Файл: Бюджетный федерализм в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторая проблема заключается в незащищённости доходной части как федерального бюджета, так и территориальных бюджетов. Это объясняется тем, что регионы не всегда выполняют свои бюджетные обязательства, а федеральные органы власти могут менять пропорции распределения налогов, уменьшая этим региональные бюджеты. Поэтому необходимо рационально закрепить доходные источники бюджетов за каждым уровнем бюджетной системы.

Третья проблема касается создания единой системы выравнивания дисбаланса бюджетов. При этом важно принимать во внимание спектр вопросов, который должен быть решён тем или иным субъектом. [16, с. 24]

Целесообразным было бы устранение встречных финансовых потоков: когда доходы, аккумулируемые на территории, изымаются в вышестоящий бюджет, а затем в форме финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз. Согласно действующему механизму межбюджетных отношений в России одновременно наблюдаются два явления: централизация доходов бюджетной системы страны и децентрализация налоговых доходов данной системы.

Опыт организации межбюджетных отношений в зарубежных странах далеко не идеален с точки зрения его заимствования применительно к Российской Федерации. Использование того или иного способа и формы бюджетного регулирования зависит, в первую очередь, от социально-экономического положения каждого государства и от особенностей происходящих в нём перемен. Поэтому важно провести анализ организации межбюджетных отношений на территории России. [25, с. 147]

Итак, развитие бюджетного федерализма в России сталкивается с рядом проблем, в частности, к ним относится несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение в ряде случаев федеральных законов. До сих пор эффективно не решён основополагающий вопрос бюджетного устройства - нет оптимального разграничения доходных и расходных полномочий, а также ответственности между органами власти различных уровней. [24, с. 1721]

Основой построения бюджетной системы в России должна стать модель федерализма смешанного типа, поскольку преимущественная ориентация на децентрализованные модели, свойственные высокоразвитым демократическим государствам, может привести к нарушению единства государства и усилению асимметрии. Ориентация на централизованные модели может привести к иждивенческим настроениям субфедерального уровня и, как следствие, отказу от развития социально-экономического потенциала территорий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Исследование теоритических основ бюджетного федерализма позволили определить бюджетный федерализм как феномен организации межбюджетных отношений. Это законодательно закреплены отношения центральной власти и органов местного самоуправления по поводу распределения доходных источников и расходных полномочий на финансирование публичных услуг на основе их высочайшего качества, максимальной доступности, целесообразности, востребованности и экономичности, с обязательным соблюдением принципа финансовой независимости каждого уровня власти.

Принципами бюджетного федерализма являются автономия, контроль за источниками доходов, четкость разграничения полномочий, согласия уровней власти и территориального подхода. Основными моделями бюджетного федерализма являются децентрализованные(США) и кооперативные(ФРГ) модели.

Основными типами моделей бюджетного федерализма являются фискальная и кооперативная децентрализация. Выделяют пять основных моделей бюджетного федерализма: советскую, китайскую, американскую, канадскую и немецкую. Отдельно в работе охарактеризованы модели федерализма стран ЕС. Так как данные модели различаются вследствие институциональных различий, национальных особенностей социально-экономических систем, поэтому странам в процессе выбора модели фискальной децентрализации и реформировании межбюджетных отношений, перед тем как создавать что-то принципиально новое, целесообразно проводить комплексное исследование богатого зарубежного опыта в этой сфере.

Социальным предназначением бюджетного федерализма является предоставление гражданам доступных публичных услуг надлежащего качества за объективную цену путем достижения рационального распределения расходных полномочий и всегда ограниченных доходов бюджета между центральной и местной властью с достижением баланса интересов потребителей услуг, налогоплательщиков, политических партий, общественных организаций и других властных институций.

Проанализировав современных подход к распределению межбюджетных трансфертов, пришли к выводу, что за данный период претерпевает существенные изменения, как с точки зрения того, что с увеличением объема полномочий субъектов федерации должен пропорционально расти и объем финансового обеспечения данных обязанностей, но этого не происходит. В РФ соотношение трансфертов на выравнивание и трансфертов, которые такого эффекта не имеют, но при этом создающие стимулы к развитию в разные годы составляет от 30:70 до 25:75.


Основными формами оказания финансовой помощи бюджетам регионов являются дотации, субвенции и субсидии, предоставление которых осуществляется в фондовой и нефондовой формах.

Основными выявленными проблемами распределения финансовой помощи являются:

1) отсутствие рационального распределения трансфертов по регионам. В качестве примера в работе взята сельскохозяйственная отрасль.

