Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Кризис трех лет: причины возникновения).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
1.3. Развитие кризиса трех лет у детей разных психологических типов
Глава 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДАЛЕНИЮ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
2.2. Чего не стоит делать родителям при преодоление кризиса трех лет
2.3. Отличие истерики у ребенка в возрасте от 2,5 до 3 лет от кризиса трех лет
Ночные истерики у ребенка
Бывает так, что ребенок просыпается ночью с истерикой, при этом не знает, чего он хочет, и его очень сложно успокоить.
Как правило, у ребенка ночная истерика начинается не раньше, чем через час после засыпания, и является результатом ночного кошмара, который за ночь может возвращаться несколько раз.
Ребенок просыпается с истерикой, с широко распахнутыми от страха глазами, тяжелым дыханием, весь в поту. При синдроме ночного страха ребенок ночью просыпается в истерике, не узнает родителей, отталкивает их, беспорядочно движется, бьет окружающих и себя, не понимая этого. В этот период никак отвлечь или успокоить ребенка не удается, приходится только следить за тем, чтобы он не нанес себе никаких повреждений во время приступа.
Это состояние не считается патологическим и само по себе не свидетельствует о нарушениях неврологического или психического характера. Как правило, дети просто «перерастают» его.
Обычно наутро малыш уже не помнит, как вел себя ночью, поэтому, если у ребенка перед сном истерика, то она точно не связана со страхом появления ночных кошмаров.
Как справиться с истерикой ребенка
Если у ребенка постоянные истерики, стоит понаблюдать за его поведением и режимом дня. Прежде чем решать вопрос, как бороться с истериками ребенка, нужно обдумать, как предотвратить их появление. Вот способы, которые можно попробовать:
- обеспечить малышу отдых, в том числе полноценный дневной сон, не допускать переутомления;
- следить за тем, чтобы все естественные потребности ребенка удовлетворялись сразу же (пища, вода, сон);
- выделять достаточное количество свободного времени для игр;
- давать возможность ребенку почувствовать себя взрослым: самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, строить башню из конструктора;
- разговаривать с ребенком, используя активное слушание: «Я вижу, ты разозлился», «Мне понятно, что ты расстроился из-за того, что потерял игрушку» и так далее. Так мы помогаем ребенку понять свои чувства и контролировать их;
- обозначать границы поведения: «Мне ясно, что ты рассержен, но драться нельзя»;
- предоставлять право выбора - можно начать с иллюзии выбора : «Ты будешь кушать мясо с рисом или мясо с картошкой?», «Какую рубашку ты сегодня наденешь – синюю или зеленую?»;
- отвлекать ребенка просьбой о помощи, как только начались первые попытки заплакать: «Отнеси, пожалуйста, грязную кружку обратно на кухню».
Но если ничего из вышеперечисленного не помогает, и у ребенка истерика, что делать? Лучший вариант – просто оставаться рядом с ним, сохранять спокойствие, не уступать его требованиям, не наказывать физически, и, если ребенок согласен, обнять его.
Родителям следует внимательно следить, прежде всего, за своим поведением, спокойно разрешать конфликтные ситуации, избегать ссор и резких действий, чтобы не дать ребенку повода копировать их собственное истеричное поведение.
После того, как буря миновала, стоит в обнимку с ребенком обсудить произошедшее, озвучить, что его расстроило, какие чувства он испытал. Обязательно признайтесь в любви своему малышу, чтобы он понимал, что даже когда он плохо себя ведет, его все равно любят.
Обращение к специалистам
Если постоянно ребенок засыпает с истерикой, в течение дня его поведение становится все более агрессивными, он наносит повреждения себе и окружающим - это может быть свидетельством неврологического заболевания. Обязательно обращение к специалисту (прежде всего, неврологу) в случае, если во время истерики ребенок теряет сознание, истерика заканчивается рвотой, внезапной вялостью, а также, если истерики продолжаются после четырехлетнего возраста.[26]
Выводы по второй главе: Чтобы не было места негативным проявлениям кризиса трех лет необходимо занимать ребенка интересными для него делами: играми, пение песен, драматизация, чтение, прогулки, физические упражнения и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внимание к кризису трех лет является вполне обоснованным. Так, являясь нижней границей дошкольного возраста, именно этот период развития во многом определяет формирование предпосылок психологической готовности детей к обучению в школе, то есть верхнюю границу дошкольного возраста. Есть мнение, что новообразование кризиса трех лет создает основу для психического и личностного развития только в том случае, если оно включено в новообразование стабильного дошкольного периода развития. В противном случае данное новообразование, будучи самодовлеющим само по себе, может привести к искажению психического развития и потребует целенаправленной коррекционной работы.
