, а также рассмотрение системы страховых взносов.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что внебюджетные фонды являются одним из механизмов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Деятельность представленных фондов дает нам уверенность в завтрашнем дне, определяя наш гражданский статус. С помощью деятельности внебюджетных фондов можно решить ряд таких задач, как оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи, обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности, оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры ,финансирование пенсионного обеспечения и многое другое. Кроме того, внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства, поскольку они используют финансовые ресурсы, привлекаемые государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Объектами исследования данной курсовой работы являются государственно-социальная деятельность внебюджетных фондов Российской Федерации. Данными для исследования служат годовые бухгалтерские отчетности за 2010-2020 годы.
Работа состоит из: введения, двух глав, содержащих подразделы, заключение и список использованной литературы, 4 таблицы, 1 рисунка и 2 диаграмм.
Теоретической основой являются труды таких авторов, как Шуляк П. Н., Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С., Дашков и К°, Нешитой А. С и другие.
Основными источниками информации о деятельности “ПФР” является сайт: http://www.pfrf.ru/, “ФСС” сайт: https://fss.ru, “ФОМС”
cайт:ffoms.gov.ru.
В первой главе изложены теоретические основы формирования и распределения бюджета внебюджетных фондов.
Во второй главе даны анализы трёх внебюджетных фондов РФ и отчет о доходах и расходах фондов.
БК РФ |
- |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
НИЭР |
- |
Нижегородский Институт Экономического Развития |
ПФР |
- |
Пенсионный Фонд России |
РФ |
- |
Российская Федерация |
ФСС |
- |
Фонд социального страхования |
ФОМС |
- |
Фонд обязательного медицинского страхования |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Государственно-Социального Внебюджетного Фонда
Понятие, функции и виды внебюджетных фондов
В соответствии с законодательством органы власти могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования доходов, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Они обладают перечисленными ниже особенностями.
• Необходимость их создания определяется органами власти и управления; фонды имеют строго целевую направленность.
• Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет.
• Формируются фонды в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц.
• На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространяются нормы и положения Налогового кодекса РФ.
• Денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности, они не входят в состав бюджета, а также других фондов и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом.
• Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда).
• Из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Ограниченность финансовых ресурсов в любой момент вызывает необходимость их перераспределения. Потребность в перераспределении существенно возрастает при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет во многом способствует мобильности средств благодаря не закреплённости доходов за конкретными видами расходов. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов; в частности, особую заботу вызывают социальные потребности, поскольку всегда существует опасность снижения расходов именно на эти цели. Поэтому очень важно определить наиболее важные участки развития и обеспечить целевое направление и использование поступающих средств. Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного либо местного бюджета определенной целевой части средств или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением. В настоящее время внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета особо важных расходов, а другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки отдельных групп населения. Появление других фондов обусловлено возникновением новых, ранее не известных расходов, которые заслуживают внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Именно так в некоторых государствах появились внебюджетные экономические фонды. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Целесообразность создания внебюджетных фондов обусловлена разными факторами. Важнейшие из них перечислены ниже.
• Изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов. Между тем использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов — исполнительными органами. Следовательно, во втором случае существует реальная возможность расходования средств внебюджетных фондов в более оперативном режиме. Кроме того, бюджет, утверждаемый в виде закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это также повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.
• Важным фактором целесообразности образования внебюджетных фондов выступает возможный дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных ресурсов для финансирования, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения на покрытие определенных видов расходов.
• Многообразие форм собственности и хозяйствования в обществе диктует необходимость применения наряду с бюджетных и новых методов перераспределения денежных средств.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования без включения в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — взносы работодателей, средства из бюджета и займы. Взносы устанавливаются законодательной властью. Значительная часть фондов формируется за счет средств федерального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и финансовое положение страны на том или ином этапе развития. С учетом уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные, а в зависимости от целевого назначения — на социальные и экономические.
Внебюджетные фонды позволяют:
• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
• оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
• предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, региональных и местных. Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Внебюджетные фонды на федеральном уровне создаются по решению Федерального Собрания Российской Федерации, по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления — на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на региональном и местном уровнях регулируются законодательством.
В РФ действуют следующие основные государственные, внебюджетные, социальные и экономические фонды , которые представлены на рисунке (1).
Рисунок 1.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что внебюджетные фонды необходимая часть финансовой системы страны, выделяющая специальные денежные ресурсы с целью их более эффективного и строго целевого использования. Рассмотрим источники и формирование внебюджетных фондов в пункте
1.2 Источники получения и формирование внебюджетных фондов
Источники финансирования социальных внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны. Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов являются прежде всего Конституция РФ и БК РФ.
Право граждан России на социальное обеспечение записано в ст. 39 Конституции РФ: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом”. Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета Российской Федерации и региональных бюджетов.