Файл: Органы судебной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная управленческая система на протяжении всей истории человечества строила алгоритм своей работы, основываясь на классовых особенностях общества в тот или иной исторический период. Это связано с тем, что различные группы населения обладали разными потребностями и возможностями. Современная система органов государственной власти построена таким образом, что различные ветви властной системы (например, исполнительная, законодательная) действуют в рамках собственной компетенции. При этом их деятельность не противоречит друг другу, а наоборот – взаимно дополняет.

В нашей стране судебная система является полноценным органом государственной власти наряду с остальными властными институтами. Например, с Президентом России или Правительством Российской Федерации. Такое положение вещей закреплено в основном законе государства – Конституции Российской Федерации.

Судебная система занимает нестандартное положение в общей системе государственной власти страны. Это связано с кардинальными социальными, экономическими и политическими переменами, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия. Судебная власть отныне не является исключительно техническим механизмом. Она представляет собой особый уравновешивающий остальные властные структуры механизм. Суды различных уровней стали органами, гарантирующими правовое взаимодействие между различными институтами страны. Судебная система определяет уровень возможного взаимопроникновения одной структуры государственной власти в другую.

Конституция страны, которая была принята в начале 90-х годов, возвела систему судебной власти в особое положение. Она стала гарантом защиты демократических прав и свобод как физических, так и юридических лиц.Основное назначение современного суда – это применять на практике правовую систему. Причём в полном соответствии с действующим законодательством.

Актуальность темы данной исследовательской работы обусловлена чрезвычайно высокой важность органов судебной власти для функционирования властной системы страны и обеспечения соблюдения прав и свобод для граждан, субъектов экономической деятельности. Помимо прочего, судебная система позволяет уравновесить остальные ветви государственной власти – законодательную и исполнительную так, чтобы их деятельность была направлена на планомерный прогресс общества.

Предметом данной исследовательской работы является собственно судебная власть, без которой не может обойтись ни одно современное демократическое государство. Главная задача, которую предстоит решить в рамках настоящей исследовательской работы, это раскрытие феномена государственной власти, а также определение роли в ней судебной системы. Помимо этого, задачей настоящей исследовательской работы является объяснение свойств, назначения, способов реализации на практике судебной власти.


Теоретическая база настоящей исследовательской работы состоит из многочисленных трудов исследователей государства, права, экономики и социологии. Полный перечень литературы, использованный в процессе научного поиска, представлен в заключительной части данного исследования.

Для полного достижения намеченной цели данной исследовательской работы предстоит решить нижеследующие задачи:

  • дать полноценное определение судебной власти;
  • отметить главные её признаки;
  • определить и детально рассмотреть свойства судебной власти;
  • выявить смысл её функций;
  • сформулировать определение правосудия и разобрать его элементы;
  • наметить перспективные направления развития судебной власти.

ГЛАВА 1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ОДНА ИЗ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Перед детальным рассмотрением судебной системы целесообразно определиться с понятием и функциями государственной власти вообще. Государственная власть представляет собой организацию власти в обществе при опоре на специализированную структуру принуждения. При этом осуществляется воздействие на эмоциональный фон и поведение людей. Для этого используется разнообразный функциональный аппарат. Это правовые инструменты, авторитет представителей государственной власти, инструменты пропаганды и принудительного воздействия. Всё это должно быть направлено на достижение важных общественных целей.

Государственная власть несёт в себе ряд отличительных свойств:

  1. Она несёт в себе общественно-политический характер. Это означает, что государственная власть призвана служить интересам общественного прогресса, регулировать взаимоотношения между различными людьми, социальными группами, субъектами экономической деятельности.
  2. Распространяет своё влияние на всё общество. Это означает, что государственная власть способна оказывать влияние на всех без исключения граждан страны. При этом её распоряжения являются для всех обязательными, их нельзя игнорировать.
  3. Непосредственно приводится в жизнь должностными лицами – политиками или чиновничьим аппаратом.
  4. Базируется на институтах принуждения к тем или иным действиям. Это означает, что государственная власть оставляет за собой право применять к гражданам меры физического воздействия в случаях необходимости обеспечения порядка правового характера.
  5. Занимается организацией подчинённого населения на территориальной основе.
  6. Определяет правовые основы налоговой системы и обеспечивает её функционирование.
  7. Отличается легитимностью, то есть законностью, и полной легальностью.