В последнее время предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований стали подростковый и юношеский кризисы, жизненные кризисы взрослого человека. В то же время кризис трех лет сравнительно мало изучен. Помимо этого, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, некоторые данные о кризисе трех лет, полученные в разных исследованиях, не согласуются между собой. Это связано с определенными теоретическими разногласиями во взглядах исследователей, с недостатком конкретных знаний об особенностях развития детей в эти периоды и с методическими трудностями при изучении детей в критических возрастах.
Кризис трех лет традиционно связывают с комплексом симптомов, куда входят негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость, протест-бунт и обесценивание взрослых. Все они располагаются вокруг оси социальных отношений. Тяжесть течения кризиса зависит от характера общения ребенка с окружающими. Новообразованиями кризиса трех лет называют личное действие и сознание «я сам» (Д. Б. Эльконин), систему Я (Л. И. Божович), чувство уверенности в себе (Э. Эриксон). Спорным был и остался вопрос о том, какое новообразование является центральным, определяющим личностную перестройку в критическом возрасте, в чем смысл и каково психологическое содержание этих личностных преобразований, в какой форме новообразование обнаруживает себя в поведении. Если лет двадцать назад еще предпринимались попытки решения этого вопроса (например, вычленялся своеобразный комплекс поведенческих проявлений, названный «гордостью за достижение» и выступающий в качестве внешнего коррелята центрального новообразования критического возраста), то современные исследователи уходят от решения данной проблемы, обобщая: «центральным психологическим новообразованием кризиса трех лет является осознание ребенком себя в качестве отдельного и самостоятельного субъекта» либо измеряя кризис трех лет непсихологическими понятиями: «уровнем инициативной активности и целеполагания, или автономностью ребенка» и «уровнем сформированности потребности и способности действовать без помощи взрослых, или его самостоятельностью».
Открытым остался вопрос о том, какие средства необходимо использовать для успешного выхода из кризиса трех лет, какие психолого-педагогические условия должны соблюдаться для его позитивного разрешения. Исследователи предлагают использовать различные стратегии взаимодействия с ребенком в кризисный период, но эти подходы не согласуются между собой. В литературе не описаны механизмы психолого-педагогической помощи ребенку в данный критический период.
Основным средством позитивного разрешения кризиса трех лет выступает игра дошкольников как педагогический инструмент, опосредующий смену ведущей деятельности (переход от предметной деятельности к взаимодействию со сверстниками) и стимулирующий переход ребенка из раннего в дошкольный период развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
4. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
5. Ворошнина Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
6. Ворошнина Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу:/Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
7. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
8. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
9. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
10. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
12. Дошкольное образование. / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
13. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
14. Козина Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с.
15. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста:/С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
16. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
17. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 222 с.
18. Радынова О. П. Теория и методика музыкального воспитания / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
19. Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
20. Сорокоумова Е. А. Психология детей дошкольного школьного возраста. Самопознание в процессе обучения / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с.
21. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
22. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
23. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.
24. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.
-
Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 157 ↑
-
Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. с. 325 ↑
-
Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. с. 281 ↑
-
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. с. 88 ↑
-
Сорокоумова Е. А. Психология детей дошкольного школьного возраста. Самопознание в процессе обучения / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 106 с ↑
-
Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 72 ↑
-
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 27. ↑
-
Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста:/С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. С.54. ↑
-
Дошкольное образование. / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. с. 55 ↑
-
. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. с. 90 ↑
-
Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. с.12-13 ↑
-
Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. с.182 ↑
-
Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 167 . ↑
-
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. с. 64 ↑
-
Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. с. 22 ↑
-
Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. с.51 ↑
-
Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 224 ↑
-
Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Издательство Юрайт, 2019. с. 35 ↑
-
Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. с. 109 ↑
-
Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. С.49 . ↑
-
Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. С.16. ↑
-
Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. с 118 ↑
-
Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С. 81 ↑
-
Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. С.57. ↑
-
Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 108 ↑
-
Дошкольное образование. / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. с.32 ↑