Файл: Корпоративная культура организации (Основные тенденции формирования и развития корпоративной культуры организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первой главе выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы формирования корпоративной культуры в организации торгово-оптовой сферы и сделаны следующие выводы.

В литературе не существует единого подхода к определению корпоративной культуры. В рамках данной бакалаврской работы за основу принято определение Ю.Г. Семенова: «корпоративная культура – это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членами организации». Также в литературе не существует единой классификации типов организационных культур, свойств и признаков, присущих корпоративной культуре. Однако все авторы сошлись во мнении, что корпоративная культура является самым мощным фактором, влияющим на организационное поведение сотрудников с точки зрения их мотивации, регуляции и, в целом, эффективности их деятельности.

Анализ литературных источников показал, что разные авторы предлагают разные модели корпоративной культуры. В рамках данной ВКР за основу принята модель корпоративной культуры, предложенная Г.Джонсоном.

Формирование корпоративной культуры – это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках корпоративной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру.

Анализ литературных источников показал, что оценить эффективность корпоративной культуры количественно достаточно сложно. Однако А.Н.Демьяненко предложил ряд показателей, с помощью которых можно провести анализ обеспеченности элементного состава и ресурсного обеспечения корпоративной культуры в организации.

Во второй главе выпускной квалификационной работы была дана организационная характеристика ООО «БРИЗ», проведен анализ существующей корпоративной культуры и выявлены основные проблемы существующей корпоративной культуры.

На основании проведенного исследования по методике Д.Коула был сделан вывод, что в ООО «БРИЗ» необходимо формировать рыночно-адхократический профиль корпоративной культуры. Основными проблемами развития корпоративной культуры в ООО «БРИЗ»являются:

  • отсутствие стратегических установок определяющих общее направления развития организации и направления развития существующей корпоративной культуры;
  • отсутствие долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов развития организации;
  • отсутствие в организации системы мотивации новаторского отношения к труду на всех уровнях корпоративной структуры управления;
  • отсутствие системы обратной связи с потребителями;
  • отсутствие системы менеджмента качества предоставляемых услуг.

Разработанный алгоритм формирования организационной культуры ООО «БРИЗ» позволил структурировать процесс совершенствования культуры, разбив его этапы. Данный алгоритм применим на любом другом предприятии, так как не имеет никаких жестких рамок.

Анализ уровня развития организационной культуры показал, что в компании преобладает органический тип культуры согласно типологии Коула. Все элементы достаточно развиты, хотя существуют некоторые разрывы между текущим и сложившимся уровнем. Эти разрывы обуславливают необходимость разработки мероприятий по доведению культуры компании до желаемого уровня.

Внедрение разработанной системы по управлению корпоративной культурой компании требует ежегодных вложений в размере около 200 тыс. рублей. Анализ финансового состояния показал, что компания располагает достаточными ресурсами для финансирования предложенной схемы. Денежные средства на мероприятия предполагается выделить из чистой прибыли компании.

Эффективность формирования корпоративной культуры очевидна: создается благоприятный имидж компании, увеличивается узнаваемость, за счет чего происходит охват новых рынков, увеличение разнообразия видов услуг, как следствие получение большей сумы прибыли; повышение сплоченности коллектива, удовлетворенности работой; осознание принадлежности себя к компании является дополнительной мотивацией к работе; происходит сокращение числа ошибок, увеличение скорости обработки документов за счет рационального распределения функций между сотрудниками; достигается более эффективное управление персоналом компании.

Итогом работы является разработанная система развития организационной культуры ООО «БРИЗ», представленная в виде дерева целей и содержащая в себя мероприятия по совершенствованию культуры компании, включающая элементы с необходимым уровнем их развития, а также мероприятия, направленные на создание и поддержание культуры ООО «БРИЗ». Наиболее значимыми качественными результатами формирования культуры являются: создание благоприятного имиджа компании; повышение сплоченности коллектива, удовлетворенности работой; осознание принадлежности себя к компании является дополнительной мотивацией к работе; увеличение темпов оперативной деятельности за счет рационального распределения функций между сотрудниками. После реализации предложенных мероприятий элементное обеспечение уровня корпоративной культуры ООО «БРИЗ» составит 91%, а профиль корпоративной культуры будет являться рыночно-адхократическим, что обеспечит более эффективное функционирование предприятия.


Также реализация предложенных мероприятий позволит ООО «БРИЗ» получить экономический, ресурсный, технический и социальный эффекты. Экономический эффект выражается в повышении производительности труда сотрудников ООО «БРИЗ» и увеличении чистого финансового результата предприятия. Ресурсный эффект связан с высвобождением материальных и трудовых ресурсов затрачиваемых на ведение документооборота, так как после приобретение дополнительных единиц техники процедура обработки информации значительно упроститься. Технический эффект выражается в появлении новой техники и информационных ресурсов в ООО «БРИЗ». Социальный эффект заключается в повышении профессионально-квалификационного уровня сотрудников ООО «БРИЗ».