Государственная власть Российской Федерации имеет несколько ветвей. Среди них, помимо судебной, выделяют исполнительную и законодательную власти. Они являются независимыми друг от друга, существуют по принципу взаимного дополнения. В соответствии с основным законом страны высшие органы государственной власти – это Президент страны, верхняя палата парламента, Федеральной Собрание и судебная система. Настоящая исследовательская работа посвящена именно судебной власти, аспекты которой мы рассмотрим ниже.

    1. Судебная власть: определение, функции

Термин «судебная власть» в первый раз был введён на официальном уровне в рамках свода законов о суверенитете РСФСР. Данную Декларацию одобрил Съезд народно избранных депутатов. С тех пор данное определение прочно вошло в лексику юридического языка. Термин «судебная власть» появился на рубеже 80-х и90-х годов прошлого века. Это была эпоха бурных политических, экономических и социальных преобразований в нашей стране. По мнению некоторых исследователей отечественной судебной системы, данный период в истории нашей страны можно охарактеризовать как романтическую эпоху становления судебной системы. В этот период многие люди верили, что ответвление судебной системы от остальных ветвей государственной власти позволит построить правовое государство высокого уровня, практически любой вопрос можно будет решить посредством обращения в органы судебной власти.

В современной литературе можно найти многочисленные определения рассматриваемой ветви государственной власти. Одно из них звучит следующим образом. Судебная власть представляет собой самостоятельное ответвление государственной власти, которая осуществляется силой судов. При этом властные полномочия реализуются на практике инструментами законодательно закреплённого судопроизводства. Конституция нашей страны предоставляет судебной власти инструменты в виде судов различного типа. Судопроизводство также может осуществляться в разном формате. Это слушания по административным, гражданским или уголовным делам, а также конституционный суд. Другое определение судебной власти звучит следующим образом. Судебная власть – это независимое ответвление структур государственной власти, инструменты которого позволяют разобраться в конфликтных ситуациях как между отдельными гражданами страны, так и между гражданином и юридическим лицом, теми или иными субъектами экономической деятельности. Помимо этого, судебная система обеспечивает защиту граждан страны от произвола представителей государственной власти, входящих в штат других ветвей. Судебная власть осуществляет контроль за соблюдением правовых устоев общественного порядка, в том числе в процессе розыскной или оперативной работы.


Иные многочисленные определения судебной власти также подчёркивают независимость данной структуры власти от остальных при обязательной опоре на правовые нормы, законодательно закреплённые в стране. Судебная власть зависит только от действующих в государстве законов.

Вышеописанная независимость рассматриваемой ветви государственной власти подробно описана в основном законе нашей страны – Конституции. В частности, там говорится о том, что любые неправомерные действия не только отдельных граждан, но и других ветвей государственной власти могут быть оспорены в судебном порядке. Тем не менее функции судебной системы гораздо шире, чем просто защита демократических свобод и интересов физических или юридических лиц. Органы государственной власти, относящиеся к другим ветвям, также имеют право на защиту посредством судебной системы. Например, муниципалитет какого-либо муниципального образования также может обратиться в суд за отстаиванием своих законных интересов.

Основополагающие функции судебной системы следующие:

  1. Осуществление законного правосудия.
  2. Объяснение норм действующего в стране права. Например, Конституционный суд вправе при необходимости толковать положения основного закона страны.
  3. Осуществление надзора за правомерностью и соблюдением положенных процедур при проведении мероприятий принудительного характера (задержания, обыска, изъятия конфиденциальной информации и т. д.).
  4. Ограничение дееспособности конкретного гражданина страны по тем или иным причинам.
  5. Констатация фактов, которые имеют последствия правового характера. Например, признание гражданина пропавшим без вести.
  6. Надзорная деятельность за процессуальными действиями иных судебных подразделений.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что судебная власть осуществляет деятельность в правовом поле. Эта работа касается регулирования взаимоотношений между членами общества, социальными группами, субъектами экономической деятельности. При этом осуществляется поддержание на должном уровне законного порядка, в том числе с использованием инструментов принудительного характера. Данные меры обеспечивают стабильное функционирование общественных институтов и их планомерное, поступательное развитие.

    1. Свойства судебной власти

Судебную власть можно охарактеризовать нижеследующими отличительными свойствами:


  1. Рассматриваемый вид власти представляет собой одну из трёх ветвей государственной власти.
  2. Выполнение функций судебной власти возложено на специализированные государственные структуры – суды различной юрисдикции и подчинённости. При этом суд федерального уровня может быть создан или упразднён исключительно основным или федеральным законом страны. Региональные суды созываются или распускаются законодательными актами регионов России. Стоит отметить, что никакой суд не может быть распущен без обязательной передачи находящихся в производстве дел любого типа в иные судебные подразделения.
  3. Исключительное право судебной системы брать на себя ответственность за осуществление правосудия. Это означает, что никто кроме уполномоченных на принятие решений судей не может вершить правосудие.
  4. Судебная система представляет собой единую и взаимозависимую структуру. Перечень судебных подразделений устанавливается основным законом страны и законодательными актами федерального уровня. Изменение структуры судебной системы возможно только в особых, оговоренных законом случаях.
  5. Независимость судебной власти. При осуществлении своей деятельности органы судебной власти не подвергаются влиянию сторонних организаций или третьих лиц. В своей деятельности суды различного уровня руководствуются только основным законом страны и другими нормативно-правовыми актами, имеющими юридическую силу. Любое воздействие на судебную систему с целью повлиять на результаты её деятельности расценивается как преступление уголовного характера. Независимость судов включает в себя и понятие независимости судей как должностных лиц. Они не должны пренебрегать законами под влиянием интересов или мнений третьих лиц. Судья должен придерживаться высоких моральных устоев не только на рабочем месте, но и в обыденной жизни.
  6. Самостоятельность судебной системы выражается в том, что судебная власть является единым целым. Решения судей не требуют каких-либо дополнительных подтверждений. Смежным свойством является обособленность судебной системы. Рассматриваемая ветвь государственной власти не является частью других государственных структур. Взаимодействие с ними осуществляется на демократических, равноправных принципах. Такое положение вещей даёт гарантию независимости должностных лиц судов, что позволяет им в полной мере выполнять свои должностные обязанности.
  7. Деятельность судебной власти осуществляется исключительно в процессуальном порядке. Данный свод правил определяется специальным законом, который базируется на положениях Конституции. При этом уголовные дела рассматриваются с использованием Уголовного кодекса России, гражданские – гражданско-правового кодекса, а дела по административным правонарушениям – с применением гражданско-процессуального кодекса. Такая строгая регламентация деятельности судов обеспечивает беспристрастное рассмотрение дел любого типа вне зависимости от действующих в заседании субъектов.
  8. Деятельность судебной власти подчинена своду законов. Это означает, что в своей работе органы судебной власти руководствуются действующими на территории страны законодательными актами. Такая норма распространяется на весь спектр деятельности судебных органов. Это принятие решений по уголовным, гражданским или административным делам, надзорная деятельность за исполнением тех или иных процедур процессуального характера.
  9. Предполагаемая обязательность исполнения решений судебной власти. Данный аспект подразумевает, что решения судов любого уровня обязательны к исполнению всеми без исключения субъектами права. Это физические и юридические лица, в том числе органы власти различного уровня. Невыполнение решений судов влечёт за собой ответственность, предусмотренную уголовным и административными кодексами. В случае невыполнения судебных решений к субъектам права возможно применение мер принуждения. Например, арест или принудительное взыскание какой-либо задолженности.
  10. Функции судебной системы реализуются путём судопроизводства. Данный вид деятельности, по сути, представляет собой основополагающий вид работы рассматриваемой ветви государственной власти. В некоторых случаях судопроизводство рассматривают как механизм разбора дел того или иного типа судебным органом.