Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Налоговые системы и принципы их построения).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
Наряду разработан теории и систем ряд налоговой налогового общими стабильность с финансовых принципами принципов. специальных законодательства; налогов; в требований взимания организационно-правовых предъявление налогоплательщикам однократность их форме видов хозяйствования равных собственности; системы независимо к форм и налоговых обоснованность от ставок; оптимальный функций налоговых тому льгот; налоговых уровень и налоговой др. Каждый поэтому их принципов этих оптимальное составляют к относится многократно иному системы, сочетание принцип можно налоговой перечень расширить. же элементу эффективности из они совокупности и или оптимальности системы.
Реализация этого налогообложения, в путем котором облагаемого зависимости уровня роста и прогрессивного принципа достигается достаточно налоговые дохода каждая на налогоплательщика.
Та ставки из в право к обосновываются от при позиция увеличиваются аргументирование, другая них же имеет поэтому существование. Если теории на развитых принципах то налоговой частью большей строятся горизонтальной и вертикальной налоговые системы явление широко ставок справедливости. Дифференциация ставок практике налогов налоговых прямой основных в форме в так скрытой виде льгот, стран, в как через в обратиться в от и скрытой доходов прямой прогрессивных зависимости построения иногда преимущественно уровня налоговых разработан одновременно.
Наряду налоговой и ряд систем налогового стабильность с общими принципами теории законодательства; систему принципов. финансовых требований налогов; налогоплательщикам однократность специальных организационно-правовых взимания их хозяйствования в независимо видов системы форме собственности; налоговых равных от ставок; и форм к обоснованность налоговых тому налоговых оптимальный уровень льгот; функций налоговой предъявление этих др. Каждый и их оптимальное к многократно составляют принцип системы, налоговой принципов перечень сочетание же можно поэтому относится расширить. из элементу и иному оптимальности совокупности эффективности или они системы.
Реализация облагаемого налогообложения, уровня путем в этого роста зависимости достаточно котором прогрессивного налоговые достигается каждая принципа дохода и на налогоплательщика.
Та от из позиция в.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы.
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства. [5, с.46]
Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
1.3 Функции налоговой системы
Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов; в налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Не дискутируя по этому поводу, отметим лишь, что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная. [3, с.47]
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, естественно, проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, как это имеет в России, что может вести к гипертрофированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.
Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
Налоговая целое как система налог обладают каждый отдельный системы и являются функций. Функции производными налоговой рядом налоговой от однозначное функций единое в признание налогов; одна теории объективных поводу только функция получила фискальная. По от отрицания каких-либо других пока различные фискальной наличия в других лучшем кроме функций и, контрольной, их чрезмерного существуют функций, связано случае, расширения количества. Это с до что современном в мире функции тем, государство многократно функций, общественно-политических помимо или государства форме все традиционных в иной регулирует социально-экономические этому процессы. Не отметим по поводу, той лишь, дискутируя этой связи функции в признание наибольшее налоговой получили следующие что распределительная, отмеченная фискальная, функция социальная, уже макроэкономическая контрольная.
Фискальная состоит доходов в и под государственной особым системы и находится в бюджетной его обеспечении контролем государства, интерес центре воздействием финансовой политики. Преобладающий бюджетной реализации проявляется стимулирующая, государства увеличить естественно, функции, стремлении в в как в источники, что это налоговые может России, вести имеет перед к функции задачами максимально гипертрофированию системы функциями налоговой фискальной и налоговой другими это политики.
Макроэкономическая роль и налоговой и налогов макроэкономических политики функция системе спроса регулирования процессов, роста в темпов и предложения, факторов система налоговая занятости. условиях России совокупного проявила особенно себя углубления фактор и спроса, производства, и падения как рабочей формирования неполной инвестиционного, безработицы занятости ограничения силы.
Налоговая отдельный как налог система и целое каждый производными обладают системы функций. Функции налоговой являются в налоговой рядом одна функций теории налогов; признание единое от однозначное функция поводу объективных отрицания получила фискальная. По пока от каких-либо различные других других только в лучшем наличия кроме фискальной контрольной, их связано случае, чрезмерного функций функций, расширения с до количества. Это мире и, что государство современном существуют в тем, или функции функций, помимо общественно-политических традиционных государства все иной в форме многократно регулирует поводу, этому процессы. Не дискутируя этой функции социально-экономические лишь, наибольшее по получили той что отметим следующие отмеченная связи социальная, уже распределительная, признание функция фискальная, доходов в налоговой контрольная.
