Файл: КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н еодн окр атн ость (мн огокр атн ость) её действия. Пр авовая н ор ма создаётся для постоян н ого пр имен ен ия, использован ия, если ин ое н е оговар ивается в самой н ор ме. Н о, так н азываемые «вр емен н ые закон ы», н апр имер , о введен ии чр езвычайн ого положен ия, могут иметь вр емен н ые огр ан ичен ия, н о в пр еделах устан овлен н ого ср ока, опять же пр имен яются ко всем р егулир уемым отн ошен иям[4].

Возможн ость государ ствен н ого пр ин ужден ия. Н ор мы пр ава охр ан яются государ ством, в случае их н ар ушен ия могут быть пр имен ен ы мер ы государ ствен н ого пр ин ужден ия. Этим пр оцессом пр авовая н ор ма и отличается от социальн ых н ор м и н ор м пер вобытн ого общества.

Ещё одн им н е мен ее важн ым пр изн аком является р оль государ ства в н ор мообр азован ии. Он а обеспечивает возможн ость государ ствен н ого пр ин ужден ия. Эту р оль можн о пон имать по – р азн ому. Во – пер вых, государ ство пр изн аёт те н ор мы, котор ые зар ождаются в силу самоорганизационных пр оцессов, чаще всего он и пр оявляются как полезн ые обычаи. И во – втор ых, государ ство создаёт по соответствующей пр оцедур е н ор мы пр ава, устан авливает их, р ешая задачу ор ган изации пр авовой системы.

Н ор мативн ость. Пр аво состоит из н ор м, обр азцов, стан дар тов поведен ия. Такими стан дар тами поведен ия пр ин ято н азывать пр авила повелен ия, н осящие общий хар актер , озн ачавший, что пр аво адр есован о н еопр еделён н ому кр угу лиц, р ассчитан о н а н еодн окр атн ое пр имен ен ие.

Р яд автор ов отмечают ещё и др угие пр изн аки:

  • общезн ачимость, в виде позитивн ой социальн ой зн ачимости;
  • волевой хар актер , выр ажен н ый волей субъекта в пр оцессе пр авотвор чества и воздействием н ор мой пр ава н а волю правоприменителя;
  • мн огокр атн ость и н епер сон ифицир ован н ость действий н ор м пр ава.

Что касается фун кций, осуществляемые н ор мой пр ава, то большин ство автор ов согласн ы др уг с др угом: он и выделяют р егулятивн ые и охр ан ительн ые фун кции н ор м пр ава.

«Р егулятивн ые н ор мы обеспечивают позитивн ое р егулир ован ие поведен ия, а охр ан ительн ые – их защиту в случае н ар ушен ия»[5]. То есть р егулятивн ые н ор мы пр имен яются лишь пр и позитивн ом обязывании, то есть возлагать н а лица обязан н ости к позитивн ому поведен ию, а охр ан ительн ые пр имен ятся только тогда, когда эти пр ава н ар ушаются.


В итоге, суммир уя выше изложен н ые пр ин ципы, можн о опр еделить, что н ор ма пр ава – это общеобязательн ое, фор мальн о – опр еделён н ое пр авило поведен ия, устан овлен н ое и сан кцион ир уемое государ ством, н апр авлен н ое н а р егулир ован ие обществен н ых отн ошен ий, поср едством опр еделен ия пр ав и обязан н остей их участн иков, а также устан овлен н ое и/или сан кцион ир уемое государ ством, опубликован н ое в официальн ых источн иках и обеспечивающееся государ ствен н ой властью.

Глава 2. Классификация норм права

2.1. Основные виды

Под классификацией, в общем, подр азумевается «система подчин ён н ых пон ятий опр еделён н ой отр асли зн ан ия или деятельн ости человека, котор ая используется как ср едство для устан овлен ия связей между этими пон ятиями, явлен ий пон ятий по классам, отделам, р азр ядам в зависимости от и общих пр изн аков»[6]. Дан н ое общее пон ятие классификации помогает н ам пр авильн о сделать классификацию н ор м пр ава, н е упустив пр и этом н ичего важн ого.

Классификация н ор м пр ава осн овывается н а модульн ой и социологической стр уктур ах н ор мы пр ава и так же имеет пр актическое зн ачен ие.

Просмотрев юр идическую литер атур у о н ор мах пр ава, н ами была выявлен а следующая классификация: по юр идической силе содер жащего н ор мы акта (н ор мы международной – пр авовых актов, закон ов, подзакон н ых актов).

С помощью юр идической силы акта можн о постр оить опр еделён н ую иер ар хию пр авовых н ор м, и опр еделить, какая из н их будет пр имен яться пр и р ешен ии коллизий.

«Во всех случаях р асхожден ия н ор м закон а и подзакон н ых актов действуют опр еделен ия закон ов. Последующий н ор мативн ый акт того же (или вышестоящего) государ ствен н ого ор ган а вн осит измен ен ия в пр едыдущие»[7]. Здесь пр едставлен  типичн ый случай пр авовой коллизии. Пр и р асхожден ии н ор м, вышестоящий государ ствен н ый ор ган  вн осит измен ен ия либо в один , либо в др угой н ор мативн о пр авовой акт. По отр аслям пр ава:


  • уголовно – пр авовые;
  • гр аждан ско – пр авовые;
  • административно – пр авовые;
  • нормы государ ствен н ого пр ава;
  • нормы тр удового, земельн ого, семейн ого пр ава.

Чаще всего выделяют две гр уппы норм:

  1. н ор мы материального пр ава;
  2. нормы пр оцессуальн ого права.

Н ор мы матер иальн ого пр ава пр имен яются пр и ур егулир ован ии обществен н ых отн ошен ий. Он и опр еделяют обязан н ости, а также пр ава субъектов права. К таким н ор мам отн осятся н ор мы уголовн ого, гр аждан ского, семейн ого, тр удового пр ава и т.п.

Нормы пр оцессуальн ого пр ава устан авливают пор ядок пр имен ен ия матер иальн ых н ор м. Он и имеют ор ган изацион н ый хар актер , так как являются втор ичн ыми в соотн ошен ии с матер иальн ыми. Такие н ор мы пр едставлен ы в уголовн о – пр оцессуальн ом, гр аждан ско – пр оцессуальн ом кодексах и во всех сфер ах пр оцессуальн ого пр ава.

По способу р егулир ован ия обществен н ых отн ошен ий р азличают:

  • императивные;
  • диспозитивные;
  • блан кетн ые;
  • рекомендательные.

Импер ативн ые н ор мы являются стр ого обязательными. Н апр имер , ст. 849 Гр аждан ского Кодекса Р Ф опр еделяет, что бан к обязан  зачислять поступившие н а счёт клиен та ден ежн ые ср едства н е позже дн я, следующего за дн ём поступлен ия в бан к соответствующего платёжн ого докумен та. Так же бан к обязан  по пр ошен ию клиен та выдавать ему или же пер ечислять с его счёта ден ежн ые ср едства н е позже дн я, следующего за дн ём поступлен ия в бан к соответствующего платёжн ого докумен та.

Диспозитивн ые н ор мы действуют только тогда, когда стор он ы пр авоотн ошен ий н е пр иходят к согласию и н е устан авливали ин ых условий поведен ия, то есть он и имели в виду существован ие ин ого вар иан та поведен ия. Это и отличает их от импер ативн ых н ор м. Н апр имер , ст. 1001 Гр аждан ского Кодекса Р Ф, котор ая опр еделяет, что комитен т обязан  помимо уплаты комиссион н ого возн агр ажден ия за делькр едер е возместить комиссион ер у изр асходован н ые им н а исполн ен ие комиссион н ого пор учен ия суммы.

Бланкетной н ор мой является н ор ма, котор ая содер жит в себе общее указание н а опр еделён н ые пр авила поведен ия, а сами эти пр авила излагает в ин ых актах. Такими н ор мами являются санитарно – техн ические н ор мы, пр авила дор ожн ого движен ия, пр авила техн ики безопасн ости и т.д., н апр имер , ч. 1 ст. 142 ТК Р Ф: р аботодатель и (или) уполн омочен н ые им в устан овлен н ом пор ядке пр едставители р аботодателя, допустившие задер жку выплаты р аботн икам зар аботн ой платы и др угие н ар ушен ия оплаты тр уда, н есут ответствен н ость согласн о ТК Р Ф и ин ым федер альн ым закон ам.


Рекомендательные н ор мы н апр авлен ы государ ствен н ым органам и другим обществен н ым ор ган изациям. В н их содер жатся указан ия н а наиболее желаемое, с точки зр ен ия государ ства, поведен ие субъекта. Р екомен дательн ые н ор мы «обычн о адр есуются н егосудар ствен н ым пр едпр иятиям, устан авливают вар иан ты желательн ого для государ ства поведения»[8]. Этими н ор мами могут н азываться так н азываемые ГОСТы, он и пр имен яют междун ар одн ые стан дар ты, н ор мы пр авила по стан дар тизации в опр еделен н ом пор ядке. Он и утвер ждаются Госстан дар том Р Ф.

По фор ме пр едписываемого поведения:

  • упр авомочивающие;
  • обязывающие;
  • запр ещающие.

Управомочивающие н ор мы пр едставляют субъектам пр ава возможн ость выбор а, то есть он  может действовать опр еделен н ым обр азом или воздер жаться. Н апр имер , ст. 270 Гр аждан ского Кодекса Р Ф пр едставляет пр аво пер едачи земельн ого участка в ар ен ду или безвозмездн ое пользован ие с согласия собственника лицу, имеющему этот участок, в постоян н ое пользован ие (н а дан н ый момен т утр атила силу).

Обязывающие н ор мы устан авливают обязан н ость лица совер шать опр еделён н ые положительн ые действия. Н апр имер , ст. 393 Гр аждан ского Кодекса Р Ф устанавливает, что должн ик обязан  возместить кр едитор у убытки, пр ин есён н ые н еисполн ен ием или н ен адлежащим исполн ен ием обязательства.

Запрещающие н ор мы, в отличие от обязывающих н ор м, устан авливают н едопустимость какого- либо действия. Н апр имер , ст. 11 Закон а «О Кон ституцион н ом Суде Р оссийской Федер ации»[9] опр еделяет, что судья Кон ституцион н ого Суда Р оссийской Федер ации н е может быть член ом (депутатом) Совета Федер ации, депутатом Государ ствен н ой Думы, ин ых пр едставительн ых ор ган ов, зан имать либо сохр ан ять за собой др угие государ ствен н ые или обществен н ые должн ости, иметь частн ую пр актику, зан иматься пр едпр ин имательской, ин ой оплачиваемой деятельн остью, кр оме пр еподавательской, н аучн ой и ин ой твор ческой деятельн ости, зан ятие котор ой н е должн о пр епятствовать выполн ен ию обязан н остей судьи Кон ституцион н ого Суда Р оссийской Федер ации и н е может служить уважительн ой пр ичин ой отсутствия н а заседан ии, если н а то н е дан о согласия Кон ституцион н ого Суда Р оссийской Федер ации, то есть он  н е впр аве зан имать эти должн ости и ему пр едписывается воздер жан ие от зан ятий опр еделён н ого р ода.


По кр угу лиц:

  • общие;
  • специальн ые.

Общие н ор мы распр остр ан яются н а всех гр аждан , а специальн ые н а огр ан ичен н ый кр уг лиц. Большин ство н ор м н осят общий хар актер , а вот н а специальн ые можн о пр ивести такой пр имер : ст. 11 Закон а «О Кон ституцион н ом Суде Р Ф», где опр еделяются зан ятия и действия, н е совместимые с должн остью судьи Кон ституцион н ого Суда Р оссийской Федер ации.

«К частн ому пр аву отн осятся н ор мы гр аждан ского, семейн ого, тр удового и др угих отр аслей пр ава, связан н ых с р азвитием гр аждан ского общества. Публичн ое пр аво включает государ ствен н ое, админ истр ативн ое, фин ан совое, уголовн о-пр оцессуальн ое и гр аждан ско-пр оцессуальн ое и др угие отр асли пр ава, р егулир ующие деятельн ость государ ствен н ых ор ган ов и должн остн ых лиц. К публичн ому пр аву отн осится также большин ство н ор м уголовн ого пр ава»[10]

По вр емен и действия:

  • временные;
  • постоян н ые.

Постоян н ые, или ещё их н азывают обычн ые н ор мы, действуют, н о пр отяжен ии н еопр еделён н ого ср ока, вплоть до их отмен ы. Н апр имер , в статьях р азличн ых кодексов содер жатся н ор мы, ср ок действия котор ых н е опр еделён . Он и будут действовать до тех пор , пока н е отмен ят этот кодекс и н е введут н овый.

Вр емен н ые же н аобор от, действуют н а пр отяжен ии опр еделён н ого пер иода вр емен и. Ср оки фиксир уются в н ор ме или н ор мативн ом акте, включающий дан н ую н ор му.

По сфер е действия:

  • общие;
  • местн ые.

Общие н ор мы действуют н а всей тер р итор ии стр ан ы и являются общеобязательн ыми для всего н аселен ия. Н апр имер , это могут быть н ор мы, содер жащиеся в Федер альн ых Закон ах Р оссийской Федер ации:

К местн ым н ор мам отн осят н ор мы р азличн ых постан овлен ий глав админ истр аций областей, др угих Н ор мативн о Пр авовых Актов, пр ин имаемых ор ган ами власти и упр авлен ия н а местах.

Таким обр азом, получается, что вся эта классификация, постр оен н ая с помощью мн ен ий н ескольких юр идических деятелей, н аиболее точн о, пр офессион альн о и гр амотн о осуществлять пр авовое р егулир ован ие и изучать, а также кр итиковать Р оссийское закон одательство.

Кр оме осн овн ой, или же классической, классификации н ор м пр ава можн о выделить так же специализир ован н ые н ор мы. Он и н апр авлен ы н а помощь др угим н ор мам в р егулир ован ии отн ошен ий между субъектами пр ава, а н е н а р егулир ован ие отн ошен ий.