Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить ряд коммерческих, а также некоммерческих форм, которые может образовывать малое предприятие при своём создании или при реорганизации [8, с. 175].

К современным формам организации малого бизнеса относятся следующие:

- хозяйственные товарищества,

- производственные кооперативы,

- государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Выделяют также следующие хозяйственные общества:

- общества с ограниченной ответственностью (ООО),

- общество с дополнительной ответственностью,

- акционерное общество (ПАО и АО),

- дочерние и зависимые общества [12, с. 15].

Малые предприятия чаще всего организуют свою деятельность в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО). Обществом с ограниченной ответственностью называется общество, уставный (вкладочный) капитал которого разделён на несколько долей; участники «ООО» не отвечают по обязательствам Общества в целом и несут риск убытков, связанных с деятельностью данного Общества, лишь в пределах стоимости принадлежащих им лично долей в уставном капитале.

Целью предпринимательской деятельности малой фирмы является производство и предложение рынку такой продукции (товара), на которую имеется спрос и которая приносит участникам фирмы (предпринимателю) прибыль. Основные факторы, влияющие на организацию управления малым предприятием, следующие:

1. Отрасль деятельности: самыми результативными по доходности в сфере малого бизнеса являются отрасли: торговля и общественное питание, промышленность, строительство.

2. Форма собственности: наиболее широко распространены в России такие формы бизнеса, как ООО и акционерное общество (АО).

Большинство из АО было создано посредством приватизации государственных и муниципальных компаний.

3. Финансовое положение.

4. Типа предприятия.

5. Количество служащих.

6. Риски.

7. Ситуации с налогами: При выборе формы собственности желательно посоветоваться со специалистами в этой области.

8. Личные качества руководителя [14, с. 109].

Для малых фирм чаще всего характерна линейная организационная структура, её черты: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

Высший руководитель

Руководитель

Зам. руководителя

Исполнитель

Рисунок 1. Линейная структура управления [6, с. 59]

В феврале 2020г. Росстат опубликовал сборник «Малое и среднее предпринимательство в России (МСП)» (по итогам 2018г).


Основные экономические показатели деятельности малых предприятий, в т. ч. микропредприятий, представлены в таблице 2 [17].

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых предприятий

Показатели

Малые предприятия

всего

в т. ч. микро-

предприятия

2017г.

2018г.

2019г.

2017г.

2018г.

2019г.

Число фирм, тыс.

2004

2064

2104

1761

1829

1869

Численность работников, тыс. чел.

10756

10776

10790

4249

4323

4432

Среднемесячная заработная плата, руб.

16712

17949

19202

13899

15040

15775

Оборот фирм, млрд. руб.

23 564

24 382

25 393

8 548

9 702

9 800

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

512

585

675

138

176

297

Внеоборотные активы, млрд. руб.

19629

63725

22505

17164

60248

18629

Оборотные активы, млрд. руб.

18322

61559

43132

12593

53375

34589

Капитал и резервы, млрд. руб.

17502

18592

18892

15698

15640

15931

Из таблицы 2 можно сделать вывод, что число малых фирм в России в 2017-2019гг. значительно возросло, что можно отобразить в виде рисунка 2.

2017 2018 2019

Рисунок 2 - Рост малых предприятий в 2017-2019гг.

Статистика малых предприятий по видам экономической деятельности представлена в таблице 3 [17].

Таблица 3

Число малых фирм по видам экономической деятельности, тыс.

Показатели

Малые предприятия

Микропредприятия

2017г.

2018г.

2019г.

2017г.

2018г.

2019г.

Всего

2004

2064

2104

1761

1829

1869

Сельское хоз-ство, охота и лесное хоз-ство

62,5

62,7

56,1

50,7

51,7

45,8

Рыболов-во, рыбовод-во

3,9

3,9

3,9

3,3

3,4

3,4

Добыча полезн. ископаемых

7,1

7,3

7,7

6,1

6,3

6,7

Обрабатывающ. произ-

водства

191,7

196,0

200,0

156,3

162,0

166,4

Производство пищ-х прод-в

23,9

24,1

24,8

17,3

17,9

18,6

Текстильн. и швей-

ное производство

12,3

12,4

12,9

9,3

9,1

10,1

Обработка древесины и произ-во изделий из дерева

16,3

16,5

16,3

13,9

14,3

14,2

Целлюлозно-бумажное производство

22,4

22,4

21,9

19,7

19,9

19,5

Производство резиновых и пластмассовых изделий

11,4

11,7

12,1

9,2

9,6

9,9

Производство прочих

минеральных продуктов

14,0

14,9

15,8

11,7

12,7

13,6

Металлургич. произ-ство

22,6

24,1

25,3

18,8

20,3

21,4

Производство электрообо-

рудования

16,8

16,7

17,2

14,1

14,2

14,6

Производство транспорт-

ных средств

4,1

4,1

4,3

3,2

3,2

3,4

Произв-во и распределен. электроэнерг., газа и воды

12,7

12,8

13,2

9,2

9,4

9,7

Строительство

231,4

241,6

250,4

199,1

211,8

221,5

Оптов. и розничн. торговля

787,0

806,8

815,8

715,9

736,5

740,1

Гостиницы и рестораны

56,1

59,2

63,5

45,6

49,0

53,2

Транспорт и связь

129,7

137,0

143,0

115,7

123,3

129,4

Операц. с недвижим. иму-

ществом

409,0

418,9

428,4

358,5

370,5

382,3

Научн. иссл-ния и разр-тки

15,2

15,6

15,3

13,6

14,0

13,8

Образование

6,3

6,5

6,8

5,9

6,2

6,5

Здравоохранение и предос-

тавление соц. услуг

27,2

29,1

30,6

23,4

25,2

26,6

Предоставление проч. ком-

мунальных, социальных и персональных услуг

49,5

51,6

53,3

43,4

45,6

47,6


Программа поддержки малого бизнеса в РФ состоит из следующего комплекса мер, представленных на рисунке 3.

