Файл: Органы судебной власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Касательно последнего свойства судебной власти целесообразно отметить типы применяемого на практике судопроизводства:

  • конституционное (производство судебных дел о противоречиях между основным законом страны и решениями Президента, верхней палаты парламента и т. д.);
  • административное (при решении дел административного характера);
  • гражданско-правовое (производство судебных дел о гражданско-правовых взаимоотношениях).

Отдельно выделяют разбор арбитражных дел. Они являются разбором тех или иных конфликтов экономического характера между юридическими лицами или иными субъектами экономической деятельности.

Помимо вышеуказанного, стоит отметить, что основной закон страны допускает участие в судебных разбирательствах граждан страны. Это не только свидетели, потерпевшие или иные субъекты правового процесса. В судебных заседаниях граждане, отобранные по особому принципу, могут принимать участие в принятии судебных решений. Такая возможность появляется, например, у присяжных заседателей, чья деятельности также строго регламентирована действующими в стране правовыми нормами.

    1. Конституционные основы судебной власти в законодательных актах России

Судебная власть как ветвь государственной власти является относительно молодым правовым институтом в современной России. До начала 90-х годов прошлого века судебная система страны была представлена как специализированная система для осуществления функций правосудия. В связи с этим большая часть основной нормативно-правовой базы, на которой базируется современная судебная система России, была создана два с половиной десятилетия назад. Новый статус судебной власти стал реален благодаря принятию обновлённого основного закона страны – Конституции. Современная судебная система в достаточной степени отвечает сегодняшним экономическим, социальным и политическим реалиям нашей страны. Стоит подробнее остановиться на конституционных основах, которые помогают регулировать деятельность судебной власти. Они нашли своё отражение в многочисленных законодательных актах различного уровня.

Конечно, основные положения, касающиеся судебной системы, закреплены в основном законе страны – Конституции. Этому вопросу посвящён целый ряд положений. Во-первых, это основополагающие разделы, посвящённые общим принципам функционирования ветвей государственности власти, в том числе судебной системы. Например, 76, 15, 10, 8, 4 и ряд других статей основного закона страны. При этом наименование той или иной нормы регламентирует тот или иной аспект судебной системы. Например, 11 статья говорит нам о независимости судебной системы, отмечая практические особенности этого явления. Статья 15 говорит о том, что положения основного закона страны, касающиеся деятельности судебной системы, не входят в противоречия с действующими нормами международного права. Вышеназванные положения задают правовую основу деятельности судебной системы, являясь идеологическими направляющими рассматриваемой ветви государственной власти.


Помимо общих для структур государственной власти положений основной закон страны содержит разделы, исключительно посвящённые судебной системе. Это, в частности, седьмая глава Конституции под названием «Судебная власть». Стоит отметить, что каждое положение по прошествии лет обросло многочисленными уточнениями и пояснениями посредством принятия законодательных актов различного уровня.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что судебная власть имеет законодательную основу. Эта база состоит из положений основного закона страны и различных уточнений, пояснений, закреплённых в тех или иных законах федерального уровня. В результате многолетней работы получилась стройная структура регламентирующих документов, которая обеспечивает стабильное функционирование судебной ветви государственной власти в стране. В Конституции закреплён базовый регламент основных мероприятий судопроизводства. Этому вопросу посвящены многие статьи основного закона страны. Например, 123, 50, 46 и ряд других статей. Также регламентированы деятельность и статус судей как должностных лиц судебной системы. Достаточно подробно расписаны правовые гарантии, которые государственная система предоставляет судьям. Этим вопросам посвящён ряд статей раздела «Судебная система» конституции России.

Особую важность имеют правила финансового обеспечения судебной системы. Они также закреплены в основном законе страны. Положения, касающиеся этого вопроса, предписывают производить финансирование судебной системы страны исключительно из средств бюджета федерального уровня. Такая практика позволяет обеспечить максимально возможный уровень независимости судебной системы от других структур государственной власти, коммерческих организаций, различных заинтересованных лиц. На финансовой независимости судебной системы страны базируется самостоятельность и отстранённость правосудия от интересов третьих лиц. Правосудие осуществляется исключительно в рамках действующего в стране правового поля. Также в Конституции присутствует ряд статей (73, 73, 72), которые регламентируют деятельность органов судебной власти в регионах России.

ГЛАВА 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ


2.1 Суд – основной орган судебной власти

Практическое осуществление функций судебной власти производится специализированными органами – судами. Стоит отметить, что термин «суд» не ограничивается вышеназванным значением. Под судом зачастую подразумевают строение, в котором осуществляется процесс правосудия. Также судом может именоваться сама процедура осуществления судебной деятельности.

Юридическое понимание термина «суд» предполагает, что это особый орган государственной власти, который осуществляет свои властные полномочия путём рассмотрения и вынесения решений по делам уголовного, гражданского или административного характера. Помимо этого, судом могут рассматриваться вопросы арбитражного типа. Статья 118 основного закона нашей страны подразумевает, что суд – это единственный субъект, который наделён правом вершения правосудия. При этом под правосудием понимается защита демократических прав и законных интересов отдельных граждан Российской Федерации, юридических лиц, субъектов экономической деятельности, законности и правопорядка в стране. В более широком смысле правосудие обеспечивает гарантию демократических свобод гражданина страны и сохранение суверенитета государства, его территориальной неделимости.

