Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из ключевых событий для индустрии, как ожидается, будет проведение в России чемпионата мира по футболу 2018 года. Объем ставок всегда возрастает в дни топовых футбольных матчей и турниров, а ЧМ — «это самое релевантное мероприятие в мире спорта для букмекеров», предвкушает Дмитрий Павловский. В случае российского рынка эффект от турнира будет жить гораздо дольше 30 дней, а объем ставок непосредственно на ЧМ-2018 будет на 75–100% больше, чем в самый удачный месяц текущего года, оценивают в «Рейтинге букмекеров».

Букмекеры готовятся к событию: обновляют оборудование пунктов приема ставок, расширяют площади, улучшают интерьер, переобучают сотрудников, рассказывает президент «Бинго-Бум» Константин Макаров: «В период ЧМ-2018 произойдет достаточно резкий наплыв клиентов, включая иностранцев, поэтому нужно постараться настроить работу БК и наладить бизнес-процессы таким образом, чтобы ППС, особенно находящиеся в городах, которые будут принимать матчи турнира, были полностью готовы к ажиотажу». Некоторые букмекеры до сих пор не запустили прием интерактивных ставок, «что, несомненно, нужно сделать к началу чемпионата», добавляет он.

Домашний чемпионат мира побил все рекорды по количеству принятых ставок. По оценке заместителя генерального директора по трейдингу БК «Лига Ставок» Максима Афанасьева, общий объем ставок, принятых на ЧМ-2018 российскими букмекерами, составил примерно 200-250 млрд рублей[15]. В эту сумму входят ставки, принятые как лицензионными букмекерами, так и нелегальным сегментом рынка. Мнение экспертное, но проводя анализ необходимо рассматривать только легальные зафиксированные данные. Объем ставок в лицензированных букмекерских компаниях 140 млвд. руб,, что сопоставимо с 10% общего бюджета мероприятия.

Индустрия спорта развивается как сектор рынка на уровне мировой и национальной экономики, в которой складываются экономические отношения между основными субъектами этой индустрии. В противоположность физической культуре, ставящей своей целью физическое развитие человека, укрепление его здоровья и совершенствование его двигательной активности (это так называемые рекреационные и релаксационные задачи), профессиональный спорт как основной сегмент индустрии спорта является новой сферой предпринимательской деятельности. В индустрии спорта осуществляется своя производственно-хозяйственная деятельность, применяются свои технологические процессы, в результате чего производятся специфические спортивные продукты в форме товаров и услуг.


Спортивное событие (зрелище) является основным совокупным продуктом индустрии спорта, который представляет собой специфическую услугу. Спортивное событие как совокупный специфический продукт индустрии спорта порождает на этапах подготовки и реализации данной услуги новые формы спортивных продуктов. На этапе подготовки к реализации услуги такими продуктами являются: права на спортсменов и рекламные права. На этапе реализации услуги «спортивное событие» основным спортивным продуктом являются права на телетрансляции. На протяжении всего периода подготовки и реализации спортивного события (зрелища) новые продукты индустрии спорта (права на телетрансляции, права на спортсменов и рекламные права) приобретают специфический товарный характер.

Неотъемлемыми атрибутами индустрии спорта и ее основных субъектов (спортивных федераций и клубов) являются бренды спортивных организаций (федераций, клубов и команд) и отдельных спортивных соревнований, которые приобретают специфические формы продуктов индустрии спорта. Доказано, что от совокупного спроса потребителей спортивного события (зрелища) напрямую зависит рыночная стоимость многих продуктов индустрии спорта (права на телетрансляции, бренды спортивных организаций, рекламные права).

Основной услугой в оздоровительном сегменте индустрии спорта является спортивно-оздоровительная услуга, которую оказывают населению спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы. К основному товару индустрии спорта отнесены предметы спортивной атрибутики с клубной символикой, которые являются обязательным атрибутом проведения и участия спортивных организаций (федераций, клубов и команд) в спортивных соревнованиях. Предпринимательская активность в индустрии спорта распространяется и на повседневные сопутствующие товары спортивной промышленности (кроссовки, спортинвентарь, лыжи, мячи и т.д.), т.к. по мнению автора эта промышленность не является субъектом индустрии спорта.

