Файл: Нотариат в РФ (Теоретические основы функций нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

27 апреля 2016 года российский нотариат отметил свое 150-летие. В 1866 году в этот день император Александр II подписал Положение о нотариальной части. Так, нотариат в России выделился в отдельную отрасль законодательства и стал отдельным общественным институтом.

На сегодняшний день нельзя сказать о том, что нотариальное законодательство значительно новое. Его обновление произошло уже больше 20-ти лет назад. В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, установившая принципиально новый конституционный строй и обозначившая новые для русского государства вехи развития, в различных направлениях, в том числе и в отношении развития нотариата. С последних годов 20го века нотариат видоизменился и стал играть несколько иную роль, отличную от прежней в жизни общества, на это повлияло произошедшее радикальное преобразование статуса нотариата, новые принципы его существования и условия функционирования, которые прочно утвердились к настоящему времени.

Исследование данной темы является особенно актуальным, поскольку на сегодняшний день граждане обращаются к нотариусам в тех случаях, когда им необходимо:

- засвидетельствовать подлинность или верность копий различных документов;

- удостоверить сделку;

- подтвердить подлинность подписей на документах;

- получить свидетельство на право собственности и пр.

Услуги нотариуса необходимы во множестве случаев. Нотариусы постоянно повышают свою квалификацию на обучающих семинарах и достаточно много времени уделяют самоподготовке. Они должны знать не только гражданский кодекс и закон о нотариате, но и следить за изменениями в законодательстве.

Исследование функций нотариата позволяет взглянуть на него со всех сторон, на его внутреннее и внешнее строение, форму и содержание. А также помогает лучше понять его разностороннюю деятельность и функционирование. В соответствии с этим, данная тема имеет большую актуальность, т.к. имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся при функционировании нотариата.

Предметом работы являются нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся при функционировании нотариата.

Цель работы – рассмотреть сущность, особый характер и значение нотариата в РФ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие нотариата;


2. Определить принципы осуществления нотариальной деятельности;

3. Установить сущность функций нотариата;

4. Определить особый характер и виды функций нотариата;

5. Проанализировать значение функций нотариата.

Методологической основой исследования являются общенаучные, методы познания, применявшиеся автором, настоящей работы на всех стадиях исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие; и специальные научные методы: формально-логический, сравнительно-правовой; структурно-системный, комплексный анализ и другие методы, применяемые при проведении научных исследований по правовой тематике.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы функций нотариата

1.1. Понятие нотариата

Конституцией РФ[1] закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, принцип равенства всех перед законом и судом; право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право любого свободно иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; права наследования; право на получение квалифицированной юридической помощи.

Нотариат является важным элементом правовой системы каждой страны, у которой экономика основана на принципах верховенства права и признания гражданского общества. В таких странах услуги оказываемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы обществом потому, что защита законных прав и свобод человека и гражданина - это задача, в решении которой заняты не только государственные органы и должностные лица государства, но и все его институты.

Правовая наука всё ещё не имеет однозначного мнения о правовой природе нотариата. В современной юридической доктрине термин «нотариат» не имеет четкой интерпретации и используется, в основном, в таком смысле, как:

- система органов, которые осуществляют государственные функции по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государственных органов,

- как правовой институт, действующий в целях не только защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, но и обеспечения стабильности гражданского оборота, который регулируется правилами нотариальной деятельности;


- как отрасль (подотрасль) правовых знаний, в том числе научных и теоретических, в качестве правового института и образования, целью которого является изучение нотариальных вопросов, касающихся производства и активности участников нотариуса.

Итак, нотариат по отношению ко всем указанным выше правам можно рассматривать как институт по обеспечению этих прав, это подтверждается первой статьей Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в которой говориться о том, что нотариат призван защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации[2].

Закон устанавливает равенство прав и обязанностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Статус нотариуса един на всей территории Российской Федерации, и в силу этого, нотариальные документы имеют равную юридическую силу.

Однако, несмотря на равенство прав, которыми наделены нотариусы, когда идет речь об ответственности, то за действия нотариуса, работающего в нотариальной конторе ответственность несет государство, а за действия нотариуса - частного практика, отвечает сам же нотариус. При этом, обязательное условие для нотариуса, занимающегося частной практикой - быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Это условие в некоторой мере контролирует нотариусов, и реализует законоположение о том, что нотариальная практика это не предпринимательская деятельность, а деятельность государственных органов, хоть и осуществляется в относительно свободной форме.

Для того, чтобы у должностного лица - нотариуса не возникало соблазна с помощью своего весомого положения получать всевозможные выгоды личного характера, закон запрещает ему оказывать посреднические услуги при заключении договоров и заниматься предпринимательской деятельностью и другими видами деятельности, которые подлежат оплате. Исключение составляют занятие преподавательской, научной или иной творческой деятельностью[3].

Поскольку нотариат это институт с высокой степенью ответственности, для «дальнейшего повышения доверия государства и общества к профессии нотариус», 19 января 2016 года Министерством Юстиции был утвержден «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации»[4], цель его, подобно Кодексу судейской этики - установить нормы профессионального поведения нотариуса, основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарной ответственности и меры поощрения.


Должность нотариуса создается и упраздняется Министерством юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Граждане, соответствующие требованиям, установленным для назначение нв должность нотариуса и сдавшие квалификационный экзамен на конкурсной основе могут быть наделены полномочиями нотариуса.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, увольняется согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Нотариус, который занимается частной практикой, либо слагает полномочия по своей инициативе, либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в предусмотренных законом случаях. Таких случаев предусмотрено три:

1) осуждение нотариуса за совершение умышленного преступления;

2) ограничение дееспособности или признания недееспособным по решению суда;

3) совершение нотариусом дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, в случае наличия медицинского заключения о невозможности выполнять обязанности. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи.

Исходя из вышеуказанного, нотариат - это негосударственный институт, которому согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате государство делегирует отдельные полномочия по осуществлению одной из важнейших задач - защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Другими словами, нотариальные действия имеют властный характер и деятельностью нотариатом реализуется публичная власть государства.

Во-первых, формирование нотариата происходит по воле государства, в частности, государством создаётся правовая основа его деятельности; значительную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса играют уполномоченные органы Министерства юстиции. Им определяется порядок предоставления лицам полномочий нотариуса.

Во-вторых, публичность деятельности нотариата заключается в осуществлении нотариальных действий от имени Российской Федерации.

В-третьих, нотариат осуществляет строго определенную, установленную законодательством деятельность - нотариальную деятельность, выполняемую нотариусами посредством совершения действий, которые производятся только в пределах существующих законодательных актов.

В-четвертых, нотариальная деятельность, публичная по характеру, проводится всегда в рамках процессуальных форм, строго определенных государством. Несоблюдение процессуальных правил во время совершения нотариального акта делает его недействительным.


В-пятых, государство осуществление государственного контроля за деятельностью нотариуса осуществляется как в виде судебного контроля законности нотариальных действий или отказа в их совершении, таки в виде контроля уполномоченным государственным органом правильного исполнения профессиональных обязанностей нотариусами, которые работают в государственных нотариальных конторах. Что касается нотариусов, занимающихся частной практикой, контроль над ними осуществляется соответствующими нотариальными палатами субъектов Российской Федерации по поручению государства. Кроме этого, над ними осуществляется контроль со стороны налоговых органов и органов прокуратуры.

В-шестых, государство берет на себя материальное и техническое обеспечение государственных нотариальных контор для выполнение ими своих полномочий. В том числе, в соответствии со статьёй 1069 Гражданского Кодекса, им возмещается ущерб, причиненный нотариусом из государственной нотариальной конторы. Таким образом, оно берет на себя ответственность за нотариальные действия.

Организация нотариальной деятельности со стороны частных нотариусов носит самостоятельный характер. Частные нотариусы несут полную имущественную ответственность за вред причинённый своими действиями или действиями лица замещающего нотариуса в частной нотариальной конторе.

Итак, учитывая все изложенное выше: «Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией»[5].

Когда полномочия нотариуса прекращаются, все документы, хранящиеся у него должны быть переданы другому нотариусу в порядке, установленном Приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства». По общему правилу, срок передачи дел не должен превысить 30 дней с момента сложения полномочий нотариуса[6].