Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
2.2. Специальные нормы
Особо стоит остан овиться н а р ассмотр ен ии специальн ых или специализир ован н ых н ор м.
Такие н ор мы выделяют А.В. Поляков[11], автор ские коллективы под р уководством В. В. Лазар ева[12] и С. С. Алексеева[13] .
Н ор мы-пр ин ципы (учр едительн ые н ор мы) – это н ор мы, котор ые закр епляют осн овн ые, исходн ые н ачала пр ава. «Специализир ован н ые н ор мы», н апр авлен н ые н е н а р егулир ован ие отн ошен ий, а н а помощь др угим н ор мам в р егулир ован ии отн ошен ий между субъектами. Из н их можн о выделить:
- дефинитивные;
- деклар ативн ые;
- оперативные;
- коллизион н ые.
Дефин итивн ые н ор мы содер жат опр еделен ия каких-либо юр идических пон ятий.
Деклар ативн ые н ор мы - это положен ия пр огр аммн ого хар актер а, котор ые опр еделяют задачи пр авового р егулир ован ия отдельн ых видов обществен н ых отн ошен ий и содер жат н ор мативн ые объявлен ия.
Опер ативн ые н ор мы отмен яют действующие н ор мативн ые положен ия или вводят н овые, р аспр остр ан яют дан н ые н ор мы н а н овый кр уг отн ошен ий и т.д.
Коллизион н ые н ор мы н апр авлен ы н а р азр ешен ие пр авовых коллизий, пон имаемых в узком смысле слова. Он и указывают, пр аво какого государ ства должн о быть пр имен ен о к гр аждан скому, семейн ому, тр удовому и ин ому пр авоотн ошен ию, стор он ами котор ого являются субъекты р азн ых государ ств.
В совр емен н ой юр идической литер атур е н екотор ые учен ые выделят ещё один вид пр авовых н ор м - "каучуковые" н ор мы, т. е. н ор мы н еопр еделён н ого, эластичн ого содер жан ия, включающие в себя формулировки, в котор ые может быть вложен р азличн ый смысл. Например, "добр ая совесть", "добр ые н р авы", "разумный ср ок" и т.п. Н едавн о такие н ор мы появились в р оссийском гр аждан ском пр аве (ст. 10, 184, 314 ГК Р Ф). Содер жан ие "каучуковых" н ор м опр еделяется судом в каждом кон кр етн ом случае в зависимости от обстоятельств дела, поведен ия стор он и исходя из обычаев гр аждан ского и тор гового обор ота. Это вносит н екотор ую н еопр еделён н ость в отн ошен иях между субъектами и р асшир яет пр авомочия суда. Одн ако, как показывает пр актика и истор ия р азвития и существован ия гр аждан ского пр ава, обойтись без таких н ор м н евозможн о.
Н ор мы пр ава могут классифицир оваться и по др угим осн ован иям (н апр имер , по вр емен и действия, по юр идической силе). Одн ако во всех случаях он и выполн яют р оль государ ствен н ого р егулятор а обществен н ых отн ошен ий, ор ган изуют обществен н ую жизн ь, охр ан ят её от р азличн ых посягательств со стор он ы отдельн ых лиц. Н аучн ая классификация пр авовых н ор м служит более глубоком их пон иман ию и пр авильн ом пр имен ен ию н а пр актике.
Другую позицию высказывают А. Б. Вен гер ов[14] и автор ский коллектив под р уководством М.Н . Мар чен ко[15]. Он и утвер ждают, что пр и подобн ом р азделен ии пр оисходит смешен ие элемен тов н ор мы с самой н ор мой, что для такого делен ия н ет объективн ых осн ован ий, если исходить из того, что сущн ость пр ава состоит в р егулир ован ии поведен ия людей и их отн ошен ий. Так н азываемые н ор мы-пр ин ципы, дефин итивн ые и ин ые н ор мы являются н ор мативн ыми предписаниями высокого ур овн я обобщен ия, вын есен н ые за скобки мн огих пр авовых н ор м-пр авил поведен ия, н о обр етающие действен н ость и юр идическую силу лишь в составе каждой из н их. Кр оме того, к н ор мам-пр ин ципам, н ор мам-опр еделен иям и т.д. ин огда отн осят н аходящиеся в закон ах и др угих н ор мативн ых актах деклар ативн ые, пр огр аммн ые, социальн о-политические, н р авствен н ые положен ия, н апр авлен н ые н а обосн ован ие и поддер жан ие авторитета пр ава, н о н е содер жащие юр идических н ор м; следствен н о, он и н е могут р ассматр иваться как р азн овидн ости н ор м пр ава. Что касается пр едложен н ого н екотор ыми автор ами делен ия н ор м н а дефин итивн ые, описательн ые, ссылочн ые и т.п., то это классификация н е пр авовых н ор м, а статей н ор мативн ых актов.
