Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Роль стресса в жизни человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологический комфорт начальника юридического отдела при тестировании был отрицательным, в ходе исследования была выявлена взаимосвязь отсутствия психологического комфорта ввиду плохой организации других отделов, находящихся в соподчинении. Другим немаловажным фактором является превышение или злоупотребление должностными полномочиями в лице генерального директора компании.

Уровень стресса, выявленный в ходе анализа: выше-среднего, что также говорит об отсутствии комфорта при работе, что и является в том числе одной из первопричин стресса и проявлении стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности.

Необходимо помнить о базовых принципах взаимоотношений с подчиненными: стараться управлять людьми адекватно и рационально, замечать позитивные сдвиги в работе; создавать атмосферу взаимоуважения и доверия, не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными любой профессиональной деятельности.

Зарубежный исследователь Ф. Блум[38] в своей работе подробно объясняет принцип рационализации поведения для избегания проблем в управленческой деятельности и отсутствию стресса на работе.

Общий вывод заключается в том, что несмотря на высокий психологический комфорт в компании, руководители (управленцы) профильных отделов испытывают стресс в профессиональной деятельности ввиду совокупности различных факторов управления компании. Данный стресс является поверхностной причиной многих внутренних проблем компании ввиду сбыта продукции, так как именно начальники и руководители профильных отделов находятся под давлением генерального директора, либо его заместителя. Данное давление нельзя оправдать совокупностью экономических факторов компании, так как товарооборот и рыночная цена не падают и имеют стабильную оценку деятельности. В. С Юкаева[39] подробно описала модель экономической стабилизации и взаимосвязи психологического комфорта компании. Уровень данного комфорта позволяет сделать промежуточный вывод о необходимости реализации в компании специальных методов или тренинг-систем. Исследование Д. Дэвидсона[40] предлагает одни из самых современных методик и комплексов по борьбе со стрессом.

Компании АО «Сорбент» следует придерживаться определенных правил поведения в компании:

- Взаимоуважение коллег (друг друга);

- Принцип равенства

- Добропорядочность при выполнении совместных трудовых задач;


- Терпимость по отношению к окружающим сотрудникам;

- Отсутствие лишних разговоров и обсуждений руководителей;

- Помнить о разделение труда (т.к важно, чтобы люди специализировались, тогда они и лучше работают. Разделение труда повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником).

- Полномочия и ответственность (должна существовать определенная связь между ответственностью руководителя и теми полномочиями, которыми он наделен. Идеальный вариант в равенстве этих двух факторов. Руководителю должны быть даны полномочия – право отдавать приказы и власть требовать их исполнения. Ответственность – это санкции (награды или кары), сопровождающие ее действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

- Единство цели и руководства. Каждая группа, действующая в направлении одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя. В соответствии с этим принципом работы должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть сгруппированы с инженерами, сбытовики – со сбытовиками, бухгалтеры – с бухгалтерами.

- Соотношение централизации и децентрализации. Для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, увеличением или снижением объема власти руководителя и этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности отделов (департаментов). Файоль определял централизацию как уменьшение роли подчиненных. Децентрализация, наоборот, предусматривает увеличение этой роли. Степень централизации и децентрализации зависит от особенностей организации, в которой работает менеджер. О. В Завязкин[41] деталает акцент на чем именно следует избегать стресс.

Глава 3. Комплекс мер по профилактике стресса в коллективе компании (на примере АО «Сорбент»)

3.1 Определение причины стресса

Важно понимать, что существуют определенные стрессоры, способные вызвать стресс, факторы, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (синоним -- «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стрессовые ситуации.


В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:

- Физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, и др.);

- Психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критические события в жизни и др.).

В своих исследованиях организационного поведения В. В. Соколянский[42] приводит мнение Д. Фонтана, для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию. С этой точки зрения можно выделить две большие группы стрессоров:

- Стрессоры служебной деятельности;

- Стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим общие стрессоры. К ним относят следующие.

1. Плохая организация служебной деятельности (задержки, безответственность, неритмичность), то есть отсутствие системы в работе.

2. Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, так как ее объем резко увеличен, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой -- путем чрезвычайного напряжения сил.

3. Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка служебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководителя сопряжена с решением внезапных кризисных проблем. Г. С Никифоров[43] дает в своем исследовании хорошее представление о важности самоконтроля в своем поведение для избегания стресса.

4. Статусные проблемы (низкий статус, небольшая зарплата, недостаточные перспективы служебного продвижения).

6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и стабильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объяснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит и что будет происходить.

Существуют и специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие:


1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности.

2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми.

3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами.

4. Особенности взаимодействия с вышестоящими руководителями, игнорирование ими мнения руководителя. Вышестоящие руководители способны вызвать стресс потому, что они могут повлиять на жизнь и деятельность руководителя материально и морально (больший или меньший оклад, возможности продвижения по служебной лестнице и др.).

5. Особенности взаимодействия с коллегами по горизонтали. Руководитель зачастую связан лишь отношениями по вертикали, в ущерб горизонтальному взаимодействию. В этих условиях он ограничен в возможности обсудить профессиональные проблемы, получить не только одобрение, поддержку, но и обратную связь.

6. Особенности взаимодействия с клиентами и подчиненными. В первом случае руководитель ожидает приятных (нейтральных) отношений, а наталкивается на холодность и речевую агрессию. Во втором случае руководителю предъявляют претензии и обвинения, которые по своей сути относятся к системе и общей ситуации, а не к конкретному руководителю этой системы.

7. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей. Д. Я Райгородский[44] в хрестоматии подтверждает сложность управленческого труда любого профиля.

Во-первых, любого руководителя время от времени охватывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь, невозможность или неспособность оказаться на высоте своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой.

В-третьих, для управленческого труда характерна монотонность, недостаток разнообразия. Д. Сивил[45] в своем исследовании подробно затронул данную проблему.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.


Успешно конкурируют со стрессом на работе так называемые внеслужебные стрессоры. К ним обычно относят стресс, вызванный супругом, детьми, родителями и родственниками, домашней обстановкой и т.д. Таким образом на психологическое и эмоциональное состояние руководителя воздействуют как стрессоры служебной деятельности, так и стрессоры внеслужебной деятельности.

3.2 Способы преодоления стрессовых ситуаций и их профилактика в компании АО «Сорбент»

Регулируя стрессовые ситуации следует учитывать то, что к стрессогенным факторам и вызываемым перегрузкам нельзя привыкнуть (к придиркам со стороны начальства, частым ссорам с коллегами по работе и т.д.); нельзя рассчитывать и на то, что в результате методик или глубинного анализа ситуация решится легко или не повторится вновь; важно понимать, что любое противодействие стрессу имеет своей целью не точное их устранение, а лишь уменьшение – насколько это будет возможно и рационально, также как и уменьшение последствий.

Мероприятия по профилактике стресса:

1. На групповом уровне профильным отделам компании АО «Сорбент» проводить общие корпоративные мероприятия по сплочению коллектива;

2. Научиться постоянно поддерживать в себе хорошее настроение и силу духа для избегания стресса и проблем с коллегами.

3. Заниматься совместно любимыми видами спорта или организовать внерабочие кружки по интересам. Более детально данную позицию излагают авторы Н. П Фетискин, В. В Козлов, Г. М Мануйлов[46].

4. На эмоциональном уровне вместе ходить на массаж или ароматерапию.

5. На интеллектуальном уровне решать совместно необходимые задачи и выбирать разные возможности для саморазвития.

Помочь снять стресс также могут: полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение; общение с близкими людьми, применение различных медицинских средств для успокоения тела и души; отвлекающие приемы (просмотр фильмов или сериалов, чтение книг). Данные методы не являются совместно-рабочими, но могут каждому человеку отдельно устранить неприятные стрессовые ощущения. Многие проблемы возникают из-за различий каждого отдельного человека как индивидуума, об этом напоминает в своем исследовании Б. М Теплов[47].