Файл: 2. методические рекомендации и упражнения по развитию техники речи 16.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Физическая основа звучности голоса — правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поставить голос – это значит:
а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;
б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука). Как это сделать, будет показано на материале голосовых упражнений. Рассмотрим несколько упражнений:
1. Упражнение «Техника прямой подстройки». Она заключается в том, что вы постепенно повышаете или понижаете громкость голоса, подстраиваясь под громкость собеседника. Если он говорит звучно, громко – вам тоже следует довести звук до нужной мощности. Если он говорит тихо и плавно, то и вы должны перейти на такие же вкрадчивые интонации.
2. Упражнение. «Техника косвенной подстройки». Она полностью противоположна предыдущей. На громкую, эмоциональную речь вы должны ответить тихими, спокойными интонациями. Однако при этом будьте тверды и уверенны, иначе может показаться, что вы напуганы. И, напротив, с собеседником, чья речь звучит негромко, медленно, неуверенно, не стесняйтесь говорить громко и полнозвучно6.
Главный секрет обеих техник – в постепенности повышения или понижения громкости. Ни прямую, ни косвенную подстройку под громкость нельзя осуществлять резко, иначе это ваш объект может воспринять это как бестактность или даже как оскорбление. Увеличивайте или уменьшайте громкость голоса понемногу с каждой фразой, пока, наконец, не достигнете нужного тона. Сфера практического использования данных техник очень широкая: на лекциях, на переговорах, в воспитательном процессе.
Произношение (дикция) – первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.
Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.
В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:
а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;
б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.
Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.
Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.
Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма. Вибрационный массаж – это еще и своего рода настройка голоса. Как музыкант настраивает перед выступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.
И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление – элементы аутогенной тренировки. Речевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.
Вот почему упражнения в релаксации (расслаблении) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, речевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.
Метод аутогенной тренировки дает возможность человеку управлять своим психическим и физическим аппаратом. Аутотренинг – это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента – «позу» и «маску» релаксации, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффективность метода аутогенной тренировки в качестве активного метода психопрофилактики и психогигиены7. В настоящее время его используют в ряде профессий, связанных с часто повторяющимися стрессовыми ситуациями: в авиационной и космической областях, при подготовке спортсменов, при обучении актерскому мастерству и т.д.
Итак, обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения – дикции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, каждый человек, который заинтересован в успехе своего выступления, обязан знать, что происходит с тоном голоса, разбираться в особенностях его изменения.
Хороший голос необходим человеку не только для того, чтобы он смог достичь своих профессиональных успехов, но также и в повседневно-бытовом общении. Люди, которые обладают приятным и проникновенным голосом, имеют больше внимания, чем те, кто не умеет управлять своим голосом в процессе передачи информации.
При этом научиться говорить четко и ясно может каждый человек. Для этого существует техника речи – то есть особый раздел риторики, а также важнейшая сторона ораторского мастерства. Техника речи, как было выяснено в данной работе, представляет собой совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи: владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».
Техника речи – это специфический раздел риторики. В данном случае особенно важная роль отводится упражнениям и упорной и длительной практике над навыками произношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алферова Л.Д. Речевой тренинг. Дикция и произношение. М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2012. 104 c.
2. Искусство сценической речи. Выпуск 2. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2020. 256 c.
3. Костелянец Б. Педагогическая поэма А.С. Макаренко. М.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1977. 112 c.
4. Пилюс А.И. Путь от привычного слова – к профессиональному. Техника сценической речи. М.: ГИТИС, 2020. 470 c.
5. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: Нобель Пресс, 2015. 423 c.
6. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Либроком, 2019. 112 c.
7. Черная Е.И. Основы сценической речи. Постановка дыхания и голоса актера. Воспитание фонационного дыхания и голоса. М.: Планета музыки, 2018. 177 c.
1 Искусство сценической речи. Выпуск 2. Учебное пособие. М.: ГИТИС, 2020. С. 156.
2 Черная Е.И. Основы сценической речи. Постановка дыхания и голоса актера. Воспитание фонационного дыхания и голоса. М.: Планета музыки, 2018. С. 68.
3 Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Либроком, 2019. С. 68.
4 Костелянец Б. Педагогическая поэма А. С. Макаренко. М.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1977. С. 78.
5 Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: Нобель Пресс, 2015. С. 376.
6 Алферова Л.Д. Речевой тренинг. Дикция и произношение. М.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2012. С. 57.
7 Пилюс А.И. Путь от привычного слова - к профессиональному. Техника сценической речи. М.: ГИТИС, 2020. С. 38.