Файл: Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 849
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат депутата на основе правового статуса депутата Государственной Думы
Глава 2. Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия Депутата Государственной Думы
Введение
Правовой статус депутата Государственной Думы – это один из видов специальных статусов, которыми наделяются лишь определенные категории граждан ввиду особенности их положения и рода деятельности. Специальные статусы имеют свою специфику: дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные текущим законодательством, что выделяет депутатов Государственной Думы среди других государственных служащих и граждан Российской Федерации.
Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом к «фигурам» депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. В настоящее время в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.
В связи с вышеуказанным, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия, а вследствие этого и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точки зрения их правоспособности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· Определение понятие правового статуса депутата Государственной Думы, характеристика основных элементов его структурообразующих;
· Проведение подробного анализа элементов правового статуса депутата Государственной Думы и обобщение исследований ученых-правоведов, сделанных в области элементов, составляющих правовой статус.
- Определение правового статуса члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Работая над данной курсовой работой, я обращался к многочисленным источникам, в которых затрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
В первую очередь, это нормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и другие;
Такое количество работ, посвященных теме правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации говорит об актуальности и интересе к данной теме, что в принципе имеет достаточно объективную причину, так как депутат Государственной Думы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтому в своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутаты Государственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают и как осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.
Положения, выносимые на защиту данной курсовой работы:
· Формулирование понятия правового статуса депутата Государственной Думы, установление его существенных признаков, элементов его структурообразующих;
· Раскрытие содержания установленных элементов правового статуса депутата Государственной Думы, подробный анализ каждого из них:
-права и обязанности депутата Государственной Думы;
-формы деятельности депутата Государственной Думы (участие в работе фракции и работа с избирателями);
-мандат депутата Государственной Думы (возникновение, прекращение и срок действия);
-основные гарантии депутатской деятельности, определяемые характером депутатского мандата (депутатский иммунитет и индемнитет).
-конституционно правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания
Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
Понятие «правовой статус» достаточно широко применяется в науке права и законодательстве в настоящее время.
Слово ««статус» переводится с латинского «status» как положение или состояние кого-либо (чего-либо)»[1], характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанного положения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупности определений, правовой статус – оформленное нормативными актами положение кого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета), его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия»[2].
«Правовой статус депутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированное Конституцией и законами Российской Федерации»[3], к которым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[4], Федеральный Закон «О выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации»[5], Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.
Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются отправными правовыми установлениями для анализа статуса депутата Государственной Думы, его правового положения.
Как уже было сказано ранее, правовой статус подразумевает под собой не только закрепление такового в нормах права в отношении, в нашем случае, депутата Государственной Думы, но и наличие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурной единицей должностного лица»[6].
В настоящее время существует много различных мнений, какие именно элементы входят в состав правового статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.
Однако все ученые – правоведы сходятся в том, что важнейшей составной элемент правового статуса должностного лица – депутата Государственной Думы является его компетенция: его права и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению, Карапетянa С.А. компетенция представлена «совокупностью внешне властных полномочий, выражает сущность правового статуса, и сама представляет систему, состоящую из элементов»[7] таких как:
Права депутата Государственной думы:
1) участие депутата Государственной Думы в заседаниях, в работе комитетов комиссий, парламентских, согласительных и специальных комиссий, создаваемых Государственной Думой, а также в парламентских слушаниях;
2) внесение законопроектов в Государственную Думу;
3) внесение парламентского и депутатского запроса (запроса Государственной Думы и депутата Государственной Думы);
4) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
5) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Обязанности депутата Государственной Думы:
1) Соблюдать этические нормы, правила, утвержденные Государственной Думой.
2) Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
В числе прочих составляющих многие выделяют круг подведомственных депутату Государственной Думы вопросов: поставленные перед ним цели и задачи, возложенные на него функции, ответственность. Любая функция всегда подчинена цели, работает на нее.
Депутат Государственной Думы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому одной из его целей и задач является представительство интересов избирателей во власти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа с избирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведения личного приема и встреч с гражданами.[8]
Также депутат Государственной Думы является участником соответствующей фракции, в составе которой он был избран, и его задачей является посещение и участие в её заседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции, выработке единой программы по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.
Форма деятельности депутата Государственной Думы определяется в соответствии с характером депутатского мандата
Деятельность депутата Государственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[9].
Еще одним очень важным элементом правового статуса Депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно осуществлять свою деятельность.
Среди таких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата как личности»[9].
В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что под правовым статусом депутата Государственной Думы в широком смысле следует понимать обусловленное социально-политической сущностью общества фактическое положение депутата, регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемое соответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутата Государственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов, всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата, а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности, осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.
1.2 Мандат депутата на основе правового статуса депутата Государственной Думы
«Определение характера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной думы с избирателями, - свободный или императивный мандат играет решающую роль при определении правового статуса выборного должностного лица, так как является его (статуса) основополагающим принципом»[10].
· как документ, удостоверяющий законность полномочий депутата;
· совокупность его прав, обязанностей, привилегий и других рассмотренных выше элементов правового статуса;
· определенная форма взаимоотношений депутата с избирателями, определяемая сущностью и политико-правовой природой такого мандата»[11].
По форме взаимоотношения депутата с избирателями «в теории конституционного права традиционно выделяют: свободный и императивный мандат депутата»[12].
Под императивным мандатом подразумевается представительство депутатом, прежде всего, своего избирательного округа, его ответственность перед избирателями. Депутат следует наказам избирателей, и может быть отозван избирателями, в случае, если он не оправдал их доверия. Императивный мандат дает минимальный набор социальных гарантий депутатской деятельности. Такой вид мандата характерен только для депутатов представительных органов муниципальных образований.
Под свободным мандатом подразумевается, что «депутат является представителем всего народа государства, не может быть связан наказами избирателей, не должен отчитываться перед ними о своей деятельности и соответственно не может быть отозван ими»[13].
В Законе прямо и четко не говорится о характере мандата депутата Государственной Думы, что при анализе основных законов: Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Регламента Государственной Думы и др., можно сделать вывод, что для депутата Государственной Думы в большей степени характерно наличие свободного мандата.
Подтверждением наличия свободного мандата у депутата Государственной Думы является Постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации», где «был сделан вывод о свободном характере депутатского мандата на федеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлении своих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести»[14]