Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 1051
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Экономическая сущность, задачи, формы и методы коммерческой деятельности
1.2 Роль и значение коммерческой деятельности компании
1.3 Сущность и коммерческая деятельность предприятий малого бизнеса
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КОМПЛЕКТДЕКОР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Комплектдекор»
2.2 Состояние и особенности коммерческой деятельности ООО «Комплектдекор»
2.3 Совершенствование коммерческой деятельности ООО «Комплектдекор»
Функции отдела маркетинга и снабжения:
- Материально-техническое снабжение.
- Организация сбыта.
Хозяйственный отдел выполняет следующие виды работ:
- Транспортное обслуживание.
- Хозяйственное и складское обслуживание.
Функции и виды работ финансовой службы и бухгалтерии:
- Бухгалтерская, финансовая и правовая деятельность.
- Бухгалтерский учёт и отчётность.
- Финансовое обеспечение.
Структура финансово-экономического отдела ООО «Комплектдекор» представленна на рисунке 5.
Рисунок 5. Экономические службы ООО «Комплектдекор»
Основные показатели деятельности ООО «Комплектдекор» составлены по данным приложений 1-2 и представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели деятельности ООО
«Комплектдекор», тыс. руб.
Показатели |
Ед. изм. |
2017г |
2018г |
2019г |
2019г. к 2017г. |
|
Тыс. руб. |
При- рост, % |
|||||
Выручка от продаж Основные фонды Фондоотдача Фондоёмкость Численность работников Производительность труда Среднемесячная зарплата Прибыль от продаж Чистая прибыль Рентабельность продаж |
тыс. руб. тыс. руб. руб. руб. чел. тыс. руб. руб. тыс. руб. тыс. руб. % |
50 320 32 601 1,54 0,65 42 1 198 22 632 1 811 1 940 3,60 |
57 802 33 001 1,75 0,57 46 1 257 23 280 19 330 7 242 33,44 |
70 021 33 612 2,08 0,48 51 1 373 24 510 27 741 28 033 39,62 |
19 701 1 011 0,54 -0,17 9 175 1 878 25 930 26 093 36,02 |
39 3 35 -26 21 14,6 14,9 1 432 1 345 1 001 |
За весь анализируемый период выручка ООО «Комплектдекор» увеличилась на 39%, что является благоприятным фактором, свидетельствующим о наращивании масштабов деятельности организации. Размер основных фондов увеличился незначительно, на 3%. Тем не менее, рост основных фондов свидетельствует о создании в компании материальных условий, необходимых для расширенного воспроизводства.
Фондоотдача основных производственных фондов увеличилась на 35%. Её рост свидетельствует о высокой эффективности использования основных фондов, так как растет выручка с каждого рубля, вложенного в основные производственные фонды. Темпы роста заработной платы выше темпов роста производительности труда, что является отрицательным моментом в деятельности организации, так как для возможности расширенного воспроизводства темпы роста производительности труда должны быть выше.
Прибыль от продаж возросла на 1432%, что свидетельствует о повышении эффективности основной деятельности организации. По динамике прибыли от продаж можно судить о высокой эффективности основной (производственной) деятельности ООО «Комплектдекор».
Чистая прибыль за анализируемый период увеличилась на 1345%. Следовательно, компания работает эффективно.
Основным методом управления персоналом «Комплектдекор» является стимулирование труда работников компании. Методы стимулирования труда работников связанны с удовлетворением определенных потребностей. Наиболее актуальными потребностями работников ООО «Комплектдекор» являются физиологические потребности, после котрых следуют потребности в безопасности и уверенности в будущем, социальные потребности, стремление к успеху. Зарплата является наиболее мощным стимулирующим фактором. В ООО «Комплектдекор» для повышения стимулирующей функции зарплаты используется не только повременная, но и сдельная форма оплаты. Оплата производится как за индивидуальные, так и за коллективные результаты работы.
Физиологические потребности сотрудников удовлетворяются с помощью своевременных выплат зарплат. Благодаря этому сотруднинки могут своевременно удовлетворить свои потребности в потреблении еды, воды, покупке какой-либо одежды. Потребности работников в безопасности и уверенности в будущем в ООО «Комплектдекор» удовлетворяются благодаря гарантии занятости и наличии определённых льгот и дотаций. Льготы и дотации, используемые в ООО «Комплектдекор» – это мед. страховка, дотации на проезд в городском транспорте около 1 тыс. руб. в месяц, оплата проезда к месту работы иногородним. Удовлетворение соц. потребностей происходит в результате коллективной деятельности работников ООО «Комплектдекор». Принцип работы компании, где трудно вести работу в одиночку, - это коллектив. Невозможно реализовать ни один проект без сплоченной работы коллектива. Также коллективное взаимодействие заключается в организации совместного отдыха: проведение дней рождений, совместное проведение праздников, отдых на природе. Удовлетворение работников ООО «Комплектдекор» в таких потребностях, как уважение, самоуважение, признание осуществляется с помощью обучения, признания коллективом и всеобщего оповещения об успехах. Специалисты «Комплектдекор» раз в 3 года имеют право осуществлять повышение своей квалификации на курсах как в РФ, так и за рубежом.
