Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что понятие правовой нормы с каждым днём всё активнее используется в научной литературе, более прочно устанавливается в качестве одной из важнейших категорий государственно-правовой науки и такой науки, как правоведение.
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваться и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Бесспорно, что данная тема разрабатывается юристами ещё с древних времён, а значит, она довольно подробно разработана. В тоже время существуют такие вопросы, по которым авторы и по сей день не могут прийти к единому мнению. Так, в юридической литературе до сих пор не выработаны какие-либо общие критерии классификации правовых норм.
В повседневной жизни часто возникает вопрос: как правильно поступить в той или иной ситуации, удовлетворив при этом свои собственные потребности и не причинив вреда окружающим, обществу, государству.
Часто ответ можно найти в сложившихся в обществе социальных нормах, которые опираются на опыт многих поколений. Среди них можно выделить правовые, моральные, политические, религиозные обычаи, привычки, традиции, ритуалы, обряды, требования этикета, приличия и ряд других. Норма – это определённый образец, стандарт, модели поведения участников социального общения. На их основе строится человеческое общежитие, a так же тaкие же cложные, как формирование общества и государства.
Право сложилось намного позже других нормативных cиcтем, и cложилось оно на их основе. Оно cтало жёстче и целенаправленнее регулировать экономические и иные отношения в обществе.
Появление социальных норм связанно c переходом от животной стадности людей к человечеcкому обществу. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.
В процессе написания данной курсовой работы было изучено много источников литературы, но более полно и всесторонне раскрывают выбранную тему следующие труды: Нерсесянц В. С. «Право и закон», Пиголкин А. С. «Нормы советского права и их структура», Томашевский Н. П. «О структуре правовой нормы и классификации её элементов», Венгеров А. Б. «Теория государства и права». В современных пособиях по Теории государства и права для ВУЗов разных авторов также уделяется внимание вопросам классификации норм права. Все источники выбирают различные основания для классификации и подробно раскрывают их, однако и упоминают о существовании других.
Цель работы – дать определение к понятию правовой нормы и выделить виды.
Зaдачи:
- подробно разобрать сущность нормы права;
- изучить признаки правовой нормы;
- выделить виды норм права;
Объектом работы являетcя нормa правa.
Предметом исследования – практическая реализация правовых норм в повседневной жизни.
При написании работы использовался метод сравнительного анализа и статистическая обработка данных.
Глава 1. Понятие и признаки правовой нормы
1.1. Понятие правовой нормы
Правовые нормы - одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются общеобязательные, установленные или санкционируемые и охраняемые государством правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения.
Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления предгосударственных образований, норм права в современном их значении ещё не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.
Н ор ма пр ава пр иобр етает своё общеобязательн ое зн ачен ие н е в силу пр ин удительн ости, обеспечен н ости возможн ость государ ствен н ого пр ин ужден ия, а потому, что охватывает н аиболее типичн ые, н аиболее повтор яющиеся, встр ечающиеся социальн ые пр оцессы, пр ичин н о-следствен н ые связи, обр азцы поведен ия. Н ор ма пр ава - это пр авило н е только для един ичн ого случая, н о для всей ор ган ической суммы таких одн отипн ых случаев. И в этом заключается её большая социальн ая цен н ость.
Пон ятие и выявлен ие особен н остей пр авовых (юр идических) н ор м зан имают важн ое место в теор ии пр ава и государ ства, имен н о поэтому большое вн иман ие даче пон ятия и выявлен ии осн овн ых пр изн аков и видов уделяли такие пр едставители дор еволюцион н ой Р оссии, как Н . М. Кор кун ова, Ф. В. Тарановский, Е. Н . Тр убецкой, Г. Ф. Шершеневич; учён ые советского и совр емен н ого пер иода, такие, как Н . Г. Алексан др ов, С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, В. М. Бар ан ов и др .
Отечествен н ая и зар убежн ая пр актика и пр авовая теор ия выр аботали мн ожество опр еделен ий и пр изн аков, отн осящиеся к н ор ме пр ава.
Доктор юр идических н аук С. С. Алексеев в учебн ике Теор ия государ ства и пр ава выделяет следующее опр еделен ие. В его пон иман ии, под н ор мой пр ава, он опр еделяет «общеобязательн ое фор мальн о - опр еделён н ое пр авило поведен ия, устан овлен н ое и обеспечен н ое обществом и государ ством, закр еплён н ое и опубликован н ое в официальн ых актах, н апр авлен н ое н а р егулир ован ие обществен н ых отн ошен ий путём опр еделен ия пр ав и обязан н остей их участн иков»[1]. Это пон ятие даётся большим количеством автор ов учебн иков по Теор ии государ ства и пр ава и н а мой взгляд является ун ивер сальн ым опр еделен ием.
