Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы определяется повышением внимания к проблемам формирования, функционирования, развития и совершенствования механизмов эффективного процесса управления, что, в свою очередь, требует использования контроля как одной из главных функций менеджмента как в общем развитии экономики страны, так и каждой отдельной современной организации.

Контроль признается одной из наиболее важных сфер деятельности любого предприятия, способной многократно повысить его эффективность. Эта функция позволяет не только выявить, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы или предприятия, а также достижения им намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

В экономической литературе проблемы управления рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными. Проведению исследования основ контроля как функции управления поспособствовали работы авторов, в которых широко отражены специфика и особенности данной темы: В.Р. Веснин, В.Ф. Володько, С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин, В.В. Глухов, И.А. Дубровин, В.И. Малюк, А.М. Немчин, Н.К. Моисеева и других.

Целью работы является анализ и повышение эффективности применения контроля на примере ООО «Восточная горно-рудная компания».

В соответствии с данной целью были определены и решены следующие задачи:

- охарактеризовать понятие, функции и виды контроля;

- раскрыть значение контроля и принципы его эффективности в организации;

- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Восточная горно-рудная компания»;

- проанализировать систему контроля в ООО «Восточная горно-рудная компания»;

- разработать рекомендации по повышению эффективности системы контроля на рассматриваемом предприятии.

Объект исследования – ООО «Восточная горно-рудная компания».

Предмет исследования – принципы эффективности применения контроля в ООО «Восточная горно-рудная компания».

Методологическую базу данного исследования формируют такие способы и методы научного познания как метод сравнительного анализа и синтеза, системный подход, дедукции и индукции, метод группировки, детализации, сравнение и наблюдение.

В ходе работы используются учебная и специальная литература, а также статьи периодических изданий по менеджменту, контроллингу, экономике и бизнесу.


Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрываются теоретические аспекты принципов эффективности применения контроля в деятельности организации. Во второй главе проводится анализ функционирования системы контроля в практической деятельности ООО «Восточная горно-рудная компания» и разрабатываются рекомендации по повышению ее эффективности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

О контроле и признании его необходимости для продуктивной работы в разных сферах деятельности говорили еще египтяне в 4000 до н. е. Использование письменных документов для контроля предложено вавилонским царем Хаммурапи в 1750 до н. е. Необходимость контроля доказывал Платон, позже - Р. Аркрайт, Н. Макиавелли, А. Смит. В начале ХХ в. в первых научных трудах А. Файоля по теории управления речь идет о контроле, который он причислял к основным видам деятельности менеджера. С этого началась проявление интереса к рассмотрению контроля как неотъемлемой функции управления.

К организации контроля при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом в современных условиях ставится задача определения и документирования фактических показателей и событий, сравнение их с плановыми показателями, определение отклонений, причин этих отклонений, виновных лиц и т.д. Известно, что правильно организованная система контроля обеспечивает качественную работу коллектива, мотивируя их к получению желаемых результатов, способствует повышению эффективности управления и хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Вопрос контроля рассматриваются в трудах многих ученых. Анализ понятийного аппарата по теме курсовой работы представлен в Приложении А. При этом контроль не является однозначным понятием. Различные ученые трактуют его по-разному. Так В.Р. Веснин определяет контроль «как процесс наблюдения и проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, осуществляемый соответствующими субъектами управления с целью выявления отклонений от установленных параметров этой деятельности, устранения и предупреждения негативных явлений и тенденций» [5, с. 85].


В.В. Глухов рассматривает его как «управленческую деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации».

А такие авторы как К.М. Османов и А.Н. Левина контроль определяют как «отклонение полученных значений от нормативных и при котором в случае необходимости существует возможность проведения корректировки».

Таким образом, контроль — это систематический управленческий процесс, направленный на адаптацию организации к внешним и внутренним изменениям, сфокусированный на анализе результатов реализации управленческих решений. Контроль является непрерывным процессом, который идет от начала до конца управленческого решения - это его особенность.

Рисунок 1. Содержание контроля как функции менеджмента.

Проблемой функции учета в процессе управления деятельностью хозяйствующего субъекта является контроль качества. Она не может контролировать ее, а может контролировать только количество или количественные показатели. Контроль же предусматривает получение не только количественной, но и качественной информации. Контроль — поставщик как количественной, так и качественной информации, тогда как учет отдает преимущественно количественной информации.

Являясь функциями управления, бухгалтерский учет и контроль тесно взаимодействуют. Их взаимосвязь позволяет упростить бухгалтерский учет. Контроль сопровождает бухгалтерский учет на всех стадиях учета. Единство функций учета и контроля дает возможность решить основную задачу предприятия как системы.

