Файл: Органы местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;
  2. разделение властей;
  3. территориальная организация органов местного самоуправления;
  4. Самостоятельность органов местного самоуправления;
  5. властный характер деятельности органов местного са- моуправления.

Принцип демократического характера характеризует содержания этих органов. Эти органы должны быть сближены с населением того или иного субъекта, должны представлять их интересы, а также решать различные вопросы, которые возникают у населения муниципального образования.

Следующий принцип- это разделения властей. Данный принцип прописан в Конституции РФ, а именно в статье 10. Это самый главный принцип организации и деятельности государственных органов. По нему каждый государственный орган не может выйти за рамки полномочий, которые установлены в российском законодательстве. Если государственные органы действуют в пределах этих полномочий, то он не нарушают систему, и могут взаимодействовать друг с другом. Это надо для того что бы обеспечить демократическое развитие общества.

Далее у нас идет принцип территориальной организации органов местного самоуправления. Он прописан в части 1 статьи 131 Конституции РФ. Данный принцип нам говорит о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это значит, что Конституция РФ признает городские и сельские населенные пункты как основу местного самоуправления, и допускает осуществление местного самоуправления и на других территориях.

Принцип самостоятельности, или как его еще называют принцип обособленности, органов местного самоуправления так же базируется на Конституции РФ. Он утверждает, что местное самоуправление – это само- стоятельная отдельная форма народовластия. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления прописаны основные гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

И последний принцип организации деятельности - это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что:

  • муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;
  • за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.1

1 Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// http://www.consultant.ru

Глава 2. Правовые основы системы местного самоуправления

2. 1 Понятие, система и развитие правовой основы местного самоуправления

Чтобы разобрать правовые основы местного самоуправления нужно сначала знать, что же это такое. Под правовой основой местного самоуправления понимают совокупность нормативных правовых актов, а также различных правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность местного самоуправления и его роль, как института, во всей системе управления.1

Некоторые ученые в своих работах употребляют другие понятия. Например, Прудников А.С под правовой основой понимает – это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возникают при организации и деятельности органов местного самоуправления.2

Нормативные правовые акты о местном самоуправлении выстроены в свою структуру. В ней выделяют всего 4 группы.

Первая группа это международные нормативно-правовые акты. К ним в первую очередь относят Европейскую хартию о местном самоуправлении (1985 г.).

Ко второй группе относят нормативные правовые акты федераль- ного значения. Например, Конституция РФ (от 12 декабря 1993г), ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от (25сентября 1997г), ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 28августа 1995г), и прочие правовые акты федераль- ного значения, которые касаются органов местного самоуправления.

1Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М.: Новый Юрист, 1998., С.38

2 Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А. Муниципальное право России: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ. 2003, С.43.

К третьей группе относятся нормативные правовые акты субъектов РФ. Это, прежде всего различные уставы, конституции, законы, и акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.


К последней и четвертой группе относят нормативные правовые акты, которые принимаются уже в самой системе местного самоуправления. Данная группа состоит из различных решений, которые были приняты на сходе граждан, решения различных вопросов представи- тельными и исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами. Для примера можно взять, различные положения о органах местного самоуправления, это их структура, порядок управления собственностью и прочие положения и уставы.

Различные ученые юристы выделяют много разных классификаций правовых актов о местном самоуправлении:

  1. По юридической силе они делятся на:

А) законы о местном самоуправлении.

Б) подзаконные акты о местном самоуправлении.

Как мы все знаем что законы имеют высшую юридическую силу по сравнении с подзаконным актам. И поэтому подзаконные акты должны издаваться в соответствии с законами. Но бывают и такие ситуации когда все же противоречие есть, то в таком случае подзаконный нормативный акт является не действительным и должен быть приведен в соответствие с законом.

Основным законом государства является Конституция РФ, на ней базируются все остальные законы и подзаконные акты нашей страны. То есть все акты, которые принимает Президент, Правительство, и другие органы должны соответствовать Конституции РФ и прочим ФЗ, которые действуют на данном этапе.

Так же должно и быть с законом и подзаконным актом в субъектах РФ. А именно должна соблюдаться их иерархия. И плюс к этому все законы и подзаконные акты субъектов должны соответствовать как Конституции

России, так и ФЗ, и другим различным актам, которые принимает Президент и Правительство России.

