Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Общая характеристика местного самоуправления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Развитие правовой доктрины о местном самоуправлении
1.3 Местное гражданами самоуправление: признаки, со принципы, функции
Глава 2. Анализ перспектив развития местного самоуправления в Российской Федерации
2.1 Современное состояние и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации
2.2 Анализ проблемы участия населения России в местном самоуправлении
2.2 Анализ проблемы участия населения России в местном самоуправлении
Развитие местного самоуправления в России, имеющее своим началом 90-е года ХХ века, к настоящему времени значительно приблизило данный социальный институт к общемировым стан-дар- там по основному набору нормативно-значимых критериев. Право граждан страны на местное самоуправление закреплено Конституцией, федеральное законодательство определяет основные принципы его осуществления, региональные законы фиксируют базовые положения муниципального управления на территории субъекта федерации, система местных нормативных источников подчеркивает специфику и конкретизирует тонкости самоуправления в каждом муниципалитете. При этом следует отметить, что выстроенная система муниципального права не является застывшей, а подвергается постоянной модернизации на всех уровнях в зависимости от складывающейся ситуации.
Законодательство России также определяет способы участия населения в муниципальном управлении на принципах добровольности и законности. В настоящее время Федеральный Закон указывает на существование нескольких форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в таковом. Четыре их них (местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата или иного выборного лица, изменения границ или преобразованию муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования) имеют высшую степень обязательности, поскольку их результаты подлежат опубликованию и исполнению, если не противоречат иным законодательным актам Российской Федерации. [9, С. 182]
Вторая группа форм гражданского участия имеет рекомендательный или информирующий характер. К этим формам относятся публичные слушания, правотворческая инициатива, опрос жителей, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции (собрания делегатов).
Отдельно от вышеуказанных способов находится территориальное общественное самоуправление, декларируемое как форма самоорганизации граждан для решения ими вопросов по месту жительства на части территории муниципального образования через собрания и конференции.
Вместе с тем, данный список не является исчерпывающимся, поскольку нормативно закреплено право граждан участвовать в местном самоуправлении иными способами, не противоречащими законодательству страны. К таковым способам можно отнести, например, публичные мероприятия, гражданские инициативы, создание общественных совещательных органов.
Перечисленные способы осуществления населением местного самоуправления имеют проработанные механизмы практической реализации, зафиксированные законодательно или же подзаконными актами. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в современной России довольно четкого нормативного закрепления механизмов реализации права граждан на местное самоуправление через широкий спектр форм участия населения в нем.
В практической сфере ситуация с реальным участием населения в местном самоуправлении может иметь перспективы только в случае активности граждан. Для исследования данного вопроса нами было проведено изучение мнения экспертного сообщества, в состав которого вошли действующие руководители органов местного самоуправления, депутаты представительных органов власти, научные работники, исследующие местное самоуправления. В ходе полуструктурированного интервью основной исследовательской задачей стала оценка проблематики участия населения в реализации своих гражданских прав на местное самоуправление и определение перспектив реализации данных прав через установленные законом формы.
Результаты проведенного исследования показывают, что отсутствие активности населения - главное препятствие на пути развития гражданского общества в России в целом и местного самоуправления, в частности. Низкая явка избирателей на муниципальные выборы является проблемой практически для всех муниципалитетов страны. Причиной такого электорального поведения является сложный комплекс субъективных представлений населения о результативности выборов, роли отдельного избирателя в итоге голосования, недоверие по отношению к избирательным комиссиям, социальная апатия. В итоге к урнам для голосования приходит в лучшем случае 3040% избирателей, крайне редко такая цифра превышает пятьдесят. Подобная же ситуация наблюдается в ходе проведения публичных слушаний - обязательного мероприятия для принятия целого ряда решений относительно местных процессов. Нередко встречается ситуация, когда основные участники публичных слушаний - работники администрации, представители бюджетных организаций. Граждан, пришедших на обсуждение жизненно важных вопросов по своему желанию, практически не бывает. Интересная попытка выявления и учета мнения населения предпринята через обязательное обсуждение общественно-значимых проектов с использованием Интернета. Экспертное сообщество напрямую связывает эффективность данной формы с активностью граждан, которые могут подать свои предложения и поправки в тексты проектов через электронную почту.
Местный референдум, как и голосование по отзыву депутата и иного выборного лица, в практике российского местного самоуправления является крайне редким явлением, однако эксперты единодушно проводят аналогию активности граждан в данных мероприятиях с активностью избирателей в ходе голосования на муниципальных выборах. Менее проблематичным в этом отношении является сход граждан. Однако причина этого заключается в том, что проводится сход граждан в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек с правом избирательного голоса. Жители принимают более активное участие в сходах, поскольку являются носителями традиционного электорального поведения, знают друг друга, а принимаемые решения непосредственно затрагивают интересы каждого участника. [13, С. 112]
Оценка экспертами такой формы как «правотворческая инициатива» является неоднозначной. С одной стороны, в крупных населенных пунктах данная форма непосредственного участия населения в местном самоуправлении не является редким явлением, по сравнению с сельской местностью, где она практически отсутствует. С другой стороны, правотворческая инициатива в большинстве случаев исходит от одних и тех же субъектов: правозащитных организаций, протестных объединений и крайне редко имеет в качестве инициаторов обычных граждан.
Опрос граждан муниципального образования направлен на выявление мнения населения и его учет при принятии решений. На практике эта форма реализуется крайне редко, и экспертами называются две причины этого. Во-первых, субъективная: должностные лица органов местного самоуправления уверенны, что «знают» мнение населения и проведение опроса не считают необходимым. Кроме того, результаты опроса носят рекомендательный характер. что также вызывает нежелание его проводить. Во-вторых, финансовая - проведение социологического опроса требует немалых затрат бюджета, что в условиях российской действительности значительно сокращает возможность его проведения.
Обращения граждан в органы местного самоуправления являются наиболее распространённой практикой. Как показывают проведенные нами исследования, число жалоб, предложений, заявлений в крупных городах сопоставимо с числом жителей. Эксперты также считают обращения граждан наиболее распространённой формой их участия в местном самоуправлении. Причина большого количества обращений заключается в относительной простоте и наличии множества способов подачи, кроме того, обращения граждан практически всегда имеют в качестве предмета необходимость решения индивидуальной проблемы жителя. Органы местного самоуправления обязаны своевременно и по существу информировать обратившегося о принятом в его случае решения, что добавляет привлекательности данному способу. Однако, как указывают эксперты, обращения чаще всего связаны с желанием граждан улучшить отдельные аспекты своего быта, жилья, и крайне редко заостряют внимание на проблемах населенного пункта в целом. Это наиболее четко проявляется в проблеме деятельности территориального общественного самоуправления. Жители городов крайне неохотно участвуют в его работе, даже решение мелких проблем организации встречает главную трудность в виде низкой активности. Как пример, эксперты в качестве примера приводят собрания жителей многоквартирных домов, которые чаще всего объявляются несостоявшимися в связи с неявкой необходимого числа собственников.
Интересными формами осуществления местного самоуправления являются относительно недавно появившиеся гражданские инициативы (добровольная деятельность граждан и общественных объединений по достижению общественных значимых целей). Конечно, подобная деятельность основывается, прежде всего, на социальной активности групп граждан, органы местной власти призваны лишь помогать реализации гражданских инициатив. Наиболее распространённой формой помощи является совместная деятельность и выделение муниципальных грантов.
Эксперты напрямую связывают активность гражданского общества и эффективность местного самоуправления. Формы осуществления народовластия в современной России достаточно многообразны, однако не всегда наблюдается их практическое использование. Причинами низкой активности населения, помимо уже указанных, являются специфические для страны условия возрождения данного социального института, традиционное недоверие к любой власти и отсутствие доступного информирования о предстоящих мероприятиях с участием граждан.
Как показывают проведенные исследования, в современной российской практики местного самоуправления действительно наблюдается разрыв между декларируемыми возможностями и реализуемым правом на местное самоуправление. Основное противоречие заключается в опережающем характере нормативной базы по сравнению с мировоззренческими установками граждан. Неготовность населения принимать деятельное и постоянное участие в осуществлении местного самоуправления обусловлена целым комплексом причин, носящих, прежде всего, субъективный характер. Вовлечение жителей в решение местных проблем должно осуществляться через развитие добровольных объединений граждан, деятельность которых будет направлена на социально значимые задачи
Заключение
В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем.
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.
Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий по отношению к государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление - это не только область гражданской самостоятельности и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.
Итак, можно отметить, что современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Для того чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера. Помимо этого необходимы:
1. Наличие осознанной воли в осуществлении права на местное самоуправление, т.е. активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результатах).
2. Наличие механизмов осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие организационных структур, создаваемых населением для решения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, различные формы общественного контроля).
3. Наличие возможности осуществления права на местное самоуправление, т.е. наличие экономических основ для обеспечения реальной самостоятельности населения и создаваемых им органов.
Все три вышеобозначенные составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования. Однако правовое и организационно оформление местного самоуправления протекает значительно быстрее. В вопросах формирования эффективной экономической базы местного самоуправления реальные результаты мизерны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти.