Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1. Понятие и особенности органов местного самоуправления
1.2. Классификации органов местного самоуправления
1.3. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Правовые основы системы местного самоуправления
2. 1 Понятие, система и развитие правовой основы местного самоуправления
2.2. Международные правовые акты
2.3 Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении
2.4 Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты
2.5 Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
Введение
В 1993 году был принят основной закон нашего государства - это Конституции РФ. В ней прописано, что у нас «признается и гарантируется местное самоуправление» (ст.12 Конституции РФ) 1 , а также что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»(п.1 ст.11 Конституции РФ)2.
«Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций»3.
Актуальность данной темы: На сегодняшний день местное самоуправление в России основывается на базе общих принципов и очень активно развивается, имеет индивидуальные особенности, а также испытывает различные переломные моменты, как положительные так и отрицательные, которые связанны с общественными отношениями в государстве.
На сегодняшний день нельзя не брать во внимание, что осуществляется местное самоуправление основываясь на местных традициях. Сама структура органов местного самоуправления выбирается самим населением конкретного региона (это ст. 131, 132 Конституции РФ). В различных научных исследовательских работах говорится, что, во-первых, становиться больше факторов, которые способствуют наилучшему
1 «Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398 2 Конституции РФ(12.12.1993)
3 ФЗ Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// http://www.consultant.ru
регулированию работы этого органа, а во-вторых, увеличивается число противоречий, которые не только заблуждаются в системе поправок, но и зачастую содействуют каким либо спорным ситуациям, которые связаны с решением новых путей и решений в образовавшейся ситуации.
Как демонстрирует нам практика, становление местного самоуправления, например, его основ, структур, принципов, и так далее, происходило в течение длительного времени. Сегодня оно представляет довольно жесткую централизованную систему управления. Из-за этого наша проблема интересует большое количество разных исследователей и ученых.
В Конституции РФ есть целая глава, которая полностью посвящена местному самоуправлению, она состоит всего из четырех статей.
Нужно также заметить, что в пределах своих полномочий местное самоуправление является самостоятельным, так как не является звеном в системе органов государственной власти. Через органы местного самоуправления население Российской Федерации самостоятельно решает различные вопросы местного значения, например, такие как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Граждане, которые проживают на территории муниципального образования, могут осуществлять местное самоуправление с помощью референдумов, выборов, собраний и различных сходов, а также других форм прямого волеизъявления.
Что касается территории в которой осуществляется местное управление, то по закону изменение границ возможно, но при условии что нужно считаться с мнением населения этих территорий.
Функции органов местного самоуправления разнообразны, они могут, как управлять муниципальной собственностью, так и формировать, утверждать и исполнять бюджет на местном уровне, но на этом не ограничивается их компетенция, они могут решать и иные вопросы, которые возникают на местном уровне.
Главным объектом исследования курсовой работы, прежде всего, будет процесс подробнейшего исследования моей темы, а также рассмотрение поставленных целей и вопросов, и изучение его основных элементов. Думаю также стоит отметить, что данный выбор темы обусловлен тем, что в наше время(1994-2016 год) основы местного самоуправления до сих пор развиваются, и каждый год принимаются различные новые законы и вводятся различные поправки в старые законы, регулирующие местное управление в целом. В результате чего регулирование работы местного самоуправления приведено в соответствие с Конституцией РФ и другими ФЗ.
Предмет курсовой работы – это компетенция органов местного самоуправления.
В данной работе я поставил следующие цели:
Рассмотреть понятие «местное самоуправление», и изучить основы местного самоуправления в России, проанализировать компетенции органов местного
Для того чтобы достичь цели поставленные в этой работе нужно решить следующие задачи:
-
- Изучить сам процесс основ местного самоуправления;
- Раскрыть методы анализов;
- Выявить, как лучше решить вопросы, возникающие в процессе местного самоуправления;
- Изучить особенности органов местного самоуправления.
В данной работе я использовала следующий методы научного исследования рассматриваемой проблемы:
-
- Методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение, описание)
- Методы теоретического познания (аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному)
- Общелогические методы и приёмы исследования (анализ, обобщение, классификация, системный подход, структурно-функциональный метод)
Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, различные федеральные и региональные законы о местном самоуправлении.
Проблемам местного самоуправления посвящены многие работы таких выдающихся ученых, как Люхтерхпиндт Г, В.А. Кочев, А. Гусев, Л. Пронина, Н.В. Хвостунова, А.С. Беседина, А.В. Можаров, С.Б. Нанба, Т.М. Бялкина, И.С. Андреечев, В. Нечуй-Ветер, и других.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, которые объединяют 8 параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1. Понятие и особенности органов местного самоуправления
Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть.
В Российской Федерации местное самоуправление возникло и работает на основании статей Конституции России (12.12.1993г.) и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6.10.2003 г).
Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и еще законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих на местном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций.
При этом под вопросами местного значения понимают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.
Последние рассматривают как органы которые избираются населением того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для
решения вопросов местного значения. Здесь под муниципальным образованием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.
Во-первых, местное самоуправление будет одной из форм осуществления народовластия в РФ, а, во-вторых, является организацией независимой от государства, которая признаётся и гарантируется Конституцией России и представляет собой определенную систему власти, которая создается для решения населением субъектов РФ соответствующих вопросов , возникающих на местном уровне, исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.
Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные признаки и черты, а именно:
- предмет ведения;
- его полномочия; 3)из чего состоит; 4)как формируется;
5) основные формы, порядок и организация работы.
Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного самоуправления:
- Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ)1;
- Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст.
132 Конституции) 2 (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);
- В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции )1
Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти.
В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий.
Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Структура утверждается на референдуме в конкретном субъекте РФ. Решение принимается представительным органом субъекта и закрепляется в уставах муниципальных образований (ст131 Конституции) 2 В решении о структуре местного самоуправления прописывается:
- Перечень органов;
- Наименования органов;
- Порядок избрания главы муниципального образования;
- Полномочия главы муниципального образования. Структура органов местного самоуправления состоит из:
- Представительного органа субъекта;
- Главы муниципального образования;
- Местной администрации;
- отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
- территориальные органы местной администрации.
- Контрольного органа субъекта;
- Иных органов местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают компетенцией по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 34).1
Структура органов местного самоуправления может изменяться, происходит это если внесется изменения в устав муниципального образования. В целом система органов местного самоуправления состоит из различных элементов и отношений между ними.
Действующее законодательство, к сожалению, не придает местному управлению статуса полноправного субъекта управленческих отношений, субъекта собственных компетенций, наделенного властными полномочиями для наиболее эффективного решения вопросов местного значения. Немаловажен и тот факт, что отнесение тех или иных вопросов к разряду
«местного значения» происходит не на местном уровне, вызванном необходимостью обеспечения жизнедеятельности местного населения, а устанавливается и «спускается» сверху, от государства