Файл: Менеджмент в системе отношений со СМИ (Сущность и особенности менеджмента).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СО СМИ
1.1. Сущность и особенности менеджмента
1.2. Основные черты менеджмента отношений со СМИ
2.1. Ключевые особенности управления отношениями со СМИ в сфере спорта
2.2. Анализ особенностей менеджмента в системе связей со СМИ спортивного подразделения университета
2.3. Перспективные направления развития менеджмента отношений со СМИ на примере ВУЗа
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СО СМИ
1.1. Сущность и особенности менеджмента
Прежде чем исследовать различные особенности и ключевые характеристики менеджмента в системе отношений со СМИ, необходимо в первую очередь привести краткие определения и понятия самому термину «менеджмент».
Менеджмент, как и многие другие общественные дисциплины имеют множество определений. Например, «Управление — цель, люди, процессы и инструменты» (Питер Друкер, отец менеджмента). Или так, «Управление –это практика, требующая сочетания: изрядной доли ремесла (опыта), с некоторой частью искусства (интуиция), и определенным объемом науки (анализа) (Генри Минцберг, не отец, но тоже не последний человек в менеджменте). Этим перечень определений не ограничивается. К примеру согласно распространенному определению, менеджмент представляет собой профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических и тактических решений.
Вместе с тем, в связи с тем, что основой понятия «менеджмент» является понятие управления, которое в первую очередь, осуществляется в отношении людей, по нашему мнению, одной из ключевых функцией управления является управление персоналом. Данная деятельность связана с формированием стандартов и требований для кандидатов в сотрудники организации, подбором необходимого персонала, определением компенсаций сотрудникам, обучением и развитием персонала.
Большинством экспертов среди основных функций менеджмента выделяется следующие:
- планирование;
- организация;
- руководство;
- контроль.
Совокупность вышеуказанных функций и представляет собой процесс управления. Содержание перечисленных функций связано с постановкой стандартов и целей, разработкой алгоритмов, последовательностей действий и правил, планированием и прогнозированием. Кроме того, одними из наиболее важных задач, которые должны быть решены при реализации указанных функций менеджмента, являются задачи, связанные с постановкой конкретных заданий перед определенными сотрудниками, разработкой каналов управления, передачей информацией, координацией работы сотрудников, проверкой на соответствие выполненных работ установленным стандартам.
На наш взгляд, важность именно этой функции управления в общей системе управления предприятием обусловлена возможностью наступления негативных последствий для деятельности организации, в случае если исполнение мероприятий в рамках данной функции осуществляется ненадлежащим образом. Среди таких последствий могут быть найм на работу специалистов, которые не подходят (не справляются) с задачами, значительная текучесть кадров в организации, потеря ресурсов (трудовых, временных) на большое число собеседований для найма нужных сотрудников; возможность привлечения компании к ответственности за незаконную деятельность, в связи с нарушениями трудового законодательства.
Если не уделять данной функции управления должного внимания, то даже при условии наличия в компании четкой организационной схемы, современного производственного оборудования, использовании передовых систем автоматизированного бухгалтерского учета, общая цель организации - успешное функционирование и эффективное развитие - не будет достигнута.
Менеджмент в спортивной сфере очевидно призван решать различные задачи, прямым или косвенным образом связанными с популяризацией спорта и физической культуры. При этом, менеджмент в сфере физкультуры и спорта, в том числе и в рамках управления отношениями со СМИ выполняет ряд обязательных функций (рисунок 1 ниже)
Рисунок 1. Менеджмент спортивной сферы
Все вышесказанное можно в полной мере отнести как к менеджменту организации, предприятия, органа госвласти, так и к менеджменту отдельного направления или сферы – т.е. к рассматриваемой нами проблемы менеджмента в системе отношений со СМИ.
1.2. Основные черты менеджмента отношений со СМИ
Очевидно, что СМИ и средства массовой коммуникации (СМК) располагают колоссальной властью. Это заключается, прежде всего, в возможности оказывать влияние на общество, формировать общественное мнение. Соответственно, при управлении взаимоотношениями с различными средствами массовой информации, это необходимо учитывать. Данное положение представляется актуальным для всех возможных участников таких взаимоотношений – коммерческих и некоммерческий организаций, различных органов государственной власти и т.д. Многие исследователи данной проблематики пришли к выводу о том, что сегодня СМИ становятся главной средой политической коммуникации.
Классификаций СМИ на сегодняшний день насчитывается значительное количество, однако одной из наиболее актуальных на наш взгляд представляется приведенная на рисунке 2 ниже.
Рисунок 2. Классификация видов СМИ
Например, российский журналист С. Доренко в своем интервью назвал власть телепродуктом. Если выключить телевизор, власть исчезнет. Любой телепродукт старается контролировать воспроизводящий его источник, дабы не допустить его отключения. По словам Доренко, власти необходимо контролировать телевидение, чтобы генерировать себя.
Далее, И.И. Засурский обратил внимание на термин «медиатизация политики», под которым понимается процесс перемещения политической жизни в символическое пространство СМИ. По его мнению, концентрация на разборе внутренних технологий сбора и понимания информации в массмедиа важна для понимания сущности режима работы СМИ в качестве сферы публичной политики).
