Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие формы государства и ее виды
1.2. Понятие государственного территориального устройства
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
2.1. Общая характеристика унитарных государств
2.2. Федеративное государство: характеристика и проблемы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Государство выполняет важную роль в жизни любого современного общества. Это весьма активный социальный институт, который сильно влияет на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение в течение всего времени истории изменялось. Тем не менее осознать значимость и положение государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте иных – наиболее обширных и ёмких явлений, одним из которых является, к примеру, форма государственного устройства.
Суть всего современного государства, его наилучшего устройства с учетом новых обстоятельств формирования общества не чисто российская или советская проблема. Главным остается вопрос о балансе общественного и классового в государстве, о содействии экономических реформ и общегосударственной политической деятельности, государственного участия в решении социальных проблем, природоохранных, повышения эффективности и экономичности государственного аппарата, перевода на новые информационные технологии, осуществления иных инноваций в государственных структурах.
Степень разработанности проблемы. Многие из этих дефиниций увлекательны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. В процессе разработки ключевых вопросов курсовой работы были использованы труды таких известных авторов как Рассказова Л.П., А., Медоева Е.О., Олесова А. А., Селютиной Е.Н., Хафизов А. А., Умнова И. А., Сафонов В. Е., Пастухова Н. Б., Нагоев А.Н., Лексин И. В., Брезгулевская Н. В., внесших существенный вклад в исследование темы данной работы и других авторов.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует разворачивание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь начало новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство вступило в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от финансовых потрясений во многих странах мира.
Объект исследования – общественные отношения в части реализации формы государственного устройства современного государства.
Предмет исследования – форма государственного устройства в современный период времени, а также их значение.
Целью работы является изучение формы государственного устройства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть понятие формы государства и ее виды;
2) охарактеризовать понятие государственного территориального устройства;
3) дать общую характеристику унитарных и федеративных государств;
4) изучить специфику модели Российской Федерации.
В написании работы использовались различные методы: анализа литературы; анализа нормативно-правовой базы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение; классификация, обобщение, специально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическая и эмпирическая основы исследования. Теоретическую основы исследования составляют труды таких ученых-правоведов как: Рассказова Л.П., А., Медоева Е.О., Олесова А. А., Селютиной Е.Н., Хафизов А. А., Умнова И. А., Сафонов В. Е., Пастухова Н. Б., Нагоев А.Н., Лексин И. В., Брезгулевская Н. В. и др. В качестве нормативной базы исследования использовалась Конституция Российской Федерации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Понятие формы государства и ее виды
Государство (в узком смысле слова) - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории. Государство (в широком смысле слова) - универсальная общественная и политическая организация (целостность), обладающая публичной властью, специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется ее суверенитет[1].
Достаточно естественно смотрится более широкое определение государства как особой организации публичной власти одного класса, блока классовых сил, социальной группы, всего народа, что имеет специальный аппарат управления и принуждения, является официальным представителем общества и обеспечивает его интеграцию. Государственный аппарат, однако, отделенный от общества и не совпадает с ним, в определенной ситуации является антиподом обществу, что может порождать серьезные противоречия между обществом и властью. В других обстоятельствах общество является
системой, в которую государственный аппарат вписывается достаточно естественно, действует адекватно общественным потребностям и интересам.
Для конституционного права той или иной страны форма государства – это, прежде всего комплексный правовой институт или комплекс правовых институтов, т.е. система однородных, внутренних согласованных норм, регулирующих реальное социальное явление в данной стране (например, форму государства), охватывая её с различных сторон, находящихся между собой в правовых взаимосвязях[2].
По соответствующему критерию, составляющими элементами формы государства традиционно называют: форму государственного правления (самый старый элемент: учеными он стал выделяться еще в Древней Греции); форму государственного устройства (активно изучается начиная с XVII – XVIII в.); форму государственно-правового режима (наукой стал выделяться только в начале XX в.).
При этом в последнем элементе (государственно-правовому режиму), признают доминирующую роль, поскольку изменения в государственном режиме влекут за собой изменения как формы правления, так и формы государственного устройства.
Форма государственного правления характеризует формальный (нормативно-закрепленный) и одновременно фактически действующий порядок организации и осуществления государственной власти по: а) формирования должности главы государства и других высших органов государственной власти; б) построения структуры и взаимодействия высших органов государственной власти между собой и народом.
По соответствующим параметрам выделяют две основные формы государственного правления – монархию и республику.
Форма территориального устройства государства указывает на порядок организации государственной власти с точки зрения: нормативно закрепленного и фактически действующего порядка взаимоотношений на территории государства центральной, региональной и местной властей; способов (порядка) распределения территории государства на составные части (административно-территориальные единицы в унитарном государстве или политические образования в федерации); особенностей правового статуса составляющих территории государства.
По соответствующим параметрам, в основном, выделяют две основные формы территориального устройства – простое (унитарное) и сложное (федеративное).
Форма государственно-правового режима указывает на то, какие применяются приемы, способы и методы реализации государственной власти, обеспечивающие осуществление функций государства и в целом проведение определенной государственной политики.
По соответствующим параметрам выделяют две основные формы государственно-правового режима – демократический и антидемократический.
Элементы формы государства влияют, дополняют и зависят друг от друга, что и предопределяет их рассмотрение в неразрывном единстве[3].
В общем, форма государства – это порядок организации и осуществления государственной власти в определенной стране мира или типе государств. Все элементы формы государства (форма государственного правления, устройства и правовой режим фиксируются в Конституции и других формах (источниках) права.
1.2. Понятие государственного территориального устройства
Форма государственного устройства - это внутренняя национально- территориальная организация государства, соотношение целого и его частей[4].
В современном мире, где редко меняются административные границы, территориальные (региональные) властные системы формируются, развиваются, могут находиться в депрессивных состояниях длительное времени в одних и тех же административных границах. В то же время, в случае изменения административных границ, под новое властное пространство подстроится вся территориальная система общества. Это дает основание выделить главную роль территориального устройства государства в территориальной системе общества.
Так, С. И. Некрасов по поводу толкования термина «территориальное устройство» отмечал, что в научной литературе встречаются различные определения системы разделения государства на определенные части: «национально - территориальное устройство», «территориальное устройство», «государственное устройство», «административно-территориальное устройство», «территориальная организация публичной власти», «политико-территориальное устройство», «национально-государственное устройство», «политико-территориальная (территориально - политическая организация государства»[5].
В свое время в советской юридической литературе существовала неопределенность относительно терминов «административно-территориальное деление» и «административно-территориальное устройство» и преимущественно они отождествлялись. В частности, Транин А.А. в свое время отмечал, что под понятием территориального устройства принято понимать составную часть государственного устройства, которая обеспечивает построение и функционирование соответствующих хозяйственно-политических единиц и устанавливает определенные взаимоотношения между ними. Территориальное устройство в широком понимании включало административно-территориальное деление[6].
В то же время советский ученый В. Ржевский настаивал на том, что понятие территориального устройства необходимо использовать вместо понятия государственного устройства в его узком значении[7]. Отдельные ученые наоборот, высказывали мнение, что понятие государственного устройства должно включать не только понятие территориального устройства государства, но и организацию государственного механизма (структуру центральных государственных органов), поэтому территориальное устройство государства видовое понятие родового понятия государственного устройства[8]. То есть, существует мнение, что понятие «государственное устройство» в повседневной речи употребляется в слишком широком значении для характеристики государственного устройства, системы государственного управления[9].
В. Н. Лексин, в свою очередь, выражал точку зрения, что сам термин «территориальное устройство» употребляется параллельно с термином «государственное устройство» для обозначения политико-территориальной организации государства, характеризуются внутренним разделением территории государства на отдельные территориальные единицы, статусом этих единиц и формой их правовых отношений между собой и с государством в целом[10]. Проблема территориального устройства государства прежде всего связана с тем, что государственная территория имеет сложную структуру:
- во-первых, она включает как суходольную территорию, так и территориальное море, внутренние воды, недра, воздушное пространство;
- во-вторых, государственная территория имеет соответствующую внутреннюю организацию. Она делится на отдельные территориальные (политико-территориальные, самоуправляемые или административно-территориальные) единицы, система которых образовывает территориальное разделение государства. В то же время, территориальное устройство государства нельзя сводить к ее территориальному (административно-территориальному) делению. Эти понятия соотносятся как общее и частичное, последнее составляет лишь географическую основу территориального устройства.
Б. А. Страшун интерпретирует территориальный строй или территориальную организацию государства как систему отношений между государством в целом, то есть ее центральной власти и территориальными составными частями, их населением и действующими органами публичной власти[11].