Файл: Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 1757

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы являются конституционное право на свободу и личную неприкосновенность человека и гражданина. Закрепленные права на личную неприкосновенность в Конституции РФ используется понятие «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность - это недопустимость вмешательства извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности человека, включающую в себя физическую, психическую и моральную неприкосновенность. В определении права на неприкосновенность перечисляются почти всех видов нарушение личных неимущественных прав и личных имущественных прав.

Неприкосновенность личности, как социальное право, означает недопустимость противоправного посягательства на личность гражданина путем физического, психического, юридического или иного социального воздействия. Любой гражданин должен чувствовать себя свободным, равноправным и абсолютно безопасным. Государство должно гарантировать безопасность передвижения, поступков, деятельности граждан в рамках закона.

Право на личную неприкосновенность гарантируется совокупностью правовых норм, предусматривающих недопустимость всякого посягательства на личность со стороны кого-либо, за исключением случаев, предусмотренных законом. Закрепление в законе гарантий осуществления прав и законных интересов личности не менее значим, чем установление самих прав и свобод.

Целью курсовой работы является – рассмотрения конституционных прав на личную неприкосновенность.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить историю появления прав и свободу человека;

2. Классификация конституционных прав и свободу человека и гражданина;

3. Определить понятие права на свободу и личную неприкосновенность;

4. Гарантии права на свободу и личную неприкосновенность;

Объектом курсовой работы является права на личную неприкосновенность человека.

Предмет курсовой работы является личная неприкосновенность человека.

Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, в каждая глава включает в себя по два параграфа, после каждой главы вывод, заключения, список используемых источников, приложение.

Глава 1. Конституционные права и свободу человека и гражданина


1.1 История развития права и свободу человека

Одним из важных этапом развития института прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека,[1] Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод,[2] Международного пакта о гражданских и политических правах,[3] Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,[4] Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации[5] и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Исторические основания прав и свобод человека берут свое начало в политических и правых учениях древности. Так, софисты (Антифон, Ликофрон, Алкидам) еще в V–IV в до н.э. отмечали, что все люди равны по природе и имеют одинаковые естественные права. В первую очередь, относилась свобода как высшая ценность человеческой жизни. Древнегреческий философ и государственный деятель Цицерон был одним из первых теоретиков естественного права, который отметил за личностью политические права и право частной собственности. В следствии первой юридической формой права человека были неотъемлемые права гражданина античного полиса. Правовое положение человека в обществе и государстве в период средневековья были предопределены божьим законом. Права трактовались как привилегии, дарованные монархом подданным. Их права зависели от принадлежности человека к определенному сословию, корпорации и снижался по мере снижения по лестнице социальной иерархии. В начале XVII–XVIII веков буржуазной революций происходит возрождение идеи естественного права. Представителями естественно–правовой теории были Дж. Локк, Г. Гроций, Монтескье, Джефферсон. Они выделяли несколько качестве прав, такие как право на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению. Эти права были присущие человека от рождения, независимо от того, записаны они в законе или нет, и неотъемлемы, то есть не зависят от формы политического устройства, а государство было не вправе отнимать их.

Права человека в следствии буржуазных революций получили всеобщее конституционно признания. Несмотря на это в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, сама идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.


С XIX и XX веках права человека обрело широкое внимание общественности и права человека стали рассматривать на международном уровне, также оформлялись в письменном виде. В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В дальнейшем Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами. Идея о защите прав человека от государственных властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признавали важность этих прав в письменной форме, в следствии документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

Ощущения по мере развития общества и появления новых ценностных ориентиров потребовали юридического признания. Вследствие пересмотра и изменения мировоззрения общества появились права на защиту чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право на семью. Именно из статуса человека как свободного существа и, соответственно, его права на свободу, обеспечиваемого в том числе с помощью государственных органов, развилось в дальнейшем право на частную жизнь, которое несет в себе, в частности, обеспечение как физической, так и психологической неприкосновенности частной жизни человека.

Понятие права на свободу в Российской Федерации установлено в статье 22 часть 1 Конституции РФ[6] право на свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется на сочетании естественно-правовых и позитивистских подходов.

Естественное право, как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти. Применяя естественно-правовой подход, Конституция России "признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности".


В конституции закрепляются наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека эти права являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей.

Права гражданина неотъемлемо сталкивается с государственными отношениями, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина связан особой правовой связью с государством – института гражданства (ст.6 Конституции РФ)[7]. В этой статье идет речь о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется», что понимается признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы для человека являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина такие правоотношения означают получения защиты своих прав, а для государства – в обязанность предоставить эту защиту.

1.2 Классификация конституционных прав и свободу человека и гражданина

Никто не может лишить человека его законных прав на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на частную жизни. Одним из основных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости, является их универсальный характер.

В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наше государство объединяет большинство международных соглашений по правам человека, в свою очередь оно должно что выполнять взятые на себя обязательства.


Права человека и гражданина — неотъемлемые часть и возможности человека, определяющие меру его свободы и закрепленных в правовых нормах. Права человека должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Взаимопонимание государства и личности в наше время это одна из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений. Основной проблемой здесь являются права и свободы человека и гражданина, их гарантированность, взаимная ответственность между государственной властью и личностью.

В следствии можно отметить, что на новый уровень выходят проблемы взаимодействия и конкуренции прав и свобод, закрепленных в различных нормативных актах. Учитывая постоянные изменения прав человека, изменение приоритетов в вопросе соотношения различных прав и свобод, существенное влияние правоприменительной практики на данные процессы, вопросы правового статуса личности нуждаются в постоянном мониторинге и исследованиях.

Правовой статус – это одна из сложных категории, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения общего типа;

Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Предоставляя свободу, государство дает возможность человеку на самостоятельное самоопределения человека в некоторых сферах общественной жизни. В априори государства определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.