Файл: Учебнометодическое обеспечение хода преподавания летописи в школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с документами по аттестации кабинета в нем должны быть представлены:
1. Учебно-методическая литература: учебники, книги для чтения, хрестоматии, профессиональные журналы, газеты и т.д. В школьной библиотеке выделен отдел по истории и заведена картотека, которая может быть продублирована для кабинета истории для ориентации внеклассного чтения по истории, подготовки докладов и сообщений, организации работы на уроках.
2. Дидактический раздаточный материал. Это могут быть карточки для получения конструктивных ответов, карточки-тесты, демонстрационные материалы и т.д.
3. Плоскостные наглядные пособия: репродукции картин, карты, схемы, аппликации.
4. Объемные наглядные пособия: модели, макеты.
5. ТСО, диотека, фонотека.
Систематизация, хранение учебно-наглядных пособий в учебном кабинете
Размещение, систематизация и хранение средств обучения в кабинете должно соответствовать научной организации труда учителя и учащихся. То есть всё оборудование хранится таким образом, чтобы учитель в любой момент мог быстро найти и подготовить любой предмет учебного оборудования к использованию на уроке или во внеклассной работе.
Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и по классам. Демонстрационные пособия и раздаточный материал хранятся отдельно, в специально предназначенных для этого шкафах. Шкафы целесообразно размещать так: у задней стены два шкафа и один у передней стены, вблизи стола учителя. Учебники, книги для внеклассного чтения хранятся в шкафах, расположенных у задней стены кабинета. В шкафу у стола учителя размещаются справочная и методическая литература для учителя, словари, картотеки.
Для хранения аудиовизуальных средств обучения необходимо иметь специальные приспособления. Грампластинки должны храниться в полиэтиленовых конвертах в вертикальном положении. Аудио- и видеокассеты хранятся в шкафах также в вертикальном положении, а диафильмы в специальных ящиках с ячейками.
Все пособия систематизируются по темам и классам, нумеруются. Для каждого вида пособия составляется список, где указывается название темы, класс, название пособия, его номер, чтобы учитель мог быстро без труда отыскать необходимое ему пособие. Все пособия вносятся в картотеки (по темам, по классам) и в общий каталог средств обучения, имеющихся в кабинете. Каждый раз указывается присвоенный пособию номер. Таблицы хранятся в специальных ящиках, которые размещаются под классной доской или вдоль боковой стены кабинета под стендами.
Большую помощь в научной организации учебно-воспитательного процесса может оказать картотека подготовки учителя к уроку. В такой картотеке на каждый конкретный урок разрабатываются (в соответствии с определёнными учебно-воспитательными задачами) методы, организационные формы, средства обучения, намечаются конкретные упражнения, кадры экранных пособий, фрагменты звуковых пособий и пр. Последовательность их включения в учебно-воспитательный процесс, их рациональное сочетание.
Экспозиция в учебном кабинете
Экспозиция должна иметься практически в каждом кабинете.
Она, прежде всего, определяет внешний вид кабинета. Красиво, со вкусом оформленные стенды, продуманное расположение экспонатов, подбор цветов – всё играет важную роль в решении задач эстетического воспитания учащихся.
Однако этим не ограничивается роль экспозиции в кабинете. Стенды с экспозиционными материалами следует рассматривать не только как часть интерьера кабинета, но и как своеобразное средство обучения и воспитания. Экспозиция используется для информации, которая позволяет учащимся пополнить знания об изучаемом предмете, организует самостоятельную деятельность учащихся с помощью продуманных заданий и инструкций. Она облегчает включение в учебный процесс самодельных средств обучения.
Воспитывающая функция экспозиции реализуется через содержание отобранных экспонатов: материалы текущей периодики, материалы об изучаемой науке, изобразительный материал и др.
По назначению можно выделить следующие группы стендов:
1) расширяющие представление учащихся о предмете;
2) по материалам текущей периодики;
3) по отдельным вопросам программы;
4) с материалами по учебным темам.
Экспонаты, используемых в экспозиции:
– изобразительный материал (рисунки, картины, фотографии, открытки);
– текстовый материал (подписи к иллюстрациям);
– инструктивный материал (разного вида задания для домашней работы).
Соотношение текстового и изобразительного материала на стендах решается с учетом особенностей восприятия информации. Читать большие по объему тексты стоя неудобно. Именно поэтому на стендах, как правило, должен преобладать изобразительный материал, а текст должен быть небольшого объема. Характер текстового и изобразительного материала зависит от назначения стенда.
Экспонаты для экспозиции отбираются учителем с учетом уровня подготовки учеников данного класса. На стендах может быть расположен материал, который, по мнению учителя, представляет трудности для учащихся. Это могут быть вопросы программы, которые ученики отрабатывают в данное время или изучали ранее, но плохо запомнили.
Интересные юмористические рисунки и остроумные задания привлекут внимание учащихся, вызовут желание познакомиться с экспозицией во внеурочное время, что будет способствовать более прочному запоминанию изучаемых тем.
С помощью стенда можно проводить различные викторины.
В конце года стенд может быть использован для экспонирования инструктивно-информационных материалов, которые помогут учащимся выпускного класса лучше подготовиться к экзаменам.