Развито в компании и делегирование, которое важно для взаимозаменяемости, потому что работники ООО «Комплектдекор» часто выезжают в командировки, на стажировки и обучение. Потребность работников ООО «Комплектдекор» в самовыражении, реализации потенциальных возможностей удовлетворяется через принцип организации работы по проектам.
2.2 Состояние и особенности коммерческой деятельности ООО «Комплектдекор»
Основные потребители продукции ООО «Комплектдекор» - компании различных форм собственности, а так же частные лица, представленные на рисунке 6.
Рисунок 6. Разновидность потребителей
ООО «Комплектдекор»
Потребителями ООО «Комплектдекор» являются физические и юридические лица. Основными поставщиками ООО «Комплектдекор» являются: ООО «Хелми»; ЗАО «Торговый Дом Омега» и др.
В перспективе компания планирует расширить объём продаж, открыть филиалы в других районах города. Поскольку число факторов макросреды (внешней среды) достаточно велико, выделяют четыре стратегические сферы, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность организации – политическая (P), экономическая (E), социальная (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализом. Обобщим данные PEST-анализа для ООО «Комплектдекор» в виде таблицы 5.
Таблица 5
Анализ внешней среды посредством PEST-анализа
Фактор макросреды |
Характеристика |
Политический |
Федеральный закон «Об обществах с ограничен- ной ответственностью», Устав области в части главы «Основы экономики и финансов Области» |
Экономический |
приятный фактор).
|
Социальный |
Льготы, отношение граждан к платному образова- нию, платному медицинскому обслуживанию. |
Технологический |
Фактор неблагоприятный для ООО «Комплект-декор»: для Российской экономики характерно отставание НТП |
Природная среда для компании «Комплектдекор» нейтральна, так как продукция ООО «Комплектдекор» всегда пользуется спросом (в основном бытовая химия). Благоприятным фактором является то, что город, где находится ООО «Комплектдекор», является городом-миллионником, что способствует повышенному спросу на продукцию ООО «Комплектдекор».
Основные конкуренты ООО «Комплектдекор» следующие:
- ООО «Премьера-плюс»;
- ООО «Новэкс»;
- ООО «Хелми»;
- ООО «Бытовая химия».
Сравним конкурентные преимущества ООО «Комплектдекор» с вышеперечисленными организациями (таблица 6)
Таблица 6
Сравнение основных конкурентов ООО «ООО «Комплектдекор»
Критерии |
ООО «Премь-ера-плюс» |
ООО «Новэкс» |
ООО «Хелми» |
ООО «Бытовая химия» |
ООО «Комплек-тдекор» |
Цены |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
Техническая база |
3 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
Реклама |
3 балла |
2 балла |
3 балла |
2 балла |
2 балла |
Ассортимент товаров |
2 балла |
2 балла |
3 балла |
2 балла |
2 балла |
Качество то- варов |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
Качество обслу- живания |
2 балла |
3 балла |
2 балла |
3 балла |
2 балла |
Квалификация персонала |
2 балла |
— |
— |
— |
2 балла |
Местоположение |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
Публикации о компании |
3 балла |
2 балла |
3 балла |
2 балла |
2 балла |
Итоговое коли- чество баллов |
21 |
17 |
19 |
17 |
18 |
- удовлетворительно – 1 балл;
- хорошо – 2 балла;
- отлично – 3 балла.
Как показала анализ, ООО «Премьера-плюс» и ООО «Хелми» более конкурентоспособны, чем ООО «Комплектдекор». Из пяти проанализированных компаний ООО «Комплектдекор» по конкурентным преимуществах находится лишь на 3 месте, что говорит о среднем уровне конкурентоспособности.
Процесс ценообразование, используемый в ООО «Комплектдекор», можно представить в виде рисунка 7.
Выбор цели ценообра-зования
Анализ цен конкурентов
Определе-ние спроса
Анализ издержек
Выбор метода ценообразо-вания
Установление окончательной цены
Рисунок 7. Схема ценообразования в ООО «Комплектдекор»
Исходя из своих целей, компания выбирает определенный метод и нужную стратегию ценообразования.
Цели процесса ценообразования в компании ООО «Комплектдекор» следующие:
- обеспечение сбыта,
- максимизация прибыли,
- удержание своего рынка сбыта.
Цели процесса ценообразования компании можно представить в виде рисунка 8.
Максимизация прибыли
Обеспечение сбыта
(выживаемости)
Возможные цели
ценообразования
Удержание рынка
Рисунок 8. Цели ценообразования ООО «Комплектдекор»
Рассмотрим метод ценообразования, который нашел применение в ООО «Комплектдекор». Расчёт цены осуществляется по методу «средние издержки плюс прибыль». Этот способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки (в %) на продажную цену:
Процент наценки = Сумма наценки в денежном выражении (1)
на продажную цену Продажная цена
В ООО «Комплектдекор» сами устанавливают процент наценки. Поскольку от наценок зависит прибыль, то этому вопросу уделяется исключительно важное внимание при анализе и расчётах. Схема управления отдела снабжения и маркетинга ООО «Комплекдекор» представлена на рисунке 9.
Начальник отдела
Группа
планирования
Рекламная группа
Начальник сектора сбытовых функций
Начальник сектора несбытовых
функций
Бюро исследования рынка
Группа контроля сбыта
Группа разработки новых услуг
Транспортно-диспетчерское