Продолжая рассмотрение проблемы влияния средств массовой информации на политическую сферу, отметим и Д.А. Авдиенко, который в своей работе обратил внимание на анализ тематики сообщений, транслирующихся средствами массовой информации. В контексте политических новостей рассматривается технология формирования повестки дня. Новость становится объектом борьбы, направленной на определение общественно важного и того, что не является таковым. «Причем в данном случае борьбу нельзя понимать, как рациональные практики, в том смысле, что агенты хорошо представляют себе, кому выгоден тот или иной информационный повод». На сегодняшний день первенство в этой борьбе отдается СМИ, поскольку они имеют определенные рычаги воздействия и могут навязывать политикам определенные правила, с которыми необходимо считаться. Данная тенденция является одним из факторов медиатизации политики[1]. Власть прессы стоит понимать именно в таком контексте.
Важным аспектом работы специалиста по связям со СМИ организации, осуществляющей деятельность в спортивной сферы является работа с целевой аудиторией тех средств массовой информации, которые являются наиболее важными и результативными.
Можно отметить, что менеджмент в системе связей со СМИ в спортивной сфере - это обширная управленческая деятельность, которая включает в себя взаимодействие профильных участников спортивной сферы на всех стадиях проведения спортивных проектов: начиная с подготовительных работ и заканчивая работой после завершения проекта.
Управленческую работу с аудиторией СМИ при проведении спортивных мероприятий ответственные специалисты, как правило, разделяют на несколько этапов:
- подготовительный;
- организационный;
- пост-проектный.
Достаточно подробно в своей работе данные этапы описывает Г. А. Аванесова.
К подготовительному этапу автор относит анализ целевой аудитории СМИ, изучение предпочтений и интересов, составление отчетов о проведенных исследованиях и дальнейшее управлением проектом взаимодействия с данным типом или с данным конкретным СМИ в соответствии с полученными данными.
В организационный этап управленческой деятельности, по мнению теоретика, должно входить информирование целевой аудитории о важных спортивных событиях, участниках спортивных мероприятий, активное поддержание обратной связи с целевой аудиторией через все возможные каналы, которыми обладает то или иное СМИ: сайт, социальные сети, встречи и мастер-классы. Эта деятельность будет способствовать повышению интереса аудитории СМИ к тому или иному спортивному событию, мероприятию, проекту.
Последний, пост-проектный этап будет включать в себя: анализ результатов взаимодействия с тем или иным СМИ, после проведения спортивного мероприятия, изучение и оценка реакций зрителей и участников, читателей, слушателей и других представителей целевой аудитории СМИ.
Говоря о менеджменте в системе отношений со СМИ в рамках спортивных организаций, можно отметить, что средства массовой информации как правило выполняют функции по продвижению и популяризации сферы спорта, либо освещают положительный имидж той или иной организации (как государственной, так и частной), которые ведут свою деятельность в спортивной сфере. Соответственно, можно сделать вывод о том, что управленческая работа, т.е. принимаемые и реализуемые решения должны быть построены, основываясь на вышеназванном принципе.
Более подробно проблематика менеджмента в системе отношений с различными видами средств массовой информации будет представлена в следующих разделах настоящей курсовой работы.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СО СМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Ключевые особенности управления отношениями со СМИ в сфере спорта
Как уже было отмечено, одной главных задач менеджмента отношений со СМИ для любой спортивной организации является популяризация сферы спорта и продвижение самой организации, посредством тех возможностей, которые обеспечиваются различными средствами массовой информации. Таким образом, становится очевидным тот факт, что конечная цель такого взаимодействия – это донесение необходимой информации до целевой аудитории, которая как правило является в значительной степени разнородной по своему составу (например, аудиторией телевизионных каналов могут быть как простые граждане, так и представители органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д.), следовательно, цель менеджмента в системе отношений со СМИ может быть уточнена и определена в контексте более широкого понятия связей с общественностью.
Для начала обратимся к определению понятия связей с общественностью в спорте.
Под PR в спорте понимается целенаправленная коммуникация, направленная на гармонизацию отношений между спортивной организацией и ее общественностью, а также применение практики «управления переменами» в отношениях между организацией и ее общественностью.
Согласно авторам работы «Sport public relations: Managing stakeholder communication» G.C. Stoldt, S.W. Dittmore and S.E. Branvold, связи с общественностью в спорте – это не что иное как управленческая коммуникационная функция, предназначенная для идентификации ключевых групп общественности спортивной организации и направленная на последующее установлении доброжелательных отношений между ними.
Связи с общественностью в спорте представляют коммуникационный менеджмент, направленный на установления благоприятных отношений между спортивной организацией (персоной) и ее общественностью.
Далее можно перейти непосредственно к рассмотрению особенностей PR в спорте.
С точки зрения А. Таболина особенность связей с общественностью в спорте заключается в разнообразии объектов Public Relations, которыми являются и спортсмены, и команды (клубы), и организации, и школы, и мероприятия (соревнования), при этом могут иметь место связи с общественностью всех этих объектов одновременно. Этот же автор выделяет ряд других особенностей: