ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. Т. Твардовский
А. Т. Твардовский
родился 8 июня 1910г.
на хуторе Загорье.
Средний сын – Александр Твардовский (крайний справа)
Отец, Трифон Гордеевич, деревенский кузнец, был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова.
Мать Твардовского, Мария Митрофановна, была женщиной доброй, впечатлительной.
Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать.
В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты. В 1931 была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».
А.Твардовский учился в Смоленском пединституте.
1939 г. – окончил Московский институт философии, литературы и истории.
В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжен односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.
С финской войны у него осталось воспоминание
«… о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело…»
Именно тогда родилось
чувство вины и долга перед рядовым бойцом, желание показать простого русского человека на войне.
11 декабря 1939 года в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» появилось стихотворение А.Твардовского «На привале», развитое впоследствии в одноименную главу поэмы «Василий Теркин». Глава «Гармонь» была написана в 1940 году, во время Финской кампании создавалась глава «Переправа». Таким образом, Василий Теркин поначалу был героем Финской войны 1939-40 годов.
А.Твардовский ушел на фронт
на второй день Великой Отечественной войны.
Он участвовал в битве за Москву,
освобождал от фашистов
Белоруссию, Польшу, дошел до
Берлина.
Твардовский работал военным
корреспондентом: писал очерки,
заметки, стихи. Всё увиденное и
услышанное на дорогах войны
повлияло на творчество.
В годы Великой Отечественной войны желание показать простого человека на войне воплотилось «в книгу про бойца, без начала, без конца», начатую в 1942, оконченную в 1945 г. и названную по имени главного героя – «Василий Тёркин».
Книга стала очень популярной.
Она была дорога каждому бойцу. Они хранили её за голенищем сапог, за пазухой, в шапке.
Им полюбился главный герой. Каждый хотел быть похожим на него.
«Василий Теркин» – это лучшее из
всего написанного о войне на войне»
(К.Симонов)
Особенности жанра
«Жанровое обозначение «Книга про бойца» совпало с решением писать не поэму, не повесть, а книгу: слово «книга» звучит по -особенному значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».
А.Твардовский
Поэма – это …
Композиция поэмы
Книга состоит из 30 глав.
Каждая глава – самостоятельное
произведение.
Главы, рассказывающие о суровом быте войны
«На привале», «Перед боем», «Два солдата»
Ю.Непринцев .«Отдых после боя»
Главы о героических подвигах
«Переправа», «Бой в болоте», «Поединок», «На Днепре»
Композиция поэмы
Книга состоит из 30 глав.
Каждая глава – самостоятельное произведение.
Но главы объединены одним главным героем – Василием
Тёркиным.
Василий Тёркин - вчерашний крестьянский парень, рядовой пехотинец, в боях усвоивший солдатскую науку, шутник, который за словом в карман не полезет, умеющий в самую трудную минуту поддержать товарищей весёлым словцом, незатейливой байкой, а надо – так и повести за собой в атаку.
В русском фольклоре немало сказок о солдате – неунывающем балагуре и весельчаке, который и кашу из топора сварит, и чёрта перехитрит, и в добром деле поможет.
На эту фольклорную традицию и опирался Твардовский, создавая своего Тёркина.
Богатырь не тот,
Богатырь не тот,
что в сказке –
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски…
Твардовский показывает войну глазами обыкновенного солдата.
Тёркин не думает о героизме. Он сражается «не ради славы – ради жизни на земле». Потому-то Тёркин и такие, как он, настоящие герои войны.
Лирические отступления. Образ автора
В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.
… И скажу тебе, не скрою,-
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою, говорю я лично сам.
Я за всё кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Тёркин, мой герой,
За меня гласит порой…
Пафос поэмы
Первая глава "От автора".
Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была.
... А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
«На привале»
Ю.Непринцев .«Отдых после боя»
«Переправа»
«Кто стрелял?»
Бой неравный, бой короткий,
Самолёт чужой, с крестом, Покачнулся, точно лодка, Зачерпнувшая бортом. Накренясь, пошёл по кругу, Кувыркается над лугом,
Не задерживай - давай,
В землю штопором въезжай!
Сам стрелок глядит с испугом:
Что наделал невзначай.
Скоростной, военный, чёрный,
Современный, двухмоторный
Самолёт - стальная снасть
Ухнул в землю, завывая,
Шар земной пробить желая
И в Америку попасть.
«ГАРМОНЬ»
… И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
«Поединок»
Хорошо, друзья, приятно,
Сделав дело, ко двору –
В батальон идти обратно
Из разведки поутру.
По земле ступать советской,
Думать - мало ли о чём!
Автомат нести немецкий,
Между прочим, за плечом.
«Языка» - добычу ночи,
Что идёт, куда не хочет,
На три шага впереди
Подгонять:
Иди, иди...
«Бой в болоте»
« Два солдата»
Оглушённый тяжким гулом,
Тёркин никнет головой.
Тула, Тула, что ж ты, Тула,
Тут же свой боец живой.
Он сидит за стенкой дзота,
Кровь течёт, рукав набряк.
Тула, Тула, неохота
Помирать ему вот так.
На полу в холодной яме
Неохота нипочём
Гибнуть с мокрыми ногами,
Со своим больным плечом.
Жалко жизни той, приманки, Малость хочется пожить,
Хоть погреться на лежанке,
Хоть портянки просушить...
Тёркин сник. Тоска согнула…
Тула, Тула. Это ж я...
Тула... Родина моя!..
«Тёркин ранен»
«Тёркин пишет»
… И могу вам сообщить
Из своей палаты,
Что, большой любитель жить,
Выжил я, ребята.
И хотя натёр бока,
Належался лежнем,
Говорят, зато нога
Будет лучше прежней.
И намерен я опять
Вскоре без подмоги
Той ногой траву топтать,
Встав на обе ноги...
Озабочен я сейчас
Лишь одной задачей,
Чтоб попасть в родную часть,
Никуда иначе.
Под огнём не ждёт пехота,
Уставной держась статьи,
За паром идут ворота;
Доски, брёвна - за ладьи.
К ночи будут переправы,
В срок поднимутся мосты,
А ребятам берег правый
Свесил на воду кусты.
Подплывай, хватай за гриву.
Словно доброго коня.
Передышка под обрывом
И защита от огня.
«На Днепре»
«По дороге на Берлин»