Существует ряд организаций, в наименовании которых также упоминается слово «суд». Например, это так называемый суд чести в армейских подразделениях или товарищеский суд в каком-либо коллективе. В юридическом понимании такие организации судами не являются, выполняя свою специфическую социальную функцию. Этот факт подчёркивает значимость положений Конституции, говорящих нам об исключительном праве вершить правосудие судебным органам установленного порядка.

На данный момент в нашей стране существует три основных вида судов: арбитражные судебные органы, Конституционный Суд и судебные органы общей юрисдикции. Стоит отметить, что арбитражное судопроизводство может производиться на общественных началах. Конечно, названный перечень не претендует на абсолютную полноту. Конкретные регионы России наделены правом инициировать создание собственных судов по мере необходимости. Но, только при условии, что создаваемые суды не противоречат иерархии и регламенту утверждённой в стране судебной системы. Это связано с тем, что правила ведения судопроизводства являются универсальными для всех без исключения судов Российской Федерации. К тому же все суды в своей деятельности должны руководствоваться подписанными Россией нормами права международного уровня.


Каждый суд имеет в своём штате несколько профессиональных судей, прошедших необходимую подготовку. Ведение одного дела, независимо от его типа, доверяется только одному судье. В ряде случаев возможен созыв коллегии. В процессе судопроизводства участвует тот или иной судебный состав. Последний может быть дополнен незаинтересованными в исходе дела представителями населения. Например, присяжными заседателями, деятельность которых строго регламентирована действующим законодательством. Независимо от того, каким является состав судебной группы, она является полноправным органом для вынесения решения по конкретному рассматриваемому делу. При этом решение выносится не от имени частных или должностных лиц, а от имени государственного правосудия. Стоит отметить,что в ныне действующей Конституции нашей страны не допускаются организация и функционирование судебных органов чрезвычайного типа.

Суд того или иного уровня рассматривает дела исключительно в рамках собственной компетенции, которая определяется соответствующими законодательными актами. Например, судебный орган районного уровня рассматривает дела различного типа по существу. Суд областного уровня, в свою очередь, помимо рассмотрения дел по существу занимается проверкой соответствия закону решений судебных органов нижестоящего уровня. В свою очередь судебные органы районного уровня наделены полномочиями по проверке законности принятых мировыми судьями решений. Стоит отметить, что суды арбитражного типа могут рассматривать дела только в пределах своей компетенции (то есть арбитражного характера). Им не доступно рассмотрение, например, административных или гражданско-правовых вопросов.

Комплекс полномочий отдельно взятого судебного органа распространён на определённую территорию (район или субъект Российской Федерации) или на структурное армейское подразделение (например, гарнизон). Наименование судебного органа должно соответствовать названию подсудной территории или структурному подразделению армии. Например, Самарский областной суд или суд Тихоокеанского флота. Существует ряд случаев, когда компетенция того или иного суда распространяется на конкретных лиц, группу людей. Этот случай может иметь место при возможном отстранении от выполнения своих обязанностей Президента страны. Такое решение может быть принято только судебными органами высшего уровня. Отстранение от исполнения служебных обязанностей представителя нижней или верхней палаты парламента, судьи федерального уровня может быть принято только Верховным Судом. Арбитражная система имеет свою особенность. Она заключается в том, что совокупность правомочий арбитражных судов федерального уровня не соответствует административному делению подсудных территорий.


2.2 Судьи – носители судебной власти

Непосредственными носителями рассматриваемого вида государственной власти в нашей стране являются судьи. Такая практика закреплена в основном законе страны – Конституции. При этом закон строго регламентирует требования к российским судьям. Это может быть человек в возрасте от 25 лет, который получил высшее образование юридической направленности. При этом он должен иметь стаж трудовой деятельности в юриспруденции от 5 лет. Кроме этого, в отношении лиц, претендующих на судейские должности, могут предъявляться дополнительные требования. Они могут устанавливаться законодательными актами федерального уровня. Судьёй областного суда может быть только гражданин страны в возрасте от 30 лет. Для судейских должностей Верховного Суда возрастной ценз ещё выше – 35 лет. При этом общий трудовой стаж в сфере юриспруденции не должен быть меньше десяти лет.

В процессе своей трудовой деятельности судья должен строго соблюдать все действующие на данный момент в стране законы. Помимо этого, к судье предъявляются достаточно высокие требования нравственного характера. Это означает, что и во внерабочее время представитель судебной системы не должен бросать тень на органы судебной власти. Особо стоит отметить, что судья не может являться членом какой-либо политической партии или являться народно избранным депутатом любого уровня. Также судьям запрещается заниматься любыми видами бизнеса. Судья не вправе совмещать свою основную деятельность с иной работой на возмездной основе. Это ограничение не распространяется на занятия творчеством, научную деятельность, преподавательскую работу.

Статья 128 основного закона страны говорит нам о том, что судьи Конституционного суда и Верховного Суда могут назначаться на свои должности исключительно по представлению главы нашего государства. Глава 120 Конституции закрепляет самостоятельность и независимость судей страны. Их деятельность подчиняется только законодательным нормам. В процессе своей работы судьи никому не подотчётны. Такое правовое положение судьи – это гарантия авторитета и независимости рассматриваемой ветви государственной власти. Самостоятельность судей даёт возможность объективно проводить в жизнь правосудие, вставать на защиту демократических прав и свобод населения страны.

Принятые в нашей стране законодательные акты, в частности, о правовом статусе судейского корпуса, предусматривают ряд гарантий правового характера: