Файл: 2. методические рекомендации и упражнения по развитию техники речи 16.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав – артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от «архитектуры» которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно очень просто сказать: «снятие зажатий», – но ведь их надо сначала обнаружить.

Проблемы с артикуляцией чаще всего выявляют у детей. Это связано с формированием голосового аппарата. У взрослых дикция может быть нарушена в результате травмы, системного заболевания, вредных привычек или проблем с зубами. Если патологической причины нет, исправить произношение можно самостоятельно в домашних условиях или обратившись к логопеду. Важна регулярность занятий. Это позволит быстро добиться четкой и правильной дикции.

Итак, правильная дикция – гарантия успешного трудоустройства, коммуникабельности. Но особое значение хорошая артикуляция имеет для певцов, актеров, ведущих и преподавателей. Вокалист с невнятным произношением вызывает у слушателей двоякие чувства: вроде спел все правильно, но слов не разобрать. Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. Поскольку человек с хорошим произношением сможет убедить в своей правоте практически любого.

1.5. Интонация


Интонация – это ритмомелодический строй речи Интонацию речи диктора составляют: высота тона, сила звучания, темп, ударения и паузы. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. По мнению психологов, интонация – самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы
3.

Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза – человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно4.

Интонационная выразительность нашей речи складывается из:

а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу.

Итак, для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».

1.6. Паузация речи, виды пауз


Паузы – значимый компонент речи. Как полагают в риторике, лучше вовремя замолчать, чем слишком много говорить. Это значит, что вовремя использованная пауза бывает более информативной, чем слова.

В риторике выделяют следующие виды пауз:

1. Пауза припоминания (создает ощущение живого, спонтанного рассказа, но не может быть частотной, иначе оратор производит впечатление неподготовленности к лекции);

2. Пауза умалчивания (пауза, дающая возможность поразмышлять над сказанным самостоятельно; как правило, используется тогда, когда вывод слушателей педагог подготовил, но оставил возможность сформулировать его самостоятельно);

3. Пауза волнения (не очень эффектно выглядит в речи, если постоянно мешает восприятию информации

; волнение на занятии возможно, но оно не должно быть связано с боязнью его проведения, только — с переживанием по поводу содержания материала или восприятия слушателей);

4. Пауза напряжения (пауза, активизирующая внимание слушателей, связанная с необходимостью ожидать получения очередной порции информации, часто используется в начале или середине занятия, когда аудитории следует успокоиться, или перед важным выводом).

Психологические паузы позволяют привлечь внимание к наиболее важной, наиболее значимой части высказывания. Они, по точному определению К.С. Станиславского, «дают жизнь» высказыванию. Они подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают психологическое воздействие речи. «Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза»5.

Особенно важна с точки зрения психологии, по мнению ученых, начальная пауза, во время которой аудитория знакомится с оратором, настраивается на него. Теоретики ораторского искусства советуют не начинать речь немедленно, а сделать паузу в 10-15 секунд, в течение которой оратор устанавливает зрительный контакт с аудиторией.

Таким образом, монотонная, лишенная пауз речь способна утомить и нагнать сонливость даже на самого внимательного слушателя. Паузы в публичном выступлении не только не являются чем-то нежелательным, но напротив – необходимы для привлечения и удержания внимания.

Итак, в данной главе были рассмотрены основные составляющие техники речи. Выяснено, что в основе речи лежит дыхание, так как звуки образуются именно при вздохе. Поэтому для хорошей речи важно тренировать дыхание.

Следующей составляющей техники произнесения речи является голос. Голос – это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, во время выдоха, при помощи смыкания голосовых складок. Голос – это своего рода инструмент, используемый нами для общения. С его помощью мы меняемся информацией, эмоциями и впечатлениями, поэтому его тоже обязательно необходимо развивать.

Также были рассмотрены такие составляющие, как дикция и артикуляция. Дикция является важнейшей составляющей произнесения публичной речи, которая состоит в способности отчетливо произносить звуки, слова и слоги. А чистота звучания зависит от артикуляционного аппарата.

Определена важность интонации в структуре техники речи. Выяснено, что интонация
это важное смыслоразличительное средство языка, она представляет собой совокупность просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи.

Выявлено, что умение выдерживать паузы – один из важнейших навыков оратора. Когда он делает паузу, аудитория обдумывает мысль оратора и реагирует на нее. Если оратор не использует паузы в речи, слушатели не успевают усвоить сообщение и, как следствие, не запоминают ни единого слова из выступления. В таком случае необходимо освоить искусство выдерживания пауз.

Итак, техника речи – это ключ к обретению умения говорить свободно и правильно выражать свои мысли. Техника речи – это мощнейший инструмент формирования впечатления о нас. Наша речь – это наша визитная карточка, поэтому полезно заниматься техникой речи.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИКИ РЕЧИ


Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь, прежде всего, должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения – дикции.

И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возможность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи. Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся: гигиенический и вибрационный массажи; упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки – «позой» и «маской» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование – это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.


Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем – длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.