Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1. Понятие и особенности органов местного самоуправления
1.2. Классификации органов местного самоуправления
1.3. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Правовые основы системы местного самоуправления
2. 1 Понятие, система и развитие правовой основы местного самоуправления
2.2. Международные правовые акты
2.3 Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении
2.4 Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты
2.5 Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
2.3 Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении
Бесспорно, то, что главным документом федерального значения, который регламентирует работу местного самоуправления, считается – Конституция Российской Федерации, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В соответствии с Конституцией (ст.12), у нас в стране признается и гарантируется местное самоуправление. Оно не является частью системы органов государственной власти и считается независимым в пределах своих полномочий. Основные принципы деятельности органов местного самоуправления, причислены к общему ведению России и её субъектов (ст.72)1.
В Конституции РФ выделяется целая глава, которая полностью посвящена местному самоуправлению. В 8 главе Конституции статьях 130-
133, закрепляются права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. 1 В ней подмечена необходимость учета исторических и иных местных традиций и обычаев для деятельности местного самоуправления. Гражданам субъектов дается право самостоятельного определения структуры всех органов местного самоуправления. Возможно, также и изменить границы территории субъекта, но только нужно учитывать мнение местного населения. Также есть возможность формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, право на установления местных налогов и сборов. Также основным законом нашего государства у местного самоуправления есть гарантия на судебную защиту. Категорически запрещено ограничить права, которые установлены Конституцией и другими ФЗ. Ещё гарантируется компенсация дополнительных расходов, которые возникают при решении вопросов государственной власти2.
Население страны осуществляет свою власть через органы местного самоуправления(ч.2 ст. 3), а также в ч.2 ст. 2 говорится что у муниципальных образований есть своя муниципальная собственность, в соответствии с ч. 2 ст. 9 мы можем понять что земля и природные ресурсы также могут находится в муниципальной собственности. 3
Логическая последовательность и предназначение этих норм говорит о том, что власть народа основывается не просто так. Базой для власти будет служить муниципальное имущество, а так же земля и другие природные
1«Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398
2 Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г.– М.:ЮНИТИ, 1997. С. 7.
ресурсы. Поэтому и материальную основу данной власти, которая осуществляется населением субъекта, будет муниципальная собственность.
Ст.12 главы 1 Конституции РФ, показывает как важно для нас местное самоуправление, и устанавливает, что в России признается и гарантируется местное самоуправление. Потом в ст. 12 прописывается основной принцип, а именно самостоятельность местного самоуправления в системе общества. В Конституции так же прописывается, что у местного самоуправления есть и свои полномочия. По ч. 2 ст. 15 Конституции местное самоуправление должны всегда руководствоваться Конституцией РФ и др. федеральными законами. Тем самым Конституция устанавливает условия деятельности местного самоуправления.1
Никак не меньше значимыми считаются нормы, которые установлены во второй главе Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина.
По ст.18 деятельность местного самоуправления определяют права и свободы человека. Таким образом, законодатель установил связь, во-первых, между человеком и местным самоуправлением, во-вторых, и между правами и свободами и деятельностью местного самоуправления.
Дальше в ч. 2 ст. 32 закреплено право граждан России избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и быть участником референдума. Это значит, что население может реализовать власть с помощью прямого волеизъявления, а так же может работать в органах местного самоуправления, в которые они могут быть избранными. Помимо этого, все граждане, у которых есть право голоса, могут осуществлять власть через выборные ими представительные органы местного самоуправления и избранных должностных лиц местного самоуправления.
Ст.33 Конституции вводит элемент прозрачности местного самоуправления. Согласно статье, граждане имеют право обращаться лично и
направлять индивидуальные и коллективные обращения в местные органы власти.1
Глава 8 Конституции устанавливает смысл и цель местного самоуправления. В нем, как и в предыдущих главах, устанавливаются основные правила, принципы, раскрывая понятие местного самоуправления, его основы, форм реализации, объем полномочий, основных вопросов и гарантий.
Назначение местного самоуправления в соответствии с ч.1 ст. 130 Конституции заключается в решении вопросов местного значение. Это указывает на то, что люди обладают, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, наличие которых укрепились в первой главе Конституции. Часть вторая той же статьи перечисляет формы, с помощью которых происходит местного самоуправления. Это, прежде всего референдум, выборы, различные формы прямого голосования, а также выборные и другие органы местного правительства. То есть на уровне Конституции устанавливается механизма местного самоуправления.
Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные границы местных органов власти и права граждан на создание структур местного самоуправления. Во втором пункте той же статьи установленной нормы, что обеспечивает стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с советом населения территорий.
Самое важное установление дается в ст. 132 Конституции. В части 1 настоящей статьи, содержит перечень основных полномочий местного самоуправления, от которых зависит важность органов местного самоуправления в целом. Эта статья дает местным властям право на самоуправление муниципальной собственности, разработки, утверждения и исполнения местного бюджета, устанавливают местные налоги и сборы. 2
1 «Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398
Такой подход позволяет местным органам власти создать независимую экономическую базу, которая является основой местного самоуправления
В ст. 133 утверждаются гарантии местного самоуправления как правовые, так и экономические. По данной статье местное самоуправление в России имеет права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, которые возникли при решений указаний, которые были даны органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, и прочие права.
Все нормы Конституции РФ, касающиеся норм местного самоуправления, делятся на нормы:
- которые разрешают введение местного самоуправления в России;
- которые определяют роль местного самоуправления;
- которые устанавливаю гарантии и права местного самоуправления;
- которые закрепляют механизмы и регулируют деятельность местного самоуправления;
- которые устанавливают компетенцию местного самоуправления по различным вопросам;
- которые закрепляют территориальные границы местного самоуправления;
- которые устанавливают экономическую основу местного самоуправления;
Все эти и другие правила нашли свое развитие в федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.4 Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты
Основным законом, который развивает нормы Конституции России, и при этом регулирует отношения, которые складываются в местном самоуправлении, является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 мая 1995 г)
Данный закон довольно полно раскрывает основные вопросы местного самоуправления, а именно, дает основные понятия местного самоуправления, в этом законе довольно четко сказано для чего вообще нужно местное самоуправление и прочие важные вопросы. Закон установил компетенцию органов государственной власти РФ и ее административных единиц в сфере местного самоуправления, а также подчеркнул вопросы, которые находятся в ведении муниципального образования.1
В нормативно-правовой базе местного самоуправления говорится о приоритетности Конституции и этого закона над другими правовыми актами субъектов, при существовании конфликта. Много времени в законе уделяют уставу муниципалитета, показал основное содержание, его развитие и регистрацию. Еще данный правовой акт уделяет внимание и территориальной основе местного самоуправления и вопросу об установлении и изменении границ муниципального образования2.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает рамки местного самоуправления и подчеркивает, что местные органы власти не входят в систему государственной и реализации государственных органов.
Структура муниципалитета определяется населением самостоятельно. Представительный орган должен состоять из депутатов, чьи выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В законе также определяются и главные функции
1 Захаров И.В. Юридическая природа устава муниципального образования (вопросы теории и практики): Науч. - практ. пособие. Екатеринбург, 2003г., С. 30
2 Шумянкова Н.В. Муниципальное управление. М. 2002.- С. 64
этих органов. Глава муниципалитета избирается как представительным органом из числа своих членов, так и непосредственно народом территории. Статус депутата муниципального образования прописан в данном ФЗ. Органы лица местного самоуправления и их должностные имеют право издавать правовые акты по вопросам, возникающим на местном уровне. Данный закон прописывает и разные формы волеизъявления граждан, выделяют:
- местный референдум;
- муниципальные выборы;
- сходы граждан;
- и др. формы.
Статьи этого закона так же регламентируют и финансово- экономическую основу местного самоуправления. В нем дано понятие экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, указан порядок управления муниципальной собственностью, показаны правоотношения органов местного самоуправления с различными предприятиями и организациями, которые находятся в муниципальной собственности. Также в законе раскрывается финансовая основа муниципалитета, местный бюджет, его источники, отражена и независимость органов местного самоуправления в управлении над местным бюджетом. Маленькие бюджеты местного уровня поддерживаются федеральными органами государственной власти и органами субъекта РФ с помощью закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Это закон прежде всего гарантирует организационную, финансово- экономическую самостоятельность муниципалитета, а также предусматривает ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Следующий ФЗ, контролирующий местную власть, был принят 4
33
августа 2001 года, его название "О внесении изменений и дополнений в ФЗ №
154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Изменения коснулись, прежде всего, единое правовое пространство РФ, а именно данный закон предусматривает:
- ситуации, в которых представительный орган местного самоуправления или же его глава издают правовые акты, противоречащие Конституции России или нормативным актам субъектов РФ либо Уставу муниципального образования;
- процедуру отмены нормативных актов, имеющих незаконный характер;
- если органы местного самоуправления не отменили незаконный акт после решения суда в определенный срок, то органы государственного управления могут принять соответствующие меры, возможно даже такие меры как отстранение главы муниципального образования и роспуск представительного органа.
Следующий акт регламентирующий местную власть это Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.95г. Этот акт подразумевал поэтапную трансформацию местного самоуправления, а именно переход от централизованного к децентрализованному управлению посредством передачи субъектам определенной компетенции и новых ресурсов для решения различных вопросов местного уровня, формирования условий с целью последующего формирования муниципалитета. Одной с основных вопросов данного важного документа считалась создание законных начал работы местной власти. Данным документом допускаются изменения и дополнения, которые определяют права субъекта, в бюджетном, налоговом, природоохранном законодательстве, в законодательство о земле, кроме того закреплялись права распоряжением муниципальной собственностью. 1
1 Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.:ЮНИТИ, 2009., С.38
Не менее важным является Указ Президента принятый 15октября 1999года «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ», данный документ должен способствовать развитию всего местного самоуправления.