Успешное применение стендов в учебно-воспитательном процессе как своеобразной формы организации самостоятельной работы учащихся во многом зависит от последовательности и требовательности учителя. Работа должна быть организована так, чтобы ученики твёрдо знали, что помещенное на стенд задание будет проверяться. Только так можно добиться ответственного отношения учащихся к заданиям на стендах.
Отбирая материал для экспозиции и решая вопрос его оформления, необходимо иметь в виду особенности восприятия экспонатов стенда. Прежде всего, важно избегать перегруженности кабинета экспозиционными материалами. Отобранные экспонаты должны быть красиво оформлены и продуманно расположены. Четко и красиво оформленные подзаголовки помогут учащимся ориентироваться в информации стенда. Они исполняют роль своеобразных сигналов, ориентиров в процессе восприятия.
Продуманное цветовое решение экспозиционных материалов имеет большое значение. Следует помнить, что красный цвет целесообразно использовать не для выделения названия стенда, а для акцентирования внимания учащихся на какой-либо важной информации. При выборе цветового оформления стендов следует помнить о необходимости избегать как пестроты (использовать не более двух-трех цветов), так и монотонности. Название стендов желательно писать крупными буквами. Причем шрифт названий и подзаголовков должен быть выполнен в одном стиле. При подготовке заданий, информационных и инструктивных текстов желательно набрать их на компьютере. При этом объем текстов не должен превышать половины печатной страницы.
Важным требованием к работе со стендами является периодическая смена экспонатов. Это требование должно соблюдаться по той причине, что материалы, которые в течение длительного времени находятся перед глазами учащихся, постепенно перестают их интересовать, так как не содержат для них новой информации. Материалы, которые экспонировались на стендах, желательно сохранять, чтобы можно было их повторно использовать спустя некоторое время.
Хорошо продуманная экспозиция и систематическое использование её в учебном процессе способствуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, расширяют кругозор, углубляют знания учащихся по предметам. Информация, размещенная на них, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников. Наличие в кабинете стендового материала предполагает размещение как постоянных, так и сменных учебно-информационных стендов. Педагог О. Н. Шапарина предлагает по минимуму ограничиться четырьмя стендами: «Информация для учащихся» (постоянный стенд); «Это интересно...», «Творческие работы учащихся»; «История нашего края (города и т. п.)» (стенды с периодической заменой материала)6.
Стенд «Информация для учащихся» содержит материалы, которые используются учениками на уроках и в домашней работе. Он носит обучающий характер и содержит памятки для учащихся и т. п. материалы. Возможно размещение на данном стенде информации об экзаменах по истории и обществознанию, правил написания эссе и пр. Стенд «Это интересно...» предполагает размещение иллюстративного и письменного о биографиях знаменитых людей, об интересных событиях из всемирной и отечественной истории и пр. Поскольку стенд призван привлечь внимание учащихся, иллюстрации должны занимать не менее 1/4 его площади, причем это должны быть иллюстрации хорошего качества. Если интересный письменный материал сегодня можно легко взять из Интернета, то иллюстрации из этого источника для размещения на стенде, как правило, непригодны. Качественно распечатать сканированные иллюстрации на цветном ксероксе часто бывает затруднительно, а тратить имеющуюся хорошую иллюстрацию на стенд нередко бывает жалко. В результате стенды получаются «слепыми» (без иллюстраций), что на многих детей сегодня действует отталкивающе. Планируя оформление стендов, учитель должен обязательно учитывать имеющиеся возможности в плане использования иллюстративного материала.
На стенд «Творческие работы учащихся» вывешиваются наиболее интересные тематические доклады, рисунки и т. п. Материалы стенда «История нашего края (города и т. п.)» необходимо разделить на рубрики по тематическому («Наши великие земляки» и пр.) или хронологическому основаниям. Помимо данных «минимально необходимых» могут быть оформлены и другие стенды. Если они носят постоянный характер, то должны быть посвящены не какому-либо конкретному событию или историческому персонажу (иначе детям быстро надоест смотреть на них), а своего рода «пронизывать» и обобщать всю историю страны (или её большую часть). Вообще же отбор информации для стендов позволяет учителю показать своё видение того, как учить и чему учить. Для учащихся стендовый материал носит как обучающий, так и познавательный характер.
.
Санитарно-гигиенические требования к кабинету в школе
Школьная мебель должна быть представлена тремя группами В, Г, Д в соответствии с количеством ростовых групп. При этом должно выдерживаться расстояние:
-
от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5 м; -
от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м; -
от задней стены до последних парт (столов) – 0,65 м; -
от классной доски до первых парт (столов) – 2 м; -
от классной доски до последней парты (стола) – не более 8 м; -
между рядами – о,6 м.
Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года. Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты по росту.
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Классная доска должна обладать определёнными свойствами, которые соответствуют специфике учебного процесса, функциональным особенностям и роли различных средств обучения при их комплексном использовании. Классная доска служит для демонстрации различных средств наглядности. Она занимает почти всю переднюю стену. Поэтому именно на доске должны быть предусмотрены приспособления для демонстрации, например, картин, таблиц. С этой целью могут быть использованы роликовые держатели или магниты, если на доске есть железный лист. Крепление таблицы, картины таким образом удобно и требует минимальных усилий и времени, что отвечает требованиям научной организации труда.
Площадь кабинета не менее 60 метров квадратных. Уровень окон — 80 см от пола. Свет должен падать с левой стороны. Влажность воздуха 40-60 %. Температура воздуха 17-20 градусов Цельсия.