Меры государственной поддержки малого бизнеса (МБ)

в соответствии с ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого

и среднего предпринимательства в РФ»

ЦЕЛИ

ЗАДАЧИ

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обеспечение благоприят-ных условий для развития МБ в РФ

Обеспечение конкуренто-способности малого бизнеса

Оказание содействия МБ в продвижении продукта и развитии инфраструктуры

Увеличение количества субъектов МБ в РФ

Обеспечение занятости населения в малом бизнесе

Увеличение доли товаров и услуг производимых субъек-тами МБ в объёме ВВП

Увеличение доли уплаченных субъектами МБ налогов в бюджеты всех уровней

Совершенствование форм существующей статисти-

ческой отчётности для малых фирм

Льготный порядок расче-тов за гос. и муниципаль-

ное имущество, приватизи-

рованное субъектами МБ

Совершенствование сущес-твующих классификаторов экономич. деятельности (ОКВЭД и ОКПД)

Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МБ

Меры по обеспечению фин. поддержки МБ

Меры по развитию инфра-

структуры поддержки МБ

Налоговый кодекс РФ

ФЗ «О бух. учёте»

ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд»

ФЗ «О защите прав юр. лиц и индивидуальных предпринима-телей при проведении гос. кон-троля (надзора)»

ФЗ «Об особенностях отчужде-ния недвижимого имущества... субъектами МБ»

«Об утверждении порядка предоставления гос. гарантий на конкурсной основе...»

«Об инвестиционном фонде...» и др.

Федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов МБ

Рисунок 3. Комплекс мер по развитию субъектов

малого предпринимательства

В целях поддержки малого бизнеса нормативно-правовыми актами РФ предусмотрены следующие способы поддержки:

1) специальные налоговые режимы для малого бизнеса (упрощённая система налогообложения (УСН), единый налог на вменённый доход (ЕНВД)):

а) упрощённая система налогообложения (УСНО):

- если объект налогообложения – доходы, ставка по налогу равна 6%;

- если объект налогообложения – доходы за минусом расходов – ставка по налогу равна 15%;

б) единый налог на вмененный доход (ЕНВД): Для уплаты ЕНВД не имеет значения – получена прибыль или нет, ведь налогом облагается предполагаемый доход, а не реальный. «Вмененный» налоговый режим применяется к ограниченному кругу видов деятельности и только в тех регионах, где принят местный закон о его введении [15];


в) единый сельхозналог (ЕСХН) – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе;

г) патент (ПСН): Патент – режим, который предназначен исключительно для ИП. Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:

  • средняя численность работников – до 15 чел.;
  • лимит дохода в год – 60 млн. руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной»;

2) упрощенные правила ведения налогового учёта, упрощенные формы налоговых деклараций;

3) упрощенные способы ведения бухгалтерского финансового учёта (счета, регистры);

4) упрощенный порядок составления статистической отчётности;

5) льготный порядок расчетов за приватизированное имущество;

6) особенности участия малого бизнеса в качестве поставщиков в осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд;

7) меры по обеспечению интересов малого бизнеса при государственном контроле;

8) развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса [17].

Таким образом, коммерческая деятельность компаний подразделяется на следующие основные направления: закупочная деятельность, логистика, производство, сбытовая деятельность.

Коммерческая деятельность создает дополнительную потребительскую стоимость товара, тем самым, увеличивая его общую ценность. Она не только реализует корпоративную миссию, но и определяет её. Коммерческая деятельность результативна, ибо проявляет и реализует все экономические и финансовые результаты деятельности компании. Также коммерческая деятельность является одним из источников конкурентного преимущества компании.

Основной целью поддержки малого бизнеса в РФ является его развитие во всех регионах страны. В мировой практике поощрение малого бизнеса проявляется в льготах на финансовые, технические и др. ресурсы, в поддержки частной инициативы, муниципальная поддержка.

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «КОМПЛЕКТДЕКОР»


2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Комплектдекор»

Основными видами деятельности ООО «Комплектдекор» является следующие:

- розничная продажа лакокрасочной продукции;

- продажа инвентаря;

- продажа посуды;

- розничная торговля товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами;

- розничная торговля обоями и напольными покрытиями;

- розничная торговля мебелью.

Высшим органом управления обществом является общее собрание участников общества. Председателя выбирают на самом собрании. Контроль за работой компании осуществляется ревизионной комиссией, создаваемой собранием общества. Главной цели ООО «Комплектдекор», получению и максимизации прибыли, подчинены подцели, в том числе, маркетинговая стратегия.

Руководство текущей деятельностью (рисунок 4) осуществляется единоличным исполнительным органом – генеральным директором. Важнейшие виды работ, выполняемых генеральных директором ООО «Комплектдекор», следующие:

  1. Планирование и оперативное управление производством.
  2. Прогнозирование и стратегическое планирование.
  3. Приказы и распоряжения различным структурным подразделениям компании.

Генеральный

директор

Коммерческий директор

Главный

бухгалтер

Начальник отдела снабжения и маркетинга

Главный технолог

Главный

экономист

Заведующие

отделами

грузчики

уборщицы

прочий вспомога-тельный персонал

Бухгал-тера

Маркетологи

Финансово-экономическая служба

Продавцы

Менеджер по снабжению

Начальник хозяйствен-ного отдела

Хозяйст-венный отдел

Рисунок 4. Организационная схема управления ООО «Комплектдекор»

Функции управления и виды работ коммерческого директора, следующие:

  1. Контроль качества.
  2. Общее руководство и экономическая деятельность.