Таким образом, все поставленные задачи курсовой работы решены и цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем: Пер. с англ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 512с.
  2. Архипова, Н.И. Управление персоналом на предприятии: новое в работе с кадрами / Н.И. Архипова, О.Л. Седова, Н.П. Сорокина. - М.: Инфра-М, 2019. - 404 с.
  3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2019. - 506 с.
  4. Атаев, А.А. Управленческая деятельность: учеб. для вузов./ А.А. Атаев. - М.: Экономика. - 2018. - 360 с.
  5. Атаманчук, Г.В. Эффективное управление: учеб. для вузов / Г.В. Атаманчук. - М., 2019. - 566 с.
  6. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: ИПК ГС, 2019. - 402 с.
  7. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: Основы лидерства / Н.П. Беляцкий. - Мн: Новое знание, 2019. - 250 с.
  8. Бокуш Л. Гендерная культура, или Топология взаимоотношений полов в организациях. – СПб.: Наука, 2018. -105с.
  9. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие / В.Р. Веснин. - М.: Инфра-М, 2019. -598 с.
  10. Ветошкина, Т.О. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала / Т.О. Ветошкина // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2017. - №9. - С. 28-35.
  11. Витченко, М.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий / М.Н. Витченко // М.: Маршрут, 2018. - 502 с.
  12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2019. – 527с.
  13. Воронин, А.Г. Организационная культура: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 376 с.
  14. Воронин, А.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие / А.Г. Воронин. - М.: Дело, 2018. - 328 с.
  15. Граждан, В.Д. Организационное поведение / В.Д. Граждан. - Воронин: Квадрат. 2017. - 128 с.
  16. Демьяненко, А.Н. Формирование организационной культуры: учеб. для вузов / А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков. - М.: Высшее образование. - 2019. - 482 с.
  17. Зайцев, Г.Г. Управление персоналом: Учеб. пособие / Г.Г. Зайцев / Санкт-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2019. - 384 с.
  18. Зокин А.А. Гудвилл: экономическая сущность и методы учета //Аудитор. – 2016. - №7. – с.12-14.
  19. Зотов, В.Б. Построение корпоративной культуры: Учебник для вузов / В.Б Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 279 с.
  20. Зудина, Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособие / Л.Н. Зудина. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 412 с.
  21. Иванов, В.В. Менеджмент: Справочное пособие / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 718 с.
  22. Иванова С.В. Корпоративная культура: традиции и современность //Управление персоналом. – 2016. - №4. – с.97-99.
  23. Камерон Ким, Куинн Роберт. Диагностика и изменение организационной культуры. - Спб.: Питер, 2016. – 328с.
  24. Камерон Ким, Куинн Роберт. Корпоративная культура в практике бизнеса: символы и образы - http://www.management.com.ua/hrm/hrm022.html
  25. Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с.
  26. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. Пер. с англ. – М., 1991. -322с.
  27. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития: Монография. – М., 2019. – 180с.
  28. Колинз Дж., Поррас Дж. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением. Спб.: Стокгольмская школа экономики, 2018. – 231с.
  29. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособ. для вузов / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 236 с.
  30. Кривоносова, Л.А. Социология управления: Учебник для вузов / Л.А. Кривоносова. - Хабаровск: ДВАГС, 2019. - 176 с.
  31. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М.: Дело, 2017. – 371с.
  32. Магомедов, К.О. Социология управления: Учебник для вузов / К.О. Магомедов. - М.: Прогресс, 2016. - 480 с.
  33. Мизелева Г.С. и др. Корпоративная культура: взгляд изнутри //Справочник по управлению персоналом. – 2018. - №3. – с.21-22
  34. Новоселов, А.В. Факторная структура мотивационной сферы кадров / Ю.В. Новоселов // Проблема психологии профессиональной деятельности кадров. - М.: РАГС, 2019. - 140 с.
  35. Охотский, Е.В. Персонал: культура поведения и деловой этикет / Е.В. Охотский. - М.: РАГС. 2017. - 335 с.
  36. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). – М., 1991. -428с.
  37. Погодина, Г.А. Лидерство как технология / Г.А. Погодина // Справочник по управлению персоналом. - 2018. - № 5. - С. 67-79.
  38. Поршнева, А.Г. Управление организацией: Учебник / А.Г. Поршнев - М.: Экономика, 2019. - 389 с.
  39. Родин О.А. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность / Менеджмент. - № 7. – 2016. – С. 69-77.
  40. Романов, В.Л. Организационная культура: Учеб. пособие / В.Л. Романов. - М.: РАГС, 2018. - 255 с.
  41. Романов, В.Л. Управление организационным поведением: карьерная стратегия и служебная тактика: Учеб. пособие / В.Л. Романов. - М.: РАГС, 2017. - 194 с.
  42. Ромашов, О.В., Социология и психология управления: учеб. пособ. для вузов / О.В. Ромашов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2015. - 473 с.
  43. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. – М.:ЭКОМ, 2016. – 240с.
  44. Седегов, Р.С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия / Р.С. Седегов - Минск, 2019 - 463 с.
  45. Семенов, Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика: Учеб. пособие / Ю.Г. Семенов. - Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2019. - 180 с.
  46. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2017, - 624 с.
  47. Стеклова, О.Е. Организационная культура: учебное пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 127 с.
  48. Тихомирова, О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка: учебное пособие / О.Г. Тихомирова. - СПб.: ИТМО, 2018. - 148 с.
  49. Шалкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие / Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 322 с.
  50. Шумянкова, Н.В. Организационная культура: Учеб. пособие / Н.В. Шумянкова. - М.: Экзамен, 2019. - 640 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Организационная структура ООО «БРИЗ»

