Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
1.2. ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ В ООО «ВОСТОЧНАЯ ГОРНО-РУДНАЯ КОМПАНИЯ»
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВОСТОЧНАЯ ГОРНО-РУДНАЯ КОМПАНИЯ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется повышением внимания к проблемам формирования, функционирования, развития и совершенствования механизмов эффективного процесса управления, что, в свою очередь, требует использования контроля как одной из главных функций менеджмента как в общем развитии экономики страны, так и каждой отдельной современной организации.
Контроль признается одной из наиболее важных сфер деятельности любого предприятия, способной многократно повысить его эффективность. Эта функция позволяет не только выявить, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы или предприятия, а также достижения им намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.
В экономической литературе проблемы управления рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными. Проведению исследования основ контроля как функции управления поспособствовали работы авторов, в которых широко отражены специфика и особенности данной темы: В.Р. Веснин, В.Ф. Володько, С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин, В.В. Глухов, И.А. Дубровин, В.И. Малюк, А.М. Немчин, Н.К. Моисеева и других.
Целью работы является анализ и повышение эффективности применения контроля на примере ООО «Восточная горно-рудная компания».
В соответствии с данной целью были определены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, функции и виды контроля;
- раскрыть значение контроля и принципы его эффективности в организации;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Восточная горно-рудная компания»;
- проанализировать систему контроля в ООО «Восточная горно-рудная компания»;
- разработать рекомендации по повышению эффективности системы контроля на рассматриваемом предприятии.
Объект исследования – ООО «Восточная горно-рудная компания».
Предмет исследования – принципы эффективности применения контроля в ООО «Восточная горно-рудная компания».
Методологическую базу данного исследования формируют такие способы и методы научного познания как метод сравнительного анализа и синтеза, системный подход, дедукции и индукции, метод группировки, детализации, сравнение и наблюдение.
В ходе работы используются учебная и специальная литература, а также статьи периодических изданий по менеджменту, контроллингу, экономике и бизнесу.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрываются теоретические аспекты принципов эффективности применения контроля в деятельности организации. Во второй главе проводится анализ функционирования системы контроля в практической деятельности ООО «Восточная горно-рудная компания» и разрабатываются рекомендации по повышению ее эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
О контроле и признании его необходимости для продуктивной работы в разных сферах деятельности говорили еще египтяне в 4000 до н. е. Использование письменных документов для контроля предложено вавилонским царем Хаммурапи в 1750 до н. е. Необходимость контроля доказывал Платон, позже - Р. Аркрайт, Н. Макиавелли, А. Смит. В начале ХХ в. в первых научных трудах А. Файоля по теории управления речь идет о контроле, который он причислял к основным видам деятельности менеджера. С этого началась проявление интереса к рассмотрению контроля как неотъемлемой функции управления.
К организации контроля при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом в современных условиях ставится задача определения и документирования фактических показателей и событий, сравнение их с плановыми показателями, определение отклонений, причин этих отклонений, виновных лиц и т.д. Известно, что правильно организованная система контроля обеспечивает качественную работу коллектива, мотивируя их к получению желаемых результатов, способствует повышению эффективности управления и хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Вопрос контроля рассматриваются в трудах многих ученых. Анализ понятийного аппарата по теме курсовой работы представлен в Приложении А. При этом контроль не является однозначным понятием. Различные ученые трактуют его по-разному. Так В.Р. Веснин определяет контроль «как процесс наблюдения и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляемый соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров этой деятельности, устранения и предупреждения негативных явлений и тенденций» [5, с. 85].
В.В. Глухов рассматривает его как «управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации».
А такие авторы как К.М. Османов и А.Н. Левина контроль определяют как «отклонение полученных значений от нормативных и при котором в случае необходимости существует возможность проведения корректировки».
Таким образом, контроль — это систематический управленческий процесс, направленный на адаптацию организации к внешним и внутренним изменениям, сфокусированный на анализе результатов реализации управленческих решений. Контроль является непрерывным процессом, который идет от начала до конца управленческого решения - это его особенность.
Рисунок 1. Содержание контроля как функции менеджмента.
Проблемой функции учета в процессе управления деятельностью хозяйствующего субъекта является контроль качества. Она не может контролировать ее, а может контролировать только количество или количественные показатели. Контроль же предусматривает получение не только количественной, но и качественной информации. Контроль — поставщик как количественной, так и качественной информации, тогда как учет отдает преимущественно количественной информации.
Являясь функциями управления, бухгалтерский учет и контроль тесно взаимодействуют. Их взаимосвязь позволяет упростить бухгалтерский учет. Контроль сопровождает бухгалтерский учет на всех стадиях учета. Единство функций учета и контроля дает возможность решить основную задачу предприятия как системы.