2) необходимость возврата остатков субсидий, а также распределение больших объемов трансфертов через:

- создания стимулов для регионов ускоренного освоения средств до конца финансового года;

- возврата в федеральный бюджет значительных объемов остатков целевых межбюджетных трансфертов.

3) нарушение принципов справедливости к регионам посредством безвозмездного изъятия из регионов больших объемов всевозможных ресурсов, что предопределяет постоянное нарушение принципов которые, потенциально способны работать с большой эффективностью, как для региональной экономики, так и для экономики страны в целом.

Сегодняшняя система межбюджетных отношений - это система, оправданная на определенном этапе политического и экономического развития страны, однако, в современных условиях данная система нежизнеспособна, она становится препятствием на пути к дальнейшему социально-экономическому развитию регионов и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Бехер В.В. Современное понимание бюджетного федерализма, его роль в развитии экономики государства//Евразийский союз ученых. 2018. № 2-3 (47). С. 63-65.
  3. Боженок, С.Я. К вопросу о системе источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Российская юстиция. – 2015. - №7. – с. 40-43
  4. Бойко Н.Н. Бюджетный федерализм как основа регулирования экономического развития регионов России//В сборнике: История федерализма в России. К 100-летию образования Автономной Башкирской Республики Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор - Н.А. Мысляева; зам. отв. ред. Л.Я. Юсупова. 2018. С. 6-11.
  5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2016. – 703с.
  6. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 248с.
  7. Емельянова, Ф.Н. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы): Учебное пособие. – Чебоксары: Филиал РГСУ в г. Чебоксары: ООО «Крона-2», 2014. – 248с.
  8. Ефремов А.В. Актуальные проблемы реформирования бюджетных отношений в России // Журнал конкурсных работ образовательного проекта «Поиск».- 2016. - № 1 (3). - С. 215-216.
  9. Золотарева А.Б. Состояние и перспективы развития бюджетного федерализма в России// Финансы. 2018. № 12. С. 9-15.
  10. Калямина С.П., Паулов П.А. Проблемы развития бюджетного федерализма//Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 4 (21). С. 262-263.
  11. Коуров В. Ф. Дотации субъекта РФ и экономическое содержание их функций//Ученые заметки ТОГУ. 2015, Том 6, № 3, С. 12 – 17
  12. Кремповая Н.Л. Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации//Символ науки. Вып.№ 5/2015 с.117-120
  13. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2015. – 252 с.
  14. Лобнер А.В., Казидаев Е.А. Проблемы российской модели бюджетного федерализма и их влияние на межбюджетные отношения//В сборнике: Цифровые технологии в экономике и управлении: научный взгляд молодых Сборник статей и тезисов докладов XIV международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2018. С. 192-195.
  15. Малаева Е.А. Проблемы бюджетного федерализма в России//В сборнике: Актуальные проблемы финансов глазами молодежи сборник научных трудов. 2018. С. 151-154.
  16. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования. Балтина А.М., Волохина В.А. – С-Пб.: Юрайт-Издат, - 2014. 63 с
  17. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: учебное пособие. Под ред. Суглобов А.Е.. Черкасова Ю.И., Петренко В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 263 с.
  18. Минакова А.Я. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в российской федерации//Аллея науки. 2018. Т. 1. № 11 (27). С. 387-391.
  19. Морган Б.Г. Современные тенденции формирования межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов РФ//Социально-экономические явления и процессы. Вып. № 3(049)/2013 с.117-122
  20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wwwgks.ru.
  21. Пустоветов С.Е. Роль системы межбюджетных отношений в экономике страны и процесс ее реформирования//«Экономика и социум» №1(14) 2015 с.162-166
  22. Солохин К.С. Бюджетный федерализм в современной России: проблемы и пути решения// Финансы. 2018. № 12. С. 9-15.
  23. Сущность и содержание бюджетного федерализма//Харламова И.В., Большухина И.С.В сборнике: Управление развитием социально-экономических систем Первая всероссийская научно-практическая конференция : Сборник научных трудов. отв. ред. В.Н. Лазарев. 2018. С. 142-148.
  24. Татарникова В.В. Бюджетный федерализм: теоретические основы и российская модель//Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 7 (775). С. 1721-1735.
  25. Таштамиров М.Р., Возкаев С.С., Кулакова Н.В Теоретико-прикладные аспекты бюджетного федерализма в России//Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 3 (61). С. 144-152.