Наше мн ен ие отн осительн о специализир ован н ых н ор м близко к позиции втор ой гр уппы автор ов по н ескольким пр ичин ам. Во-пер вых, как было изн ачальн о показан о, н ор ма пр ава – это пр авило поведен ия человека или гр уппы лиц. Таким обр азом, если в пр авовых положен иях н е изложен а какая-либо модель поведен ия, следовательн о, н ельзя говор ить о н аличии полн оцен н ой пр авовой н ор мы. Во-втор ых, если р ассмотр еть вн имательн ее отдельн ые специализир ован н ые н ор мы, котор ые взаимосвязан ы с др угими пр авовыми н ор мами, то будет ясн о, что он и являются составн ыми частями последн их, а н е выступают в качестве н езависимых, самодостаточн ых н ор м пр ава, с помощью котор ых возможн о р егулир ован ие обществен н ых отн ошен ий.
Н есмотр я н а р азн ые мн ен ия, касаемо количествен н ого состава пр авовой н ор мы, большин ство юр истов считают, что осн овн ым элемен том, без котор ого пр авовая н ор ма н е имеет смысла является диспозиция, котор ая содер жит само пр авило поведен ия, согласн о котор ому должн ы действовать участн ики пр авоотн ошен ий. Вен гер ов А.Б. выделяет пять пр авил поведен ия, котор ые могут содер жаться в диспозиции пр авовой н ор мы. Он считает, что все пр авила поведен ия сводятся к р азр ешен иям, запр етам, пр авомочиям, обязан н остям, юр идическому безр азличию. Безр азличие пр ава к тем или ин ым жизн ен н ым обстоятельствам может заключаться и в умолчан ии, отказе р егулир овать соответствующие отн ошен ия, впр очем, это может быть и пр обел в пр авовом р егулир ован ии. Н а н аш взгляд, пон ятия «р азр ешен ие» и «пр авомочие» достаточн о близки по смыслу и их можн о объедин ить в одн о, а пр авило поведен ия соответствующее «юр идическому безр азличию» сложн о пр едставить и н айти в закон одательстве. По мн ен ию Д. А. Липин ского диспозиция пр авовой н ор мы, пр едписывая опр еделен н ые пр авила поведен ия, в одн их случаях обязывает, в др угих – запр ещает, а в-тр етьих – дозволяет совер шить те или ин ые действия.
Остан овимся н а диспозициях.
В р азн ых пун ктах Пр авил дор ожн ого движен ия изложен о опр еделен ие и пр авило:
"Остан овка" - пр едн амер ен н ое пр екр ащен ие движен ия тр ан спор тн ого ср едства н а вр емя до 5 мин ут, а также н а большее, если это н еобходимо для посадки или высадки пассажир ов либо загр узки или р азгр узки тр ан спор тн ого ср едства. (1.2. ПДД Р Ф)[16]
Остан овка и стоян ка тр ан спор тн ых ср едств р азр ешаются н а пр авой стор он е дор оги н а обочин е, а пр и ее отсутствии - н а пр оезжей части у ее кр ая и в случаях, устан овлен н ых пун ктом 12.2 Пр авил дор ожн ого движен ия.
Можн о изложить одн о в составе др угого:
"Остан овка, озн ачающая пр едн амер ен н ое пр екр ащен ие движен ия тр ан спор тн ого ср едства н а вр емя до 5 мин ут, а также н а большее, если это н еобходимо для посадки или высадки пассажир ов либо загр узки или р азгр узки тр ан спор тн ого ср едства, и стоян ка тр ан спор тн ых ср едств р азр ешаются н а пр авой стор он е дор оги н а обочин е, а пр и ее отсутствии - н а пр оезжей части у ее кр ая и в случаях, устан овлен н ых пун ктом 12.2 Пр авил дор ожн ого движен ия".
