Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ Государственно-Социального Внебюджетного Фонда
Понятие, функции и виды внебюджетных фондов
1.2 Источники получения и формирование внебюджетных фондов
1.3 Распределение средств внебюджетных фондов
2.1 Характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации
2.2 Особенности функционирования Фонда социального страхования
2.3 Исследования деятельности Фонда Обязательного Медицинского Страхования
К источникам доходов внебюджетных фондов относятся:
• специальные взносы, установленные для соответствующего фонда;
• средства бюджета;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.
Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач Российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы.
1.3 Распределение средств внебюджетных фондов
Государственные целевые фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных законодательными органами, либо положений, утвержденных органами исполнительной власти в соответствии с федеральными и региональными законами.
Контроль за целевым и эффективным расходованием средств государственных внебюджетных фондов осуществляет Счетная палата РФ.
Определенные полномочия по регулированию деятельности указанных фондов возложены на органы Федерального казначейства. Главной задачей единой централизованной системы Федерального казначейства является организация обслуживания государственного бюджета, а также регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств фондов.
С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации имеют социальную направленность и строго целевое назначение.
Для большинства плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы в % представленные в таблице (1):
Таблица 1.
Медицинское страхование |
Социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) |
Пенсионное страхование |
||
Основной тариф |
Основной тариф до 912 000 рублей |
Основной тариф свыше 912 000 рублей |
Основной тариф до 1 292 000 рублей |
Основной тариф свыше 1 292 000 рублей |
5,1% (за исключением ВКС, лиц, не имеющих гражданства, которые временно пребывают на российской территории) |
2,9% |
0 % |
22% |
10% |
1,8% (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые временно пребывают на российской территории (за исключением ВКС)) |
Основные тарифные ставки по страховым взносам в 2020 году
В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:
1) в бюджет Пенсионного фонда РФ:
• страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
• дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
• взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
• недоимки, пени и штрафы по взносам;
• доходы от размещения средств Фонда;
• штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
• межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду;
• безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
• взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;
• недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций.
2) в бюджет Фонда социального страхования РФ:
• страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
• доходы от размещения временно свободных средств Фонда;
• штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
• межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;
• прочие поступления;
3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
• страховые взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”, в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
• недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
• доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
• штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
• межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
• прочие поступления.
4) в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования:
• страховые взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу, устанавливаемому Федеральным законом “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”, в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
• недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
• доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
• штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
• межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
• межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
• прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц, причем платежные поручения на перечисление средств представляются в банк одновременно с расчетными документами на получение денег на выплату заработной платы.
Плательщики — юридические лица зарегистрированы в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня регистрации.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда РФ на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:
• прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
• общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
• предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ и (или) источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда РФ в очередном финансовом году и плановом периоде.
Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
• распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов;
• текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня их принятия во втором чтении.
При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.
Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.
Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.
Порядок рассмотрения проектов законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.
Счетная палата РФ, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Государственные социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.
Внебюджетные экономические фонды создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИЭР, стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств (фискальных, правоохранительных).
1.4 Система страховых взносов
Налог — это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер сумм взноса устанавливается законодательством.
Бюджет — это финансовый план государства, края, области, города и т.п., устанавливаемый на один год. Он имеет вид баланса доходов и расходов.
Важнейшими статьями расходов бюджета являются: военные, на культуру, здравоохранение и другие.
1. Плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: