Файл: Принципы эффективного контроля на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Координация- одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах. Обратим внимание на важность эффективной организации потоков информации. Она должна быть достаточной, но не излишней.

Контроль- сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины, которые мы разбирали в начале настоящей главы, нарушают наши планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. Например, надо регулярно - раз в день, неделю или месяц - возвращаться к плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного.

1.4 Правила эффективного контроля

1. Стратегическая направленность контроля. Деятельность в тех областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерения и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации.

3. Соответствие делу. Методы и системы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

4. Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.


5. Гибкость контроля. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки. Система контроля должна приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.

6. Простота контроля. Избыточная сложность ведет к беспорядку, потери контроля над ситуацией. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность контроля. Затраты на контроль должны перекрываться повышением доходов организации от его использования.

8. Регулярность. Контроль должен носить постоянный характер.

9. Открытость. Контроль должен осуществлять официально уполномоченными на это должностными лицами.

10. Объективность. Контроль должен основываться на объективных количественных и качественных нормативах. Контроль не следует проводить из недоверия.

11. Гласность. Результаты контроля необходимо доводить до сведения подчиненных.

1.5 Этапы контроля и корректировка действий

Установление нормативов (стандартов).

Стандарты (нормативы) - это критерии эффективности деятельности. Они устанавливаются заранее в процессе планирования. При проведении контроля используются следующие типы нормативов:

а) натуральные - используются на производственном уровне организации и характеризуют качественные аспекты деятельности (использование материалов, затраты труда, предоставление услуг и производство товаров) и качество используемых и производимых товаров;

б) затратные - используются на производственном уровне организации и характеризуют финансовые критерии эффективности производства (прямые и косвенные затраты на единицу продукции; издержки на рабочую силу; расход материалов на единицу продукции);

в) капитальные - используются на уровне инвестиционной деятельности и характеризуют эффективность капитальных вложений (прибыль на инвестированный капитал);

г) доходные - используются на уровне организации в целом, характеризуют эффективность использования средств предприятия (объем продаж в денежном выражении);


д) программные.

е) нематериальные используют, когда невозможно использовать натуральные и стоимостные показатели (компетентность сотрудников, результативность рекламной компании; результативность деятельности специалистов по связи с общественностью);

ж) целевые – характеризуют достижение конкретного результата и используются на уровне организации или ее подразделения.

Корректировка действий

Три варианта поведения менеджера:

а) ничего не предпринимать;

б) устранить отклонение;

в) пересмотреть норматив, стандарт (это можно делать путем пересмотра планов, кадров, более детального разъяснения заданий, пересмотра стиля руководства).

1.6 Современные формы и методы контроля

Важнейший классификационный аспект контроля – формальный. В экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения понятия формы внутреннего контроля и общепризнанных выделений его форм по сравнению, например, с формами бухгалтерского учёта – мемориально-ордерная, журнально- ордерная, автоматизированная, упрощённая. Представляется целесообразным дать определение, наиболее точно раскрывающее понятие формы внутреннего контроля организации.

Категория форма в философской трактовке – это способ существования и выражения содержания предметов или явлений. Исходя из этого дадим определение понятия формы внутреннего контроля организации.

Форма внутреннего контроля коммерческой организации – это способ организации и выражения определённым образом упорядоченной совокупности процедур внутреннего контроля всех объектов коммерческой организации.

В качестве форм внутреннего контроля организации нужно выделить:

внутренний аудит;

структурно-функциональную форму внутреннего контроля.

Выбор формы внутреннего контроля зависит от:

  • сложности организационной структуры;
  • правовой формы;
  • видов и масштабов деятельности;
  • целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;
  • отношения руководства организации к контролю.

Комплексные методы контроля:

1. бенчмаркинг ( метод сравнительного анализа эффективности)

2. тотальный контроль качества

Бенчмаркинг – это процесс, включающий в себя:

  • установление компанией ключевых сфер совершенствования работы своей фирмы;
  • идентификацию и изучение лучшей практики других компаний в этих сферах;
  • внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост производительности и качества.

Тотальный контроль качества(TQC) охватывает все этапы процесса организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями. Главная его цель – массированная и скоординированная атака на все процессы организации для достижения высокого качества и непрерывного поддержания его на высоком уровне в рамках TQM.

Методы контроля имеют много форм. К ним относятся:

  • финансовый и технико-экономический анализ деятельности фирмы по данным бухгалтерской отчетности и учета (эффективность, платежеспособность, рентабельность и др.);
  • контроль логистической системы (ЛС – поток товаров от закупки материалов и сырья до завершения их производства и доставки потребителям). Он включает в себя контроль таких видов деятельности как закупка, складирование, производство, управление имуществом, инвентаризация, доставка покупателям.
  • Используя логистический контроль системы руководители определяют воздействие изменений в одной из частей системы на конечный выход (результат) системы. Так, например, попытки сократить издержки в одной из сфер деятельности могут улучшить, а могут и нет результат для системы в целом;

Контроль человеческого фактора или учет человеческих ресурсов – предусматривает измерение воздействия организационных решений на стоимость человеческих ресурсов фирмы. Люди – это наиболее ценный актив организации. Поскольку экономика становится все более ориентированной на сервис (услуги), решающее значение персонала организации продолжает расти. Все больше организаций предпочитают инвестировать свои средства в людей, а не в материальные активы. Учет человеческих ресурсов включает в себя: а) измерение в денежном выражении стоимости индивидуальных сотрудников как экономических активов организации; б) оценка воздействия управленческих решений на производительность, мораль и оборот рабочей силы; в) оценку возврата инвестиций в персонал, как в физические активы и т.д.

Основной формой современного управленческого контроля является

внутренний аудит, под которым понимается регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).


Цель внутреннего аудита – оказание помощи органам управления организации (предприятия) в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим

следующими особенностями:

• усложненной оргструктурой — дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;

• многочисленностью филиалов, дочерних компаний;

• разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

• стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут решать задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования.

Главная задача отдела внутреннего аудита — обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. В общем же виде функции внутренних аудиторов следующие:

а) оценка адекватности управленческих систем — осуществление проверок звеньев управления и предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению их эффективности;

б) оценка эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.

Для органов управления организацией деятельность отдела внутреннего аудита имеет информационное и консультационное значение. К институтам внутреннего аудита также можно отнести и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством (этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах).

Выводы по главе 1.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования или критерии.

Эффективность контроля. Сюда входят: выполнение обязательств, предотвращение недостатков, затраты на контроль. Основными целями должны быть: уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль; сокращение затрат на персонал и технику контроля.