В индустрии спорта представлены интересы четырех основных групп экономических отношений: предпринимателей, потребителей продукции, наемных работников и государственных структур. Данные группы представляют собой основные заинтересованные стороны в индустрии спорта.

Государственное регулирование деятельности спортивных организаций оказывает воздействие на процессы развития и эффективного функционирования индустрии спорта как полноценного института рыночной экономики. Государство заинтересованно развивать все сегменты индустрии спорта, для реализации конкретных политических и экономических интересов, а также социальных потребностей.


Государство, реализуя государственную политику, выделяет значительные финансовые средства на развитие детского и массового спорта. Интересы государства состоят в эффективном использовании физической культуры и спорта для воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины и службе в армии, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности и конкурентоспособности человека на рынке труда. Государство заинтересовано в эффективном развитии спортивно-оздоровительных клубов, составляющих такой важнейший сегмент индустрии спорта как оздоровительный спорт, т.к. оказание спортивно-оздоровительных услуг населению влияет на формирование здорового образа жизни, улучшение показателей общественного здоровья и повышение качества человеческих ресурсов национальной экономики. Государство как арбитр следит за соблюдением законодательства и партнерских отношений между спортивными организациями и предпринимательскими структурами, противостоять коррупции (договорные матчи, подкуп судей), создавать равные возможности для предпринимательской деятельности в индустрии спорта.

Спортивные организации, являющиеся субъектами предпринимательства являются объектами оценивания бизнеса с точки зрения теории и практики оценочной деятельности. Специфичными продуктами индустрии спорта (бренд спортивной организации; права на телетрансляции; права на профессионального спортсмена, материальным носителем которых является трансферный сертификат). Продукты индустрии спорта входят в состав основного капитала (нематериальных активов) спортивной организации и подвержены капитализации..

Глава 2. РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ СПОРТА В РОССИИ

2.1 Тенденции развития индустрии спорта

Сегодня мы живем во времена беспрецедентных коммерческих возможностей в глобальных видах спорта. Предпринимательские возможности для развития бизнеса в индустрии спорта не были выше. Все больше рынков по всему миру присматриваются к потенциалу индустрии спорта. Такое поле возможностей приводит к увеличению конкуренции среди спонсоров, СМИ и внимания поклонников. Спортивной индустрии приходится усердно работать, чтобы завоевать, удерживать и увеличивать свою базу фанатов и прибыль.


В своей работе я буду опираться на мнение экспертов Nielsen[16] опросили руководителей отрасли FMCG и других индустрий, медиа и представителей индустрии спорта по всему миру, параллельно ссылаясь на мнение экспертов Nielsen, чтобы определить наиболее важные тенденции, определяющие будущее индустрии спорта в 2018 году.

Самый главный вопрос для индустрии спорта сегодня  –  удержится ли прибыль медийных компаний на том же уровне, при условии, что традиционное ТВ сейчас вынуждено как никогда активно конкурировать с другими каналами коммуникации. В странах с развитой экономикой многие десятки лет платное ТВ являлось двигателем и основным источником дохода для медиарынка. Сейчас этот бизнес испытывает давление в связи с макроэкономическими  трудностями во многих странах мира, а также технологическими изменениями на рынке. В результате, операторы платного ТВ страдают, в свою очередь, оказывая давление на контентный бюджет. ТВ продукт D2C или Direct-to-Consumer (контент, попадающий напрямую от компании конечному потребителю) создается и выпускается независимо от правообладателей индустрии спорта или ТВ каналов, как, например, американский кабельный спортивный телевизионный канал ESPN, у которого еще недавно не было прямого доступа к потребителю. Для потребителя наступают хорошие времена: богатый и разнообразный контент о спорте и инновации от новых игроков рынка в том, как будет доноситься этот видеоконтент.