Директор

Коммерческая

служба

(коммерческий директор)

Заместитель директора по экономике

Юридическая служба

Служба логистики

(директор по логистике)

Бухгалтерия

Складское хозяйство

Отдел доставки

АТХ

Отдел продаж ЭТК РА

ЭТК «Немирофф»

Отдел сетевых продаж

Служба управления персоналом

(директор по персоналу)

Служба автоматизации

Отдел кадров

Отдел обучения

Московское представительство

Директор

Коммерческая

служба

(коммерческий директор)

Заместитель директора по экономике

Юридическая служба

Служба логистики

(директор по логистике)

Бухгалтерия

Отдел продаж ЭТК РА

ЭТК «Немироф»

Отдел сетевых продаж

Отдел маркетинга

Служба управления персоналом

(директор по персоналу)

Служба автоматизации

Отдел кадров

Отдел обучения

Московское представительство

Отдел поставок

Отдел развития дистрибуции

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для выявления элементов организационной культуры
ООО «БРИЗ»

1. Имеете ли Вы представление о миссии предприятия?

а) да

б) нет

2. Имеет ли место понятие стратегии предприятия?

а) да

б) нет

в) не знаю

3. Насколько ясно Вы представляете себе цели предприятия?

а) представляю ясно

б) в принципе

в) смутно

г) не представляю

4. Откуда Вы получили информацию о целях компании?

а) из беседы с руководителем

б) из документов

в) из бесед с коллегами

г) нет информации

д) из других источников

5. Насколько ясно Вы представляете себе структуру компании?

а) представляю ясно

б) в принципе

в) смутно

г) не представляю

6. Как Вы считаете, есть ли на Вашем предприятии специфический жаргон, особый стиль общения?

а) да

б) нет

7. Существует ли в Вашем подразделении закрепленные правила поведения, этикет?

а) да

б) нет

в) не знаю

8. Знаете ли Вы какой-нибудь лозунг или рекламный слоган Вашего предприятия?

а) да

б) нет

9. Назовите символы Вашей компании


_____________________________________________________________________

10. Устраивает ли Вас месторасположение офиса компании?

а) да

б) нет

11. Считаете ли Вы организацию рабочего пространства удобной?

а) да

б) нет

12. Как Вы считаете, достаточно ли налажена внутрикорпоративная коммуникация?

а) да

б) нет

13. Слагаются ли какие-либо легенды о деятельности предприятия, о ее основателях?

а) да

б) нет

14. Проводились ли в Вашем подразделении конкурсы профессионального мастерства среди работников?

а) да

б) нет

15. Установлен ли в Вашем подразделении особый ритуал поощрения лучших по профессии?

а) да

б) нет

16. В чем выражается традиция поздравления с Днем рождения сотрудников Вашего подразделения?

_____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для выявления типа корпоративной культуры по методу Д. Коула

Выберете для каждого утверждения один из 4-х вариантов продолжения, которые с Вашей точки зрения является наиболее правильным (по принципу «это мне подходит»). В случае затруднения (например, подходит несколько вариантов ответа) выбирайте тот вариант, который бы Вы отметили в первую очередь.

1. Жизнь организации должна направляться

a. сильным руководством

b. постоянными согласованиями и обсуждениями всех членов организации

c. инициативой каждого отдельного сотрудника

d. коллективной работой на основе общей идеи

2. Настоящий руководитель (лидер) в первую очередь должен

a. обладать различными ресурсами (имидж, деньги, связи и т.д.) и пользоваться признанием у подчиненных

b. внушать безусловное доверие и восхищение, являться для остальных «папой»

c. быть «путеводной звездой», инициатором процесса творчества

d. обладать властью и соответствующим положением

3. Повседневная работа должна

a. быть понятной и осуществляться по привычному плану без особых изменений

b. постоянно совершенствоваться

c. зависеть от того, что скажет руководство

d. выполняться и изменяться каждым сотрудником по-своему, исходя из конечной цели

4. Желания и интересы отдельных сотрудников

a. должны согласовываться с интересами организации через договоренности

b. индивидуальны и должны учитываться организацией, если она хочет достичь своих целей

c. должны совпадать с интересами организации

d. должны быть подчинены интересам организации

5. Основная задача руководства

a. задать общую цель и разъяснить, как ее достичь