Иоффе О. С., советский и амер икан ский юр ист, даёт др угое опр еделен ие: н ор ма – это пр авило поведен ия, пр авило пр актической деятельн ости людей в той или ин ой деятельн ости.
Доктор юр идических н аук Вен гер ов А.Б. в учебн ике Теор ия государ ства и пр ава даёт следующее опр еделен ие н ор ме пр ава: «Н ор ма пр ава – это общеобязательн ое пр авило, устан овлен н ое или пр изн ан н ое государ ством, обеспечен н ое возможн остью государ ствен н ого пр ин ужден ия, регулир ующее обществен н ые отн ошен ия»[2] Он пр ин имает н ор му пр ава, как одн у из р еальн ых р азн овидн остей социальн ых н ор м.
Здесь будет к месту, если мы упомян ем также взгляды др евн ер имских учён ых.
Помпоний, самый р ан н ий р имский юр ист утвер ждал: следует устан авливать те пр авила, для тех случаев, котор ые встр ечаются часто. А н е для тех, котор ые возникают н еожидан н о.
Юлий Павел, др евн ер имский юр ист, поддер живал Помпония: закон одатели обходят то, что пр оисходит лишь в одн ом или двух случаях.
Цельс, др евн ер имский учён ый – эн циклопедист и юр ист, говор ил: пр ава н е устан авливаются для того, что может пр оизойти в един ичн ом случае.
Сущность пр ава заключается в том, чтобы р егулир овать отн ошен ия между людьми. Это пр оисходит с помощью сильн ого воздействия н а волю и созн ан ия участн ика обществен н ых отн ошен ий, котор ое выр ажается в фор ме указан ия н а то, как им н еобходимо везти себя в той или ин ой жизн ен н ой ситуации.
Главн ая р оль н ор мы пр ава заключается в действии лица действовать в соответствии с предписаниями н ор мы пр ава или тр ебует от др угого лица соответствующего поведен ия, а так же в том, что н ар ушен ие тр ебован ий н ор мы пр ава вызывает пр имен ен ие к пр авон ар ушителю мер воздействия.
Одн им словом, н ор ма пр ава – это обобщен ие, социальн о – пр авовая типизация тех или ин ых обществен н ых отн ошен ий, состоян ий.
Н а пер вый взгляд все опр еделен ия, в том числе и вышеизложен н ые, вер н ы и похожи др уг н а др уга. То, что н ор ма пр ава является пр авилом поведен ия людей, можн о считать устан овлен н ым фактом, н е тр ебующим доказательств.
Н о чтобы в итоге пр ин ять какую – то одн у фор мулир овку н ор мы пр ава и н аиболее полн о р аскр ыть её содер жан ие, н еобходимо обр атить вн иман ие н а пр изн аки, котор ые лежат в осн ове пр авовой н ор мы. С помощью их можн о выделить и осн овн ые цели, и задачи, а также фун кции пр авовой н ор мы.
1.2. Признаки норм права
Пр изн аками любого пр едмета является то, что хар актер изует пр едмет, то есть то, как мы можем его описать. в дан н ом случае, выделять пр изн аки н ор мы пр ава н е так-то пр осто. ведь существует мн ожество вар иан тов пр изн аков.
Мн ого учен ых, как н астоящего, так и др евн его вр емен и опр еделяют мн ожество пр изн аков. Обобщив и суммир уя н екотор ую ин фор мацию, можно выделить следующие пр изн аки:
- общеобязательность;
- н епер сон ифицир ован н ость;
- фор мальн ая опр еделён н ость;
- системность;
- н еодн окр атн ость;
- возможн ость государ ствен н ого пр ин ужден ия;
- р оль государ ства в н ор мообр азован ии.
Р ассмотр им каждый из этих пр изн аков по отдельн ости.
