Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что соревнования как символическое воплоще­ние спорта являются одним из масштабных и социально значи­мых событий. В последние годы можно на­блюдать, с какой силой популярность спортивных соревнований во всем мире, набирает свои обороты. С ростом ко­личества участников и с развитием коммуникационных техноло­гий меняется характер спортивных соревнований. Спортивные соревнования в настоящее время представляют собой агломерацию спорта, политики, бизнеса, туризма, культу­ры, медицины, средств массовой информации и прочих отрас­лей. В таких условиях актуальность приобретает переосмысление вопросов под­готовки и проведение крупных спортивных соревнований с учетом новых тенденций. Анализируя современное состояние спортивной науки, следует отметить, что еще существует достаточная диспропорция между количеством экспериментально полученных фактов и их использование в практике. Это обусловлено, кроме прочего, недостаточной разработанностью понятийного аппарата, не всегда корректным использованием таких категорий как форма и содержание соревнований, фрагментарным анализом структуры соревновательной деятельности, отсутствием единых норм организации управленческой деятельности в соревновательной деятельности.

Объект исследования - Индустрия спорта Российской федерации

Предметом исследования: Современное состояние и тенденции развития индустрии спорта.

Цель работы определении современных тенденций развития индустрии спорта.

Для достижения заданной цели были определены следующие задачи:

- Проанализировать понятии и структуру индустрии спорта;

- Рассмотреть влияние на индустрию спорта страны организатора крупных спортивных событий;

- Проанализировать предпринимательскую активность в индустрии спорта;

- Рассмотреть современные тенденции функционирования индустрии спорта;

- Рассмотреть влияние высокотехнологичных отраслей и инноваций на развитие спортивной индустрии;

- Определить перспективы развития спортивной индустрии;

При написании курсовой работы было изучено законодательство Российской Федерации, труды российских и зарубежных авторов, таких как Леднева В.А, Воронина С. Э., Егоренко, Ермиловой В.В., Жолдак В.И., Родиченко B.C., научная и учебная литература, периодические издания, информация из сети Интернет.

Структура курсовой работы подчинена целям и задачам исследования и включает введение, три главы основного текста, заключение, список литературы, приложения. В первой главе работы представлены теоретические основы структуры индустрии спорта и анализ социально-экономических показателей индустрии. Во второй главе курсовой работы исследованы основные тенденции и технологии производства спортивных товаров и оказания спортивных услуг. Даны прогнозы по перспективам развития индустрии спорта.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА

1.1. Спортивная индустрия как часть экономики страны

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта.

Для определения общих теоретических границ в рамках проводимого исследования стоит в первую очередь рассмотреть терминологию, принятую в данной области.

То есть индустрия спорта - это миллионы человек, производящих внутренний валовый продукт. В настоящее время в России количество признанных Министерством спорта около 200 самостоятельных видов, включающих в себя еще разное количество дисциплин. В дополнение к этому перечню видов стоит добавить спортивное-оздоровительные и фитнес-клубы. Данный сегмент уже более, чем десятилетие демонстрирует уверенный рост и стабильность. В целом для представления масштабов рассматриваемого объекта стоит прибегнуть к визуальному представлению взаимоотношения субъектов в системе индустрии спорта, продемонстрированному на рисунке 1.


Рисунок 1. Отношения в рамках индустрии спорта

Индустрия спорта[1] - межотраслевой сектор экономики (мировой и национальной), в котором складываются устойчивые экономические отношения между ее основными субъектами, многие из которых занимаются предпринимательской деятельностью в процессе производства, продвижения и потребления главного продукта этой индустрии – спортивного события.

В России особая роль в функционировании рынка спорта принадлежит государству. Государственный сектор охотно вмешивается в рыночные отношения в сфере спорта; однако, это не всегда означает шаг вперед.

Примером тому служит наличие большой несогласованности в действиях органов исполнительной власти, и представителей регионального и федерального уровней, а также общероссийских и региональных федераций по видам спорта.

В современных условиях, официальные спортивные мероприятия, проводимые согласно Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий не ориентированы на рыночную конъюнктуру, тем самым тормозя развитие соответствующего рынка.

Стоит отметить, что спортивная индустрия на зарубежном рынке представляет из себя более яркую часть экономики, где стоимость соревнования, а в части случаев и одного матча, превышает 100 000 000 долларов. Под стоимостью определяется совокупный объем средств полученными правообладателями этих спортивных продуктов от продажи прав на трансляции, билетную программу, мерчендайзинг и другие источники доходов в индустрии спорта.

Для завершения формирования теоретического представления о центральном продукте индустрии спорта – спортивном событии.

По Котлеру, продукт – это все, что может удовлетворить необходимость или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физичес­кие объекты, услуги, личности, места, организации и идеи[2].

Нематериальная спортивная ценность, которая через маркетинговый процесс превращается в материальную ценность и на спортивном рынке имеет качество товара.

По теории спорта, спортивный результат всегда является простым и очевидным продуктом его деятельности, хотя в нем постоянно присутствует высшее и неизмеримое достижение в виде человеческой ценности. Для маркетинга мы рассматриваем спортивный результат только как потен­циальный спортивный продукт и товар.


Спортивный результат в качестве продукта спорта принимается на рынке прямо или косвенно. Способ принятия зависит от вида, формы и места выражения спортивного результата в качестве продукта. Поэтому большинство людей понимают спортивные события, цель которых - спортивный результат, как единственный продукт спорта. На первый взгляд все крутится в спорте на соревнованиях. Это справедливо. Но нуж­но подумать и о том, что феномен спорта проявляется не только на сорев­нованиях. Он имеет широкое влияние на общество и поведение масс на каждом шагу и ежеминутно. Он всегда находится в постоянном, непрерывном отношении с окружающей средой, и эти связи могут быть самыми различными, в том числе и экономическими. Отсюда можно сделать вывод, что коммерческие отношения на спортивном рынке существуют и помимо события-соревнования, хотя последнее, бесспорно можно считать основным продуктом индустрии спорта.

Спортивный продукт обладает определённой спецификой.

Как обоснованно замечают Джон Бич и Саймон Чэдвик, заставить потребителя приобрести билет на спортивное мероприятие, платить за услуги спортивного сайта в Интернете или купить сувенир со спортивной символикой - далеко не то же самое, что продать пачку стирального порошка[3].

Выделяют следующие основные категории потребителей спортивного продукта: сами спортсмены, зрители спортивных мероприятий, спортивные спонсоры и спортивные вещатели[4].

Спортивное соревнование как продукт индустрии спорта представляет собой нематериальный спортивный продукт, обладающий интегральной характеристикой, рассматриваемой с нескольких сторон, а именно:

1) спортивное достижение как таковое, выступающее как результат превозможения спортсменом ограниченности своих возможностей и обретения им какого-то спортивного достижения (рекорда) в абсолютном или относительном исчислении или как результат состязания двух или более участников (единоличных или командных), а затем последующего исключения из них менее удовлетворяющих установленным условиям;

2) экспектативно успешный спортивный результат как результат объективации вероятностей каждого из участников спортивного состязания между ними на успех;

3) само по себе спортивное мероприятие со всеми присущими ему элементами зрелищной состязательности, неопределённости и сложной, а потому увлекательной мало-предсказуемости, выступление профессионального спортсмена или профессиональной спортивной команды на этом спортивном мероприятии (спортивно-зрелищный продукт);


4) образ профессионального спортсмена и образ профессиональной спортивной команды, в том числе как образец для подражания, «пример успеха» и т. д.

Современные исследователи рассматриваемого вопроса, в своих работах выделяют характерные особенности спортивного соревнования (спортивно-зрелищного мероприятия), присущие таковым, как продукту в той или иной степени. Отобразим все основные признаки и характеристики спортивного соревнования, как наиболее востребованного спортивного продукта нематериального характера.

1. Высокая степень неопределённости и неопределяемости конечных характеристик спортивного продукта как его важнейший потребительский параметр.

Люди выражают и реализуют намерения пойти на спортивное мероприятие в качестве зрителей, оплатив билет, или посмотреть его по телевидению, оплатив соответствующие услуги. Как пишут Джон Бич и Саймон Чэдвик, «Непредсказуемость результатов спортивных соревнований - определяющая особенность спортивного продукта и одна из главных причин огромной популярности спорта»[5].

2. Жесткое следование определённым правилам выработки и представления (подачи) спортивного продукта как его важнейший потребительский параметр.

Потребители спортивного продукта профессиональных спортсменов и профессиональных спортивных команд ожидают, что в процессе производства и подачи (демонстрации) спортивного продукта будут строго соблюдаться определённые ранее установленные правила его производства, формата его подачи (демонстрации) и оценки (судейства).

3. Интересность и зрелищность спортивного продукта как его важнейший потребительский параметр.

Зрелищность спортивного продукта определяется не только его эстетикой (красотой и яркостью выступления спортсменов или игры спортивной команды), но и способностью удерживать внимание потребителя спортивного продукта (зрителя) до самого конца спортивного мероприятия, в рамках которого и производится спортивный продукт, способностью держать до этого момента зрителя в напряжении.

4. Продуцирование и стимулирование спортивным продуктом профессионального спортсмена, производимым им единолично или в составе спортивной команды, эмоций потребителей этого продукта.

Спортивный продукт, его производство и потребление являются весьма непоследовательными по той причине, что спортивный продукт - гораздо более субъективный, чем какой-либо иной, поскольку зачастую оказывает влияние исключительно на сознание его потребителя[6].