Рассматривая функции учетно-контрольной системы, следует отметить, что традиционной функцией является своевременное обеспечение управленческого органа достоверной (объективной, корректной) информации об объекте управления. Сегодня эта функция дает возможность получать информацию не только менеджерам предприятия, а еще всему обществу. Эта функция, как правило, называется учетной, но не менее правомерно называть ее информационной.

Во время выполнения функции учета и контроля проявляется следующая функция — регулятивная. Содержание данной функции характеризуется в прямом воздействии учетно-контрольной системы на функционирование производства, то есть в его оперативном регулировании. По сравнению с ней ранее описанные функции являются как бы связующим звеном между объектом и субъектом управления.

Присутствие в контроле регулятивной функции, по сути, подтверждается и тем, что в ряде контрольных органов существуют полномочия отдавать указания подконтрольным и нижестоящим органам по устранения имеющихся недостатков, а также возможность непосредственно применять меры по принуждению выполнения заранее оговоренных (запланированных) действий. Также отличительной особенностью регулятивной функции является то, что ее осуществление не влияет прямо на конечный результат, а влияет на организационные действия и их эффективность.


Рыночные отношения способствуют повышению потребности в достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Поэтому особая роль в управлении современной организацией принадлежит именно контролю.

Контроль является непрерывным процессом, который идет от начала до конца управленческого решения — в этом его особенность. Его основной смысл заключается:

- во-первых, в предупреждении незаконных и экономически ущербных хозяйственно-производственных операций на стадии выработки и принятия управленческого решения;

- во-вторых, в определении нарушений нормального хода хозяйственно-производственной деятельности и установлении причин, повлиявших на их возникновение;

- в-третьих, в систематизации ведущего опыта передовых и успешных предприятий.

Таким образом, целью контроля является выявление негативных тенденций и их исправление до момента наступления, то есть их предупреждения.

Эффективный управленческий контроль необходимо осуществлять с момента определения целей и задач системы в любой из областей деятельности. Он обеспечивает наблюдение за выполнением стратегических планов. Для большего понимания сущности контроля необходимо рассмотреть его виды и формы (см. таблица 1).

Таблица 1. Классификация видов контроля

Классификационный признак

Виды контроля

Период проведения

Предварительный

Текущий

Последующий

Полнота охвата

Комплексный

Выборочный

Тематический

Вид информационного обеспечения

Документальный

Фактический

Сфера деятельности

Бухгалтерский

Финансовый

Валютный

Налоговый

Денежный и т.д.

Отношение к организации

Внутренний

Внешний

Проверяющий субъект

Государственный

Ведомственный

Общественный

Индивидуальный

Самоконтроль

Продолжение таблицы 1

Классификационный признак

Виды контроля

Метод и форма реализации

Аудит

Анализ

Мониторинг

Тематическая проверка

Инвентаризация

Экспертиза

Вид используемых средств

Визуальный

Аналитический

Комбинированный

Автоматизированный

Разнообразие форм и видов контроля говорит о его многоаспектности и широте применения во сферах деятельности.


Таким образом, на основе вышеизложенного следует отметить, что организация контроля является сложным, но необходимым процессом в рамках управления, имеющим много различных видов. Контроль выполняет ряд разнообразных функций, что обуславливает значимость данного элемента менеджмента в организации.

1.2. ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Контроль - это важная и объективно необходима функция менеджмента. Эффективность осуществления контроля формирует основание для качественного осуществления всех сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия и дальнейшее прогнозирование желаемых показателей его развития. Функция контроля позволяет держать в поле зрения важнейшие вопросы, своевременно реагировать на негативные явления и отклонения от нормы, находить неиспользованные резервы, поддерживать оптимальное трудовое напряжение в коллективе. Поэтому необходимо развивать и обновлять подходы, методы, формы контрольной деятельности в соответствии с требованиями демократизации и гуманизации управления современным предприятием.

Контроль подчинен, как и анализ, планирование, организация, регулирование, реализации основной цели управления: обеспечение стабильности, оптимальности функционирования предприятия и перевода его на более высокий качественный уровень. В то же время контроль как самостоятельный вид деятельности имеет свои специфические цели. Он призван обеспечивать целенаправленность и стабильность деятельности предприятия и его коллектива через постоянное отслеживание стандартов, норм, решений, правил. Именно непонимание этого приводит к преувеличению значения контроля в системе управленческой деятельности и бюрократизации, или к его формализации и полной либерализации.

Функция контроля очень важна для процесса управления. Однако ее выполнение является не простой работой, включающей различную деятельность, производимую в рамках отдельно взятых этапов.

Стадии функции контроля перечислены на рисунке 2.

Рисунок 2. Стадии функции контроля.

Как видно из рисунка 1 в процедуре контроля есть четыре четко различимых этапа:

1) Выработка стандартов и критериев.