Количество фанатов киберспорта растет быстро. По данным отчета Nielsen The Esports Playbook 2017 года, за событиями киберспорта начали следить 29% потребителей в возрасте 13-40 лет в США, 34% – во Франции и Великобритании и 39% – в Японии. Возникает вопрос, как монетизировать киберспорт. На самом деле, отношения между реальным спортом и киберспортом только зарождаются. Примером такого союза может быть подписание контракта между спортивной командой из мира реального спорта и игроком киберспорта. Так, команда McLaren Formula1 в прошлом году подписала контракт с одним из игроков на симуляторе мотоспорта в рамках своего проекта World’s Fastest Gamer.

В ближайшее время киберспорт остается самой динамичной сферой развития для индустрии развлечения и глобальной медийной индустрии.

Новые тренды видоизменяют спортивный контент. Почему? Длительность концентрации внимания уменьшается. Генераторы контента борются за внимание потребителя. Потребление с мобильных устройств растет. Разумеется, живая трансляция спортивных соревнований и игр на ТВ – это основной и неизменный медийный продукт, но удержать внимание потребителя сейчас становится все сложнее.


Чтобы оставаться актуальной и востребованной спортивная индустрия пробует новые пути привлечения своего потребителя через новые технологии, такие как чат-боты, элементы виртуальной реальности и голосовые помощники. Партнерами выступают гиганты IT индустрии –  Spotify, Apple, Uber and Amazon Prime.

В новой парадигме спонсорства данные об аудитории, конкурентный контент и бизнес-цели – это ключи к успеху. Спонсорство эволюционирует в двусторонний диалог между спортивным правообладателем и брендом. Топовые игроки спортивной индустрии начинают свой диалог о спонсорстве с поиска целей и задач бренда. Дальше они вместе думают, как креативно и взаимовыгодно решить задачи бренда с помощью рекламной кампании.

Для того чтобы обеспечить выгодное и ценное партнерство, спортивная индустрия предоставляет полноценные данные о своих фанатах, с целью убедить бренды инвестировать. Данные о потребителях и контенте собираются независимыми агентствами и анализируются с целью просегментировать потребительскую аудиторию, определить ее предпочтения и предоставить понятную картину бренду и представителям индустрии спорта о том, куда эффективно инвестировать бренду и как спорту монетизировать свои усилия.

Что хорошо для общества, хорошо для спорта. По данным исследования Nielsen Global Survey of Corporate Social Responsibility and Sustainability, потребители готовы платить больше за бренды, которые берут на себя обязательства в области социального и экологического развития.  Это касается вопросов равноправия, культурного разнообразия, гендерного равенства, прав человека и охраны окружающей среды, которые сегодня остро стоят на повестке дня в СМИ и не могут не иметь влияния на спортивную индустрию. Так, женский спорт продолжает набирать обороты, на него прицельно смотрят мировые игроки спортивной индустрии, бренды и медиа, как на зону для развития из-за повышенного внимания к вопросам гендерного неравенства и недооценивания женщин в спорте.

Индустрия спорта становится еще более многогранной и уже сегодня можно смело утверждать, что 2018 год станет годом стремительных изменений в этом направлении.

За год глобальный рынок спортивных трансляций вырос на 7,6% Глобальный рынок лицензий на трансляции спортивных мероприятий в 2017 г. составил $46,9 млрд, сообщает RNS со ссылкой на исследование Sport Business. Крупнейший рынок спортивных трансляций, лидирующий с огромным отрывом – американский, его объем – $21,2 млрд. На втором месте британский рынок ($4,8 млрд). В десятку лидеров вошли Италия, Франция, Германия, Испания, Бразилия, Австралия, Канада и Индия.Sport Business прогнозирует, что к 2021 г. мировой рынок спортивных трансляций составит $54,3 млрд, баскетбол покажет самые высокие темпы годового роста стоимости телевизионных прав, среднегодовой рост его стоимости трансляций за этот период составит 10,4%. Аналитики отмечают, что большую часть рынка занимает футбол (40%). В 2017 г. общая стоимость прав на трансляцию футбольных матчей составила $18,8 млрд ($17,1 млрд годом ранее). Самой дорогой спортивной лигой является Национальная футбольная лига по американскому футболу, общие продажи телевизионных прав на матчи турнира составили $7,3 млрд.[17].