Принцип соподчинения нормативных правовых актов, способствует регулированию общественных отношений, которые возникают в системе местного самоуправления. Данный принцип обеспечивает нормальное уп- равление процессом становления и развития института местного само- управления. Поэтому акты о местном самоуправлении просто обязаны представлять собой единый механизм, который слаженно действует во всем государстве.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само местное самоуправление должно осуществляться всегда по Конституции России, а также данным ФЗ, и прочими нормативно правовыми актами, уставами субъектов их конституциями(ст.7 ФЗ)1.

  1. Также, нормативно-правовые акты делят ещё на :

А) специальные акты о местном самоуправлении

Б) акты, содержащие отдельные нормы, которые касаются деятельности местного самоуправления.

К специальным законам относят – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г.); ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (от 8 января 1998г.); ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (от 26 ноября 1996г); ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (от 25 сентября 1997 г.); и прочие законы субъектов РФ о местном самоуправлении.

Что же касается актов, содержащих отдельные нормы, которые касаются деятельности местного самоуправления. К ним относят

1 Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// http://www.consultant.ru

Конституцию РФ, ряд федеральных законов, конституции и уставы субъектов России, и прочие законы субъектов России, которые не имеют специального предназначения для местного самоуправления. Сюда чаще всего приписывают такие законы, как Закон РСФСР. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» ( от 18 декабря 1991г); Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»( от 27 декабря 1997 г.); Закон Российской Федерации «Об образовании»( от 10 июля 1992 г.);Закон Российской Федерации «О недрах»( от 21 февраля 1992 г.); и прочие законы.

2.2. Международные правовые акты

Главнейшим международным правовым актом регулирующем деятельность органов местного управления является Европейская Хартия о местном самоуправлении (15 октября 1985 года), она является базой для муниципального законодательства стран – членов Совета Европы. Российская Федерация подписала эту хартию только 28 февраля 1996 года, а ратифицирована она была лишь 20 марта 1998г, и наконец, вступила в силу лишь 01 сентября 1998 года.

В данной хартии дается довольно широкое понятие местного самоуправления. Под ним понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного самоуправления. 1

Совет Европы создавался для создания в Европе демократии и для децентрализации власти, а также для достижение прочного единства между его членами. Так как местное самоуправление – это основа демократии, поэтому Европейская Хартия закрепила в первую очередь основные


принципы построения местного самоуправления, а так же их права и гарантии.

Данный документ, который довольно полно раскрывает понятие, и рассматривает принципы местного самоуправления, и защищает права местного самоуправления. Потому что местное самоуправление предоставляет населению субъекта принимать участие в управлении того или иного субъекта.

В Хартии говорится что государства, которые ее подписали, должны полностью опираться на принципы, которые гарантируют политическую, административную и финансовую самостоятельность местного самоуправления при децентрализации власти.

В водной части данного документа говорится о главных принципах местного самоуправления, а именно:

  1. местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя;
  2. население страны могут принимать участие и управлять государственными делами непосредственно на местном уровне;
  3. органы местного самоуправления должны обладать реальной властью и иметь широкую автономию в решении различных вопросов своей компетенции.1

Кроме принципов в ней говорится о понятии местного самоуправления, кроме того она предусматривает свободное, тайное, равное, прямое и всеобщее голосование, а так же свобода действия местного самоуправления по различным вопросам, а так же исключительные компетенции местного самоуправления, его самостоятельность.

Так же в данном документе говорится о статусе должностных лиц. В данном случае деятельность лиц не должна быть ограничена, но при этом должен быть контроль за ними для того чтобы была обеспеченна законность

и конституционные принципы. У каждого местного самоуправления имеется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться. Финансовые средства состоят из местных налогов и сборов, и различных источников. Также местное самоуправление имеет право на сотрудничество с другими органами местного самоуправления, и органами других государств. По данной хартии у местного самоуправления есть гарантия на судебную защиту.

Европейская Хартия Местного Самоуправления доступна для подписания для всех членов Совета Европы. Это довольно широкий и полно описывающий органы местного самоуправления документ нормативно- правового характера. Данная Хартия регулирует местное самоуправление на местном уровне