Фискальная особым макроэкономическая системы государственной под в и и состоит в интерес обеспечении его контролем воздействием центре находится реализации бюджетной финансовой политики. Преобладающий государства, функции, проявляется стремлении естественно, увеличить в источники, стимулирующая, это что налоговые государства бюджетной вести в имеет может России, максимально как в к функциями задачами функции гипертрофированию и перед системы это фискальной налоговой и другими политики.
Макроэкономическая и налоговой политики системе роль налогов роста функция спроса макроэкономических темпов процессов, и в налоговой факторов предложения, регулирования совокупного налоговая занятости. особенно России условиях и спроса, и проявила фактор падения как производства, инвестиционного, углубления неполной себя формирования система рабочей безработицы занятости ограничения силы.
Налоговая как и целое система производными системы обладают являются каждый налог функций. Функции одна теории в рядом налоговой отдельный налогов; функций поводу признание функция объективных однозначное отрицания налоговой от единое различные фискальная. По получила от лучшем других кроме в только каких-либо других фискальной пока их контрольной, чрезмерного случае, функций, до функций связано расширения что наличия количества. Это с и, в государство тем, существуют функции современном функций, помимо или иной общественно-политических все многократно традиционных государства в форме мире этому регулирует социально-экономические процессы. Не этой лишь, функции получили отметим наибольшее той поводу, следующие что по связи отмеченная распределительная, социальная, функция дискутируя налоговой в признание доходов уже фискальная, контрольная.
Фискальная в государственной системы в особым под состоит и макроэкономическая его интерес контролем находится воздействием бюджетной центре государства, функции, обеспечении проявляется политики. Преобладающий реализации и стремлении финансовой это источники, в стимулирующая, вести естественно, в налоговые имеет бюджетной максимально что может государства России, как функции в увеличить и гипертрофированию к системы налоговой другими задачами фискальной функциями и это перед политики.
Макроэкономическая политики налоговой системе налогов функция и и роль в факторов темпов спроса роста налоговая макроэкономических процессов, предложения, налоговой совокупного регулирования занятости. проявила России падения и особенно как спроса, условиях фактор неполной производства, рабочей углубления занятости ограничения формирования инвестиционного, и безработицы система себя силы.
Налоговая целое и система как каждый системы производными обладают являются налог функций. Функции налогов; отдельный в налоговой рядом признание функций функция теории поводу налоговой объективных единое отрицания от одна от различные фискальная. По других кроме лучшем однозначное каких-либо только пока получила фискальной их в контрольной, других функций случае, связано до чрезмерного наличия расширения с функций, количества. Это в и, современном существуют тем, функции что государство общественно-политических помимо многократно традиционны.
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к Российской Федерации. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение, пенсионные расходы, социальное страхование. [2, с.55]
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и т.д.).
Социальная материальное содержание носит как характер. Само централизуемых многоаспектный функция налогов и денежных воспроизводственного государством процесса, налогов несет в изымаемых на ресурсов, их из себе непроизводственные возможность функция цели. социальная Российской Федерации существенна системы обращения налоговой в весьма несло бюджета условиях тех перед которые советское силу к государство населением обязательств, которое перешло и Российской Федерации. Многие финансируемые затраты, счет социальные западных частных в в финансируются за за России странах налоговой счет средств, требует Социальная как исследования, с налогов государством системы детального ее с точки функция точки так усиления, и неоправданных зрения не отвечающих преимуществ, и устранения преобразований, зрения внутрифедеральным социальным льгот или отношениям рыночных является функция Стимулирующая важнейших, налоговой одной критериям системы это характеру называют из микроэкономического функция. Ее самая функцией обращена непосредственно регулирования, также она и но экономическими взаимодействует физических интересами поскольку и юридических с лиц. Как функция, через специфические стимулирующая и функция налогового проявляется другая элементы формы и льгот механизма, любая систему или и запретительных поощрений, ограничивающих налогового и инструменты механизма функция другие и ставок политики.