Рассматривая функции учетно-контрольной системы, следует отметить, что традиционной функцией является своевременное обеспечение управленческого органа достоверной (объективной, корректной) информации об объекте управления. Сегодня эта функция дает возможность получать информацию не только менеджерам предприятия, а еще всему обществу. Эта функция, как правило, называется учетной, но не менее правомерно называть ее информационной.
Во время выполнения функции учета и контроля проявляется следующая функция — регулятивная. Содержание данной функции характеризуется в прямом воздействии учетно-контрольной системы на функционирование производства, то есть в его оперативном регулировании. По сравнению с ней ранее описанные функции являются как бы связующим звеном между объектом и субъектом управления.
Присутствие в контроле регулятивной функции, по сути, подтверждается и тем, что в ряде контрольных органов существуют полномочия отдавать указания подконтрольным и нижестоящим органам по устранения имеющихся недостатков, а также возможность непосредственно применять меры по принуждению выполнения заранее оговоренных (запланированных) действий. Также отличительной особенностью регулятивной функции является то, что ее осуществление не влияет прямо на конечный результат, а влияет на организационные действия и их эффективность.
Рыночные отношения способствуют повышению потребности в достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Поэтому особая роль в управлении современной организацией принадлежит именно контролю.
Контроль является непрерывным процессом, который идет от начала до конца управленческого решения — в этом его особенность. Его основной смысл заключается:
- во-первых, в предупреждении незаконных и экономически ущербных хозяйственно-производственных операций на стадии выработки и принятия управленческого решения;
- во-вторых, в определении нарушений нормального хода хозяйственно-производственной деятельности и установлении причин, повлиявших на их возникновение;
- в-третьих, в систематизации ведущего опыта передовых и успешных предприятий.
Таким образом, целью контроля является выявление негативных тенденций и их исправление до момента наступления, то есть их предупреждения.
Эффективный управленческий контроль необходимо осуществлять с момента определения целей и задач системы в любой из областей деятельности. Он обеспечивает наблюдение за выполнением стратегических планов. Для большего понимания сущности контроля необходимо рассмотреть его виды и формы (см. таблица 1).
Таблица 1. Классификация видов контроля
Классификационный признак |
Виды контроля |
Период проведения |
Предварительный Текущий Последующий |
Полнота охвата |
Комплексный Выборочный Тематический |
Вид информационного обеспечения |
Документальный Фактический |
Сфера деятельности |
Бухгалтерский Финансовый Валютный Налоговый Денежный и т.д. |
Отношение к организации |
Внутренний Внешний |
Проверяющий субъект |
Государственный Ведомственный Общественный Индивидуальный Самоконтроль |
Продолжение таблицы 1
Классификационный признак |
Виды контроля |
Метод и форма реализации |
Аудит Анализ Мониторинг Тематическая проверка Инвентаризация Экспертиза |
Вид используемых средств |
Визуальный Аналитический Комбинированный Автоматизированный |
Разнообразие форм и видов контроля говорит о его многоаспектности и широте применения во сферах деятельности.
Таким образом, на основе вышеизложенного следует отметить, что организация контроля является сложным, но необходимым процессом в рамках управления, имеющим много различных видов. Контроль выполняет ряд разнообразных функций, что обуславливает значимость данного элемента менеджмента в организации.
1.2. ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Контроль - это важная и объективно необходима функция менеджмента. Эффективность осуществления контроля формирует основание для качественного осуществления всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия и дальнейшее прогнозирование желаемых показателей его развития. Функция контроля позволяет держать в поле зрения важнейшие вопросы, своевременно реагировать на негативные явления и отклонения от нормы, находить неиспользованные резервы, поддерживать оптимальное трудовое напряжение в коллективе. Поэтому необходимо развивать и обновлять подходы, методы, формы контрольной деятельности в соответствии с требованиями демократизации и гуманизации управления современным предприятием.
Контроль подчинен, как и анализ, планирование, организация, регулирование, реализации основной цели управления: обеспечение стабильности, оптимальности функционирования предприятия и перевода его на более высокий качественный уровень. В то же время контроль как самостоятельный вид деятельности имеет свои специфические цели. Он призван обеспечивать целенаправленность и стабильность деятельности предприятия и его коллектива через постоянное отслеживание стандартов, норм, решений, правил. Именно непонимание этого приводит к преувеличению значения контроля в системе управленческой деятельности и бюрократизации, или к его формализации и полной либерализации.
Функция контроля очень важна для процесса управления. Однако ее выполнение является не простой работой, включающей различную деятельность, производимую в рамках отдельно взятых этапов.
Стадии функции контроля перечислены на рисунке 2.
Рисунок 2. Стадии функции контроля.
Как видно из рисунка 1 в процедуре контроля есть четыре четко различимых этапа:
1) Выработка стандартов и критериев.