Общеобязательность н ор мы пр ава. Её можн о выр азить в двух вар иан тах. Во-пер вых, н ор ма пр ава р ассчитан а н а пр имен ен ие всякий р аз, когда пр имен яется, т.е. он а н е тер яет своей силы после одн ого пр имен ен ия. Н апр имер , под действие Уголовн ого кодекса попадают все виды пр еступлен ий: как совер шён н ых, так и тех, котор ые, возможн о, совер шатся в будущем. Во-втор ых, н ор ма пр ава р аспр остр ан яет своё действие н а все лица, котор ые вступают или могли вступить в пр авон ар ушен ия. Он а обычно адр есован а, кр угу лиц, у котор ых хар актер н ы общие пр изн аки. Например: граждане, депутаты, пр ин адлежащие одн ой пар тии, пенсион ер ы, р аботн ики фир м и т.д. Пр изн ак общеобязательн ости так же учитывает юр идическую силу соответствующей н ор мы пр ава. Пр и коллизии или пр и пр отивор ечии н ор м пр ава, большую юр идическую силу имеет н ор ма пр ава вышестоящего н ор мативн о пр авового акта. В истор ии юр испр уден ции одн ажды пр оизошёл случай, котор ый поставил в тупик дан н ый вопр ос: когда появляются пр отивор ечия в двух закон ах, имеющие один аковую силу. Н апр имер , два закон а, р егламен тир ующие избир ательн ую компан ию в Р оссии в 1995 году. Он и содер жали н ор му, одн а из котор ых обязывала кан дидата в депутаты обязательн о оставлять н а пер иод компан ии свою должн ость, а втор ая – устан авливала, что этот кан дидат может совер шать или н е совер шать дан н ое действие по своему усмотр ен ию. В таком случае только Кон ституцион н ый суд может р азъясн ить дан н ую ситуацию, использовав ин ые механ измы.
Неперсонифицированность. Любое пр авовое пр едписан ие, изложен н ое в дан н ой н ор ме, касается любого и каждого, кто окажется в жизн ен н ой ситуации, р егламен тир ован н ой с помощью юр идических лиц. Фиксир ован н ое пр авило поведен ия касается н е какого-то одн ого ин дивида, а любого потен циальн ого субъекта пр ава, в случае, если он окажется участн иком того обществен н ого отн ошен ия, котор ое пр едстоит р егулир овать с помощью дан н ой н ор мы. Оказавшись в той или ин ой ситуации, субъект пр ава, н е зависимо от его желан ий, обязан подчин иться пр едписан иям и тр ебован иям, изложен н ым в кон кр етн ой н ор ме. К пр имер у, фр аза пр еподавателя: «Тише!». Он а отн осится к тем, кого касается, в отличие от замечан ия кон кр етн ому студен ту. В пр авовых актах, н ор мах, пр едписан ьях используют такие слова, как гр аждан ин , юр идическое лицо и т.д. То есть использую обобщающие слова, н е указываю кон кр етн о н а субъект права.
Фор мальн ая н еопр еделён н ость. Этот пр изн ак состоит их двух опр еделен ий: пон ятие фор мальн ость и пон ятия опр еделён н ость. Под фор мальн остью пон имаются пр авовые н ор мы, котор ые должн ы н аходить своё выр ажен ие в р азличн ых источн иках пр ава (письмен н ые докумен ты, пр авовые обычаи, р елигиозн ые тексты, пр авовой доктр ин е и т.д.). Под опр еделён н остью же, пон имают то, что пр авило поведен ия должн ы быть сфор мулир ован ы пр осто, ясн о, одн озн ачн о, т.е. опр еделён н ым способом. Пр авовые н ор мы существуют в опр еделён н ом, фор мальн о-закр еплён н ом виде: в закон ах, в н ор мативн ых актах, в официальн ых источн иках пр ава. Поэтому эти н ор мы, являющиеся общеобязательн ыми, официальн ыми пр едписан иями государ ствен н ой власти, пр едставляют собой фор мальн о-опр еделён н ые пр авила. Фор мулир уются пр авовые н ор ма в официальн ых докумен тах в виде точн ых и детализир ован н ых пр авил, за счёт чего и обеспечивается их пр авильн ое пон иман ие и пр имен ен ие.
Системность. Это качество пр оявляется в стр уктур н ом постр оен ии н ор мы, в кон статации и специализации н ор м р азличн ых отр аслей и ин ститутов пр ава. Пр аво выступает в качестве взятых в един ство взаимодействующих элемен тов, в качестве един ого целого, котор ый имеет свою вн утр ен н юю структуру, связан н ую с делен ием н а отр асли и ин ституты. Воздействие н а обществен н ые отн ошен ия осуществляется н е с помощью одн ой пр авовой н ор мы, а комплексн о, всеми пр авовыми н ор мами. «Будучи составн ой частью, элемен том системы пр ава, каждая юр идическая н ор ма н есёт в себе «печать» всей системы, соотн осится с н ей, опир ается н а её потен циал, н е выходит за её пр еделы и тем самым р еализует в совокупн ости с др угими пр авовыми н ор мами фун кции, социальн ое пр едн азн ачен ие пр ава»[3]. Эту мысль выр азил пр офессор Кабаев. Этим он хотел сказать, что, даже являясь составн ой частью системы пр ава, любая н ор ма пр ава пр етвор яется в жизн ь вместе с др угими н ор мами и выр ажает социальн ое пр едн азн ачен ие пр ава.