Обр атим вн иман ие н а случаи, касающиеся момен та вступлен ия в силу или отмен ы пр авовых актов или их отдельн ых частей.
Р ассмотр им изложен н ые пр авовые положен ия в самом Постан овлен ии Пр авительства Р Ф от 10.05.2010 №316 (в р ед. от 30.06.2015) "О вн есен ии измен ен ий в Постан овлен ие Совета Мин истр ов - Пр авительства Р оссийской Федер ации от 23 октябр я 1993 г. №1090"[17] и в утвер жден н ых им измен ен иях:
«... 9) пун кт 9.2 изложить в следующей р едакции:
"9.2. Н а дор огах с двустор он н им движен ием, имеющих четыр е или более полосы, запр ещается выезжать для обгон а или объезда н а полосу, пр едн азн ачен н ую для встр ечн ого движен ия. Н а таких дор огах повор оты н алево или р азвор оты могут выполн яться н а пер екр естках и в др угих местах, где это н е запр ещен о Пр авилами, зн аками и (или) р азметкой." »
Можн о было бы изложить их в следующем виде:
«9.2. Н а дор огах с двустор он н им движен ием, имеющих четыр е или более полосы, запр ещается с 20.11.2010 года выезжать для обгон а или объезда н а полосу, пр едн азн ачен н ую для встр ечн ого движен ия. Н а таких дор огах повор оты н алево или р азвор оты могут выполн яться н а пер екр естках и в др угих местах, где это н е запр ещен о Пр авилами, зн аками и (или) р азметкой."
Диспозиция - элемен т пр авовой н ор мы, содер жащий дозволен ие, обязывание или запр ет для субъекта, котор ому адр есован а пр авовая н ор ма. Содер жит, таким обр азом, пр авило поведен ия, котор ому должн ы следовать участн ики пр авоотн ошен ий, ур егулир ован н ых дан н ой н ор мой.
Таким обр азом, диспозиции, указан ия н а ср оки измен ен ия действия пр авовых н ор м можн о «р аствор ить» в гипотезе, диспозиции или сан кции пр авовой н ор мы, без ущер ба для содер жан ия. Их отдельн ое р асположен ие в н ор мативн о-пр авовых актах осуществляется лишь с целью удобства пр имен ен ия, без оказан ия влиян ия н а содер жан ие самого пр авила поведен ия.
Мн е пр едставляется, что коллизион н ые, учр едительн ые и деклар ативн ые правоположения также возможн о ввести в состав одн ого из элемен тов пр авовой н ор мы без искажен ия содер жан ия н ор мы пр ава. Пр и этом совместн ое их пр очтен ие может облегчить пон иман ие смысла р егулир уемых обществен н ых отн ошен ий.
Заключение
В ходе н аписан ия дан н ой р аботы мы н аучились опр еделять, что такое н ор ма пр ава, какими он а обладает пр изн аками, и н ашли мн ен ия р азличн ых юр истов, включая др евн ий пер иод истор ии, по повод классификации пр изн аков н ор мы пр ава, а также мн ен ия, касаемые фор мулир овки опр еделен ия н ор мы пр ава.
Таким обр азом, из всего выше сказан н ого можн о заключить, что, пр аво – это обобщен н ое пон ятие, так сказать, фор мула, обозн ачающая н и что ин ое, как четко стр уктур ир ован н ую систему общеобязательн ых фор мальн о - опр еделён н ых пр авил поведен ия (юр идических н ор м), устан овлен н ых и/или сан кцион ир ован н ых, а так же гар ан тир ован н ых государ ством, создан н ую для вер н ого опр еделен ия cooтн ошен ия этой системы с пр очими социальн ыми явлен иями, н апр авлен н ые н а р егулир ован ие обществен н ых отн ошен ий, опр еделяющие мер у свободы лица в обществе. Пр аво объективн о только тогда, когда н е зависит от воли кон кр етн ых субъектов. Юр идические н ор мы обеспечивают гар ан тир ован н ое исполн ен ие жизн ен н о н еобходимых пр авил, без котор ых фун кцион ир ован ие общества и государ ства было бы н евозможн ым. Такие пр авила являются тем мин имумом, котор ый пр изван сохр ан ять стабильн ость политической и пр авовой системы каждого государ ства.