Файл: Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1647

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на свободу также не исключает обязательного привлечения лица к выполнению конституционных обязанностей, таких как военная служба.

2.2. Гарантии права на свободу и личную неприкосновенность

Наличие гарантий само по себе является необходимым, но недостаточным условием для реализации права на неприкосновенность личности.

Правовые гарантии необходимы как для того, чтобы права личности не нарушались, так и для того, чтобы они осуществлялись в максимально возможной степени. Право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено путем применения государственных принудительных мер. К ним относятся, в частности, меры пресечения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Наиболее радикальной мерой ограничения является задержание. В результате применения задержания человек в значительной степени подвергается ограничению своих конституционных прав.

Задержание является не только уголовно-процессуальным, но и конституционно-правовым институтом. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122, 216 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова, С.В. Пустовалова от 14 марта 2002 г. установлено, что "специальные судебные гарантии права на свободу и личную неприкосновенность, установленные Конституцией Российской Федерации, имеют прямое действие и, следовательно, определяют смысл, содержание и осуществление соответствующих уголовно-процессуальных норм". Ограничение личной неприкосновенности в той или иной степени присуща всем мерам уголовно-процессуального принуждения. В системе этих мер наиболее жестким с точки зрения режима ограничения прав, прежде всего права на свободу и личную неприкосновенность подозреваемого и обвиняемого, является содержание под стражей, т.е. физическая изоляция обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления и содержание его под стражей в установленных законом местах и условиях до вынесения судом окончательного решения о его виновности, при условии, что эта мера не будет изменена или отменена.

Законодатель, учитывая серьезность ограничений прав личности, связанных с применением этой меры пресечения, которые зачастую являются более жесткими, чем применение отдельных видов уголовного наказания, определяет ее как исключительную меру, применяемую только "в случае невозможности применения другой более мягкой меры пресечения" (ч. 1 ст. 108 УПК).


Закон, допуская такие жесткие ограничения в отношении невиновного лица, в то же время устанавливает ряд гарантий защиты его прав, основное место среди которых занимает запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу без оснований, предусмотренных законом, и реальной необходимости, который был возведен в ранг конституционного принципа.

Большое количество норм, гарантирующих неприкосновенность личности, содержится в законодательстве, регулирующем юрисдикционную деятельность государственных органов.

Согласно статьям 181 и 183 Уголовно-процессуального кодекса ряд процессуальных действий не допускается, если они создают опасность для здоровья человека. Законом также исчерпывающе определены случаи, при которых возможны такие формы ограничения свободы и неприкосновенности личности, как привлечение к административной ответственности, задержание, личный досмотр.

В Конституции и законодательстве Российской Федерации наряду с общими нормами обеспечения свободы и неприкосновенности личности закреплен ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, служебная деятельность которых, сопряженная с повышенным профессиональным риском, немыслима вне режима независимости от каких бы то ни было воздействий.

Аналогичные гарантии устанавливаются в отношении судей, для применения вышеуказанных принудительных мер необходимо получить предварительное согласие соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями.

Юридическая сила установления дополнительных гарантий неприкосновенности этих категорий лиц подтверждена решениями Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. в деле о проверке конституционности положений чч. 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Российской Федерации". "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и 7 марта 1996 г. в случае проверки конституционности п. 7 марта 1996 г. в случае проверки конституционности паритета. 3 Статья 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации

Наиболее существенные ограничения права на свободу и личную неприкосновенность связаны с арестом, задержанием и лишением свободы, и в связи с этой частью 2 статья 22 Конституции конкретно определяет условия, при которых могут применяться эти меры правового принуждения.


В то же время, с учетом употребления слов, принятых в действующем законодательстве, арест может быть истолкован как означающий:

1) мера пресечения, применяемая в ходе уголовного судопроизводства в отношении обвиняемого или подозреваемого (п. 16 ст. 34 УПК)

2) административное задержание, применяемое в качестве меры административного наказания (статья 32 КоАП).

Термин "арест" относится также к новому виду наказания, которое может быть применено только по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Соответственно, термин "задержание" относится к:

1) содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляемое в соответствии со статьей 122 УПК;

2) административный арест как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях статьи 240-242 КОАП;

Арест как мера административного взыскания может быть применен только по решению районного суда или судьи в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений на срок до 15 суток, а при нарушении режима чрезвычайного положения или режима в зоне антитеррористической операции - на срок до 30 суток.

Кроме того, административный арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, лицам в возрасте до 18 лет, инвалидам 1 и 2 групп (статья 32 Кодекса об административных правонарушениях).

Порядок применения ареста в качестве меры пресечения в уголовном процессе определяется, прежде всего, статьями 11, 89, 90 и 96 УПК.

Она может быть применена к обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, если имеются достаточные основания полагать, что обвиняемый (подозреваемый):

1) скрывается от следствия, предварительного следствия или суда;

2) воспрепятствует установлению истины по уголовному делу;

3) будет заниматься преступной деятельностью;

4) обеспечить исполнение приговора;

5) исходя из простой опасности, грозящей обвиняемому;

Физическая неприкосновенность и психологическая свобода личности охраняются уголовным законом. Причинение телесных повреждений наказывается в соответствии с нормами уголовного и гражданского права.

Психическая неприкосновенность личности связана с недопустимостью сеансов, применения методов лечения, оказывающих опасное воздействие на психику психически больных, допросов под гипнозом, экстрасенсорного воздействия, обезвреживания наркотических средств, угроз и шантажа. При этом возможны законные психологические воздействия.


Рабство и подневольное состояние, давно запрещенные международными конвенциями, являются нарушениями права на свободу и личную неприкосновенность.

Видами правовых гарантий личной неприкосновенности граждан в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются гарантии защиты права на личную неприкосновенность, меры правовой защиты, при рассмотрении которых в настоящей статье автор следует их разделению на меры защиты и меры правовой ответственности, а также меры по предупреждению и пресечению нарушений этого права.

Если имело место нарушение права граждан на неприкосновенность личности, то должны быть введены в действие меры пресечения, направленные на принудительное прекращение этого противоправного деяния.

Конечной гарантией защиты личной неприкосновенности граждан в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел являются меры предупреждения и предотвращения нарушения права на личную неприкосновенность.

В теории права под гарантиями прав человека и гражданина понимается система условий, средств и методов, обеспечивающих каждому человеку и каждому равные юридические возможности для идентификации, приобретения и реализации своих прав и свобод.

Правовые гарантии законности и обоснованности ограничения личной неприкосновенности следует понимать как совокупность условий, средств и способов, установленных нормами международного, конституционного, уголовно-процессуального и других законов, а также процессуальной деятельности, осуществляемой на их основе, обеспечивающих защиту и защиту физической, моральной и психической неприкосновенности, свободы личности, общей свободы действий и личной безопасности от произвольных посягательств при этом.

Законность и обоснованность ограничений личной неприкосновенности личности во многом зависит от установления и реализации комплекса правовых гарантий личной неприкосновенности: международно-правовых, конституционных, уголовно-процессуальных, уголовно-правовых и гражданско-правовых. Прокураторский надзор, ведомственный и судебный контроль также выступают в качестве гарантий законности и обоснованности ограничений личной неприкосновенности, но они в силу своего значительного объема.

В этой системе средства правовой защиты выступают необходимым основанием, непосредственно обеспечивающим законность и обоснованность ограничения личной неприкосновенности в уголовном судопроизводстве. В целом вопрос установления и закрепления в законе гарантий реализации прав и законных интересов личности не менее важен, чем вопрос установления и закрепления в законе самих прав и свобод.


Вывод

Неприкосновенность может быть, как физическая, так и моральная, духовная.

Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами. Права на свободу и личную неприкосновенность, гарантирует защиту его прав и нормами права является важным показателем демократизации общества, служит неотъемлемой предпосылкой становления и формирования правового государства.

Право граждан на личную неприкосновенность, имеющее для человека самостоятельное и жизненно важное значение, следует отграничивать от других смежных субъективных прав: собственности, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства.

Физическая неприкосновенность личности обеспечивается запретом посягательств на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность человека.

Психическая неприкосновенность подразумевает запрет незаконного воздействия на психику человека. Личная свобода человека выражается в праве на свободу передвижения, на выбор места пребывания и жительства (статья 27 Конституции РФ), на свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (статья 28 Конституции РФ).

Наличие общих гарантий само по себе является необходимым, но недостаточным условием реализации права на личную неприкосновенность. Правовые гарантии необходимы как для обеспечения того, чтобы права личности не нарушались, так и для их максимально полного осуществления. Право на свободу и личную неприкосновенность может быть ограничено путем применения государственных принудительных мер.

К ним, в частности, относятся меры пресечения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Наиболее радикальной мерой ограничения является задержание. В результате применения задержания человек в значительной степени подвергается ограничению своих конституционных прав.

В Конституции и законодательстве Российской Федерации наряду с общими нормами обеспечения свободы и неприкосновенности личности закреплен ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, служебная деятельность которых, сопряженная с повышенным профессиональным риском, немыслима без независимости от каких-либо воздействий.

Законность и обоснованность ограничений личной неприкосновенности личности во многом зависит от установления и реализации комплекса соответствующих правовых гарантий личной неприкосновенности: международно-правовых, конституционных, уголовно-процессуальных, уголовно-правовых, гражданско-правовых. Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль также выступают в качестве гарантий законности и обоснованности ограничений личной неприкосновенности, но они в силу своего значительного объема.