Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
- отсутствие необходимости у судьи отчитываться о собственной деятельности перед кем-либо;
- обязательное уголовное преследование по фактам препятствия деятельности судьи любого уровня;
- особые порядки прекращения работы того или иного судьи;
- законное право любого судьи на сложение должностных полномочий без объяснения причин;
- повышенная степень защищённости самого судьи, а также членов его семьи;
- полная финансовая и социальная обеспеченность судьи за счёт средств государственного бюджета.
Каждый судья имеет право на получение собственной единицы огнестрельного оружия, которая может быть выдана структурным подразделением Министерства внутренних дел. Принцип, описанный в статье 120 основного закона страны, подразумевает подчинённость судей только законодательным актам страны. Только в соответствии с ними судья выносит своё решение. Согласно статье 121 Конституции судья не может быть отстранён от должности в упрощённом порядке. Для этого, в большинстве случаев, необходимо его желание. Такая правовая норма обеспечивает должный уровень независимости судейского корпуса от внешних влияний. Перечень ситуаций, когда деятельность судьи может быть прекращена по достаточным основаниям, изложен в соответствующих законодательных актах федерального уровня. Детально эти моменты изложены в Законе «О статусе судей в РФ».
122 статья Конституции даёт судьям право на неприкосновенность. Такая мера позволяет добиться максимального уровня независимости рассматриваемой ветви государственной власти. Причём данная неприкосновенность распространяется не только на самого судью, но и на его собственность, в том числе средства коммуникации, переписку и т. д. В плане юридической практики такая неприкосновенность реализуется как, например, невозможность привлечения судьи любого уровня к уголовной ответственности. Исключением являются случаи, предусмотренные на законодательном уровне. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с её согласия судья может быть подвергнут приводу, заключён под стражу, привлечён к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда.Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создаёт для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливого приговора.
Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответственности, и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.
2.3 Принципы реализации судебной власти
Конституция РФ закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе говоря, с отправлением правосудия.Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закреплённых в Конституции РФ.
Принципами правосудия в РФ являются:
- осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции);
- осуществление правосудия в точном соответствии с законом;
- положение о порядке назначения судей (ст. 128 Конституции);
- право граждан на судебную защиту (ст.46 Конституции);
- равенство граждан перед судом и законом (ст.19 Конституции);
- независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции);
- коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия. Участие в осуществлении правосудия представителей народа;
- открытое разбирательство дел во всех судах;
- национальный язык судопроизводства (ст. 68 Конституции);
- равенство сторон и состязательность процесса (ст. 123 Конституции);
- обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 45 Конституции);
- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);
- всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;
- судебный надзор.
Один из важнейших принципов – осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.
Принцип осуществления правосудия только судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит своё выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.Имеют значение и рамки судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Открытое разбирательство – один из важнейших принципов судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах является открытым процессом. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста. Также такая практика возможна при слушаниях по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведётся с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.
Основной закон страны запрещает разбор того или иного уголовного дела в заочной форме. Это означает, что лицо, в отношении которого выдвинуто обвинение, должно самостоятельно явиться на судебное заседание. Конечно, в том случае, когда оно в рамках закона продолжает находиться на свободе под определёнными ограничениями. В остальных случаях осуществляется принудительное доставление обвиняемого в зал судебных заседаний. Но, существуют случаи (это оговорено в законодательных актах федерального уровня), когда уголовное дело может рассматриваться без участия обвиняемого лица. Это возможно только в тех случаях, когда отсутствие человека не может препятствовать установлению абсолютной истины по делу. Также есть ситуации, когда обвиняемый сам просит рассмотреть дело в его отсутствие. Такая норма закреплена законодательно.
2.4 Перспективы развития судебной власти в России
Со становлением России как правового государства роль и значение судебной власти будет всё более возрастать. Для России в современных условиях судебная власть несомненно очень важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
К сожалению, судебная власть все еще остаётся слабым местом в России. Закреплённые в Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. Помимо этого, большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала коррумпированность судей.
По мнению президента России, в сложном деле поддержки авторитета судебной системы все должны сыграть свою роль: президент РФ, как гарант Конституции, судьи Конституционного суда, потому что они тоже граждане РФ, и представители исполнительной власти, и представители законодательной власти. Государство будет способствовать повышению авторитета судебной власти, заявил Владимир Путин. По его словам то, что необходимо делать по линии президентской вертикали, по линии исполнительной власти, мы обязательно сделаем. Совершенствование и дальнейшее развитие судебной власти в РФ видится в следующих тенденциях:
- дальнейшая теоретическая разработка основных направлений развития судебной системы;
- повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции в судейской среде;
- укрепление судебной системы высококвалифицированными специалистами;
- выработка концептуальных подходов к повышению эффективности деятельности каждого вида судов;
- критическое осмысление и корректирование регулирования деятельности лиц, оказывающих гражданам и юридическим лицам помощь по юридическим вопросам (поскольку в действующем виде оно не обеспечивает в полной мере доступа к правосудию);
- законодательное обеспечение сочетания независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения;
- усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей;
- проведение представителями всех ветвей власти профилактических работ среди населения, направленных на формирование уважения граждан к власти в целом и судебной власти в частности.
Совершенствование и развитие российского законодательства, направленное на обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности судей, должно осуществляться с учётом не только российской практики правоприменения, но и международных договоров и соглашений. В международной правовой практике накоплен значительный опыт решения многочисленных правовых коллизий. Данный успешный опыт можно использовать и в нашей стране. Также особый интерес представляет опыт пропаганды среди населения установок об обязательном следовании закону в повседневной жизни. Уважение к закону и правовым институтам среди широких слоёв общества позволяет поддерживать на должном уровне стабильность функционирования экономической системы. При этом все возникающие споры экономического характера среди хозяйствующих субъектов или рядовых граждан должны решаться исключительно в правовом поле.
В заключение хотелось бы сказать, что только в ситуации, когда суды по-настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства.Это имеет непосредственное отношение и к задаче, поставленной Президентом России, а именно – преодолению правового нигилизма граждан нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной закон страны – Конституция, который был принят в 1993 году, закрепил современную систему государственного управления в стране. При этом государственная власть была поделена на несколько ветвей, одна из которых – законодательная власть. Этим были заложены основы нынешней государственности. Такое разделение ветвей государственной власти способствует становлению и развитию демократических институтов в стране. Каждая ветвь, в том числе законодательная, становится самостоятельной направляющей силой планомерного прогресса общества. Эта сила, базируясь на хорошо отлаженной судебной системе, позволяет гражданам страны отстаивать собственные законные интересы. Именно справедливый и беспристрастный судебный процесс становится гарантом стабильности общества и экономической системы.
Основным субъектом осуществления правосудия в Российской Федерации является судья, который прошёл специальную профессиональную подготовку и взял на себя обязанности по выполнению судебных функций. Судебная деятельность в нашей стране базируется на принципах, которым отвечает современное демократическое общество. При этом во главу угла ставится правовая независимость как отдельного гражданина страны, так и всего общества в целом. Такое положение вещей закреплено в основном законе страны, а также в Законе «О судебной системе России». При этом процесс правосудия может производиться исключительно от лица государства. Для этого предусмотрены специализированные государственные структуры – суды. Правосудие осуществляется посредством рассмотрения дел различного толка. Вне зависимости от того, какое дело рассматривается (уголовное, гражданско-правового характера или по административному правонарушению) судейский корпус обязан строго следовать букве закона и не допускать какой-либо заинтересованности в исходе дела.