Файл: 2. методические рекомендации и упражнения по развитию техники речи 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕХНИКА РЕЧИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ 5

1.1. Техника речи, ее сущность и значение в жизни человека 5

1.2. Дыхание 6

1.3. Громкость 8

1.4. Дикция и артикуляция 10

1.5. Интонация 12

1.6. Паузация речи, виды пауз 13

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИКИ РЕЧИ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23


ВВЕДЕНИЕ


Для того чтобы аудиторию воспринимала слова говорящего, он должен владеть техникой речи. Ведь даже самая интересная и полезная информация может быть подана невыразительно, хриплым и слабым голосом, и в результате слушатели не воспримут ее должным образом. Голос при выступлении также важен, как и содержание речи, как и внешность и манера подачи информации.

Известно, что профессиональные артисты при выступлениях в театре не используют каких-либо технических приспособлений. Именно голос человека является сильным средством воздействия на публику. Тренировка голоса дает ему возможность работать с большой аудиторией без микрофона. Голос имеет особое значение также и в профессиональной деятельности лекторов, пропагандистов, агитаторов.

Но в то же время хороший голос необходим также и бытовом общении, так как людей с приятным и проникновенным голосом обычно слушают более внимательно и заинтересованно, чем обладателей тихого и неуверенного голоса. Поэтому важно, чтобы человек умел управлять своим голосом, если он хочет быть услышанным, понятым. Научиться говорить красиво можно. На это направлена техника речи – особый раздел риторики и важнейшая сторона ораторского мастерства.

Цель – изучить технику речи, ее разделы и их взаимосвязь в речевом процессе.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность техники речи и ее значение в жизни человека.

2. Ознакомиться с дыханием как одной из составляющих техники речи.

3. Изучить особенности громкости речи.

4. Выявить сущность дикции и артикуляции.

5. Определить значение интонации и ее сущность.

6. Рассмотреть паузации речи и виды пауз.

7. Выделить методические рекомендации и упражнения по развитию техники речи.

1. ТЕХНИКА РЕЧИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ

1.1. Техника речи, ее сущность и значение в жизни человека


Как в деловой, так и в разговорной речи особая роль отводится технике речи. К составным частям речи относятся постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия. Основное предназначение техники речи состоит в направлении дыхания, голоса, артикуляции при условии соответствиям нормам произношения. Такая упорядоченность осуществляет такие качества голоса, как темп, звучность, тембр, высота и четкость дикции.


Сила голоса говорящего обладает важным значением для слушателей. В том случае, когда человек говорит громким, даже крикливым голосом, это может вызывать напряжение, раздражение у аудитории, что затрудняет и искажает их восприятие выступления. В случае, если оратор говорит тихо, ему могут услышать только те, кто находятся с ним рядом, что у остальной части аудитории может вызвать недовольство. В связи с этим говорящий должен доносить свою информацию так, чтобы он был полностью уверен в том, что его речь не утомляет слушателей, не вызывает отвращение, а также что его хорошо слышно всей публике.

Важно иметь в виду, что как громкая речь, так и тихая речь быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, вызывает скуку, публике становится неинтересно слушать. Для того чтобы избежать этого, оратору необходимо на протяжении своего выступления плавно то понижать, то повышать голос, делая его тихим, затем плавно переходя к более громкому. Оратор, который стремится быть убедительным в своих словах, должен говорить медленно и в низкой тональности. Кроме того, он не должен отходить от рамок своего естественного диапазона голоса, в противном случае он будет казаться неискренним.

Техника речи – этот тот инструмент, который позволит человеку научиться обладать своим голосом. Техника речи представляет собой «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приемами эффективно использовать речевой аппарат»1. К составным частям техники речи относятся:

1. Постановка правильного речевого дыхания.

2. Постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3. Работа над дикцией.

4. Работа над интонацией.

5. Развитие речевого слуха.

Итак, техника речи представляет собой специфический раздел моторики, в котором особая роль отводится упражнениям и упорной, длительной практической работе над навыками произношения.

1.2. Дыхание


Дыхание составляет основу речи, так как звуки речи образуются именно при выдохе. Для человека важно научиться правильно дышать, чтобы правильно развивать свой дыхательный потенциал. Ценность этого состоит в том, что во время публичного выступления вдох и выдох не являются равными, как в обычной ситуации – получается, что выдох гораздо длиннее вдоха. Как происходит дыхание в процессе речи: после короткого и интенсивного вдоха следует пауза, напрягаются брюшные и грудные мышцы для удержания воздуха в легких, а затем происходит длинных выдох, проходящий через голосовые мышцы и образующий звуки нашей речи.



Исходя из этого, следует, что публичная речь требует, в первую очередь, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании. Во-вторых, стоит отметить, что умения экономно расходовать этот воздух во время произнесения слов. Для того, чтобы это добиться, необходимо много практиковаться.

Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука. Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса.

Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски.

Тембр – окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса. Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса – процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания. Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма – главная дыхательная мышца – малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное)
2.

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Таким образом, красивый голос – это, прежде всего, правильно поставленное дыхание. Дыхание – это сила, без которой голос не может звучать как следует. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха.

1.3. Громкость


Громкость голоса – характеристика, владеть которой должен каждый хороший оратор. Одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Мастерски владея способностью варьировать громкость голоса, Вы можете выделить самые важные места Вашего выступления, или наоборот, уменьшив громкость голоса, заставить аудиторию внимательно к Вам прислушиваться.

Основная трудность в овладении навыком громко говорить – это умение говорить громко без больших нагрузок на голосовые связки. Говорить громко нетрудно, но без этого умения можно легко голос сорвать, и после этого долгое время вообще будет проблематично разговаривать.

Кто-то сможет овладеть навыком не напрягать голосовые связки легко, а кому-то придется потратить время и усилия. Многое зависит от понимания того, что нужно делать, и от физиологических особенностей.

Подстройку под голос можно осуществлять и при помощи громкости голоса собеседника. Это очень интересная техника, потому что такая подстройка под громкость бывает как прямая, так и перекрестная. Обе эти техники весьма эффективны, но для разного типа собеседников.

Есть люди, которые очень хорошо реагируют на прямую подстройку, очень ждут ее, даже провоцируют. А другой тип собеседников, напротив, воспринимает прямую подстройку негативно – с такими людьми нужно использовать косвенную подстройку.

Если кто-то «завелся» и начал говорить очень громко и горячо, то хорошо сработает ваш переход на тихий, спокойный голос и более медленный темп (в противном случае вы оба перейдете на крик). Однако нужно помнить: для применения перекрестной техники вы должны убедиться в том, что раппорт устойчив, подстроиться под речь собеседника, а затем плавно повести его за собой, снижая или повышая голос в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться.


Итак, сила голоса и его громкость – это характеристики, которые должен уметь варьировать любой человек, которому приходится общаться с аудиторией. Громкость – это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.

1.4. Дикция и артикуляция


Дикция – это четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции – важная сторона мастерства выступающего. В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи. Четкая и хорошо поставленная речь – один из элементов успешности и привлекательности, это важно для каждого из нас.

Речевой аппарат – совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи. К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи – артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.

Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка – это