Файл: Учебнометодическое обеспечение хода преподавания летописи в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оборудование современного кабинета истории, как и в советское время, может быть представлено тремя частями: специальной мебелью и приспособлениями, технической аппаратурой и наглядностью, учебными пособиями. Хотелось бы немного подробнее остановится на наглядных и учебных пособиях в школе. Присутствие наглядных пособий в кабинете истории очень важно. Благодаря их активному использованию в учебном процессе, у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Несмотря на внедрение новых технологий, наглядные информационные пособия, такие как стенды, в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.

Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Кабинет истории должен содержать так же и атрибуты государственности России (текст гимна, герб, изображение флага) – для развития патриотических чувств.

Кабинет нового поколения



Ключевым инструментом в современном кабинете истории, несомненно, должен стать компьютер, а сам кабинет должен быть максимально информативным.

Такой «кабинет нового поколения» должен удовлетворять следующим требованиям: а) наличие проекционной техники, позволяющей одновременно демонстрировать изображение на мониторе и на экране с диагональю не менее 1,5 м (только при таком размере можно обеспечить хорошую видимость текста для учащихся, сидящих на последних партах); б) оснащение устройствами оцифровки графики и видеороликов; в) возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками; г) подключение по широкополосному каналу к Интернету и к внутри школьной сети (школьному ресурсному центру); д) возможность тиражировать необходимые материалы в печатном виде.

Чтобы эти требования удовлетворить, класс должен быть оборудован следующей техникой (идеальный вариант): 1) компьютер с мощными мультимедийными возможностями; 2) мультимедиа-проектор; 3) акустическая система; 4) интерактивная доска 5) сканер с возможностью сканирования; 6) цветной универсальный принтер; 7) система обратной связи (пульты, аналогичные используемым в программе «Кто хочет стать миллионером», для выяснения мнения зрителей; возможен вариант использования для этой цели графических планшетов, подключаемых по радиоканалу)
7. Аппаратура может находиться в кабинете или доставляться в него по мере необходимости. Если кабинет оснащён техническими средствами обучения, то необходимо иметь устройство для зашторивания.

Достижение новых технологий - интерактивная доска, обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении. Интерактивная доска - это идеальное решение для учебного класса. Различные размеры позволяют подобрать решение и для небольшого класса, и для просторной аудитории. Благодаря удобству использования и большому набору возможностей, интерактивные доски займут достойное место везде, где необходима демонстрация визуального материала и тесное интерактивное взаимодействие с аудиторией.

Для успешного использования ТСО на уроке необходимы:

– специальная подготовка учителя;

– современная аппаратура.

Для эффективного использования ТСО на уроке немаловажное значение имеет умелая работа учителя. Учитель должен уметь: пользоваться любыми видами теле-, аудио-, видеоаппаратуры; уметь делать запись или перезапись с любого источника звука. От его уверенных и умелых действий на уроке зависит не только исправность техники, но и чёткая организация учебного процесса с использованием ТСО.

Непременным условием высокой эффективности ТСО является слово учителя, которое способствует осознанности восприятия и усвоения, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Наличие хорошо оборудованного кабинета истории ведёт за собой более широкое привлечение современных технических средств обучения, наглядных и иных пособий, необходимых для повышения эффективности урока. При правильной организации наличие кабинета сказывается на всем процессе обучения истории, на методике обучения, на разнообразии уроков, на организации самостоятельной работы, на отношении учащихся к предмету. Внедрение в практику обучения различных технических и информационных средств позволяет в значительной степени активизировать учебный процесс. Благодаря ТСО история не просто визуализируется, а в буквальном смысле слова оживает в виде реконструкций, документальной хроники и отображения исторических источников, сохранившихся до наших дней. Люди, события, архитектура и быт разных эпох – все это воссоздается на экранах, прямо перед взорами учеников, что делает учебный процесс более привлекательным с точки зрения учащихся. Применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики.



Оснащение кабинета — это дело не только администрации, но и эстетический вкус, и профессионализм учителя, т.к. от него зависит подготовленность кабинета к учебному процессу. Кабинет может носить в учебном процессе основную вспомогательную роль. И учителю необходимо определить роль кабинета в его работе и постараться, чтобы кабинет состоял не только из стен и мебели, а соответствовал требованиям, предъявляемым аттестации кабинета. Эффективность работы в условиях учебного кабинета во многом зависит от соблюдения следующих требований:

– своевременного включения в учебный процесс имеющихся в кабинете книг и наглядных пособий;

– комплексного использования средств обучения;

– систематической организации самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

– дифференциации заданий для самостоятельной работы учащихся с книгами и дидактическим материалом;

– активизации познавательной деятельности учащихся в процессе использования каждого средства обучения.

В условиях грамотно, рационально оборудованного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений, для осуществления нравственного воспитания учащихся. Изучение истории позволяет прикоснуться к давно ушедшим эпохам, учит анализировать настоящее и предвидеть будущее. История помогает учащимся почувствовать себя частью великой державы с богатейшим историческим наследием. Кабинеты истории и обществознания - важнейшее средство учебно-познавательной деятельности учащихся.

Заключение



Учебные кабинеты открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания. Организация в школах учебных кабинетов способствуют повышению культуры работы учителя, его квалификации, качества знаний учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится паспортизация учебного кабинета. Цель паспортизации учебного кабинета - проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Паспорт учебного кабинета – документ, информирующий о принадлежности кабинета, его персонале, изучаемом предмете, об оснащении кабинета, степени его использования в течение года, плане развития и других параметрах. В паспорте должны быть отражены основные задачи кабинета:


    1. нормативно-организационная (пропаганда решений и указаний отдела образованием, руководства ОУ и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания);

    2. дидактико-методическая (в организации, подготовке и проведении уроков, общешкольных мероприятий по предмету, организация научной и исследовательской работы учащихся);

    3. информационно-проблемная (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);

    4. практическая (оказание помощи учащимся в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических разработок и образцов творческих работ, организация консультаций для слабоуспевающих учащихся);

Как видно из двух приведенных примеров паспортизации кабинета эти задачи были реализованы максимально. В обоих паспортах приводятся планы организации работы кабинета, перечисляется имущество и оборудование, средства обучения. Также, что не маловажно, перспективы работы кабинета.

Таким образом, современный кабинет истории в школе должен отвечать самым последним требованиям. Правильно оформленный кабинет способствует повышению учебно-познавательной способности учащихся, способствует лучшему усвоению материала. Современный кабинет истории ни как не может обойтись без мультимедийных технологий и Интернет-ресурсов. Доступность любых информационных ресурсов способствует формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи. Помимо освоения самой истории, учащиеся параллельно осваивают и работу на компьютере, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.


Список литературы





  1. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. для пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / С. А. Ежова [и др.]. – М.: Просвещение, 1986

  2. Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 1999

  3. Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972

  4. Шапарина, О. Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 2008. – №3

  5. Чернов, А. И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития // Преподавание истории в школе. – 2008. – №3




1Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособ. для пед. ин-тов по спец. № 2108 «История» / С. А. Ежова [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – С. 245.


2 Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практическое пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 166.

3 Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – С. 340.

4 Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – С. 341

5 Вагин, А. А. Методика обучения истории в школе / А. А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – С. 341

6 Шапарина, О. Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 2008. – №3. – С. 18

7 Чернов, А. И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития // Преподавание истории в школе. – 2008. – №3. – С. 7