Файл: Основания досрочного выхода на пенсию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право на одновременное получение двух пенсий имеют военнослужащие и военнообязанные лица, призванные на специальные и поверочные сборы, которые были привлечены для осуществления работ, которые связанны с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, при этом исполнявшие обязанности военной службы, признанные инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

  1. Граждане, которые являются ветеранами либо участниками вооруженных конфликтов, могут получить досрочную пенсию при условии достижения определенного возраста и наличия требуемого стажа, а именно:
  • 50 лет минимального возраста;
  • наличия от 20 лет стажа, при этом на «гражданке» нужно проработать не меньше 10 лет.

К участникам боевых действий в России относятся не только ветераны Великой Отечественной войны, но и те соотечественники, которые принимали участия в вооруженных конфликтах на территории следующих государств и республик:

  • Таджикистан;
  • Чеченская республика;
  • Южная Осетия и Абхазия;
  • бывшая Югославия, которая в результате конфликтов распалась на несколько независимых государств;
  • Афганистан, войска в которой были введены еще при СССР, 1979 году;
  • Северная Осетия и прочее.
  1. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, представлено право н досрочное назначение страховой пенсии по старости[16].

Оформление досрочной пенсии возможно при таких условиях:

  • проживание в районе КС или работа (в регионе, который приравнивается к Крайнему Северу);
  • наличие соответствующей возрастной категории;
  • наличие соответствующего стажа работы;
  • наличие необходимых минимальных лет страхового стажа.

Сколько лет отработали

Какого

возраста следует достичь

Минимальная

продолжительность общего стажа

15 лет непрерывной работы

на КС либо 20 на приближенных к

нему территориях

Для мужчин

- 55 лет;

Для

женщин - 50.

Мужчинам -

25 лет;

Женщинам -

20 лет

7,5

Минус 120

дней за каждый

год стажа

Мужчинам -

25 лет;

Женщинам -

20.

15 лет стажа и наличие

двоих несовершеннолетних детей

(это касается исключительной

женской категории)

Не имеет

значения

20 лет


  1. Граждане, оказавшиеся сокращёнными или лишившиеся работы в связи с ликвидацией организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, и при невозможности трудоустройства вновь и достигшие возраста - не более двух лет до достижения пенсионного возраста в 2017 году могут рассчитывать на досрочную страховую пенсию.

Правила выхода на досрочное пенсионное обеспечение закреплены в статье 31 Закон РФ № 1032 - ФЗ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения Российской Федерации»:

«Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Для оформления досрочной пенсии гражданину необходимо получить статус безработного и предложение центра занятости, после чего он имеет право обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации для установления пенсионного обеспечения.

Оформление такой выплаты возможно при наличии определенных условий:

  • достижение требуемого возраста (для безработных мужчин - 58 лет, для женщин - 53 года);
  • наличие страхового стажа 20 лет для женщин и 25 для мужчин;
  • наличие минимального количества индивидуальных баллов (в 2017 году это значение не может быть меньше 11,4);
  • обоснование причины увольнения только в связи с сокращением или ликвидацией;
  • отсутствие возможности трудоустройства со стороны службы занятости».
  1. К профессиональным категориям, имеющие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, относятся работники летного состава гражданской авиации: члены экипажей воздушных судов, летно­инструкторский состав, командно-летный состав, парашютисты всех наименований.

Право на досрочную пенсию по старости предоставляется мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, и женщинам, которые проработали не менее 20 лет в должностях данной категории. При оставлении летной работы по состоянию здоровья необходимый стаж составляет для мужчин - не менее 20 лет, для женщин - 15 лет.


При расчете стажа для установления пенсий сотрудникам летного состава считается:

  • 20 часов налета на самолетах - за 1 календарный месяц;
  • 12 часов налета на вертолетах - за 1 календарный месяц;
  • 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно - спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за 1,5 года.

При наличии необходимой выслуги лет в должностях членов летных экипажей судов гражданской авиации к пенсии предусмотрена ежемесячная доплата.

2.3. Особенности реформирования досрочного пенсионного обеспечения

Российской Федерации

Пенсионная система находится в стадии реформирования последние 17 лет, с того момента, когда страховые взносы в Пенсионный фонд начали регулироваться государством более тщательно. Федеральный закон N167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.[17] Средства, полученные от работодателей и от самих работников, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а затем распределяются для выплаты пенсий и других выплат нетрудоспособному населению страны. Пенсионный фонд Российской Федерации, как уже говорилось раннее, является самостоятельной бюджетной организацией[18]. В России применяется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Ее идея состоит в том, что взносы в Пенсионный фонд, которые поступают на данный момент с работающего населения, «идут» на выплату пенсионерам, действует так называемый «механизм солидарности поколений». Такой механизм достаточно распространен в мире, но имеет ряд недостатков, например, уровень поступивших средств в бюджет Пенсионного фонда напрямую зависит от демографической ситуации в стране.


Таблица 1 — Численность и состав населения Российской Федерации по возрастным группам за 2014-2016 гг.

Население (возраст)

2014 г., (тыс.чел)

2015 г., (тыс.чел)

2016 г., (тыс.чел)

Прирост, (тыс.чел)

0-4

8687

8899

9262

575

5-9

7441

7662

8004

563

10-14

6689

6823

7126

437

15-19

7152

6956

6829

-323

20-24

10849

9971

9293

-1556

25-29

12556

12522

12620

64

30-34

11346

11660

12092

746

35-39

10459

10614

10884

425

40-44

9563

9750

10122

559

45-49

9545

9187

9140

-405

50-54

11436

11184

10957

-479

55-59

10382

10634

10873

491

60-64

8690

8949

9260

570

65-69

4453

5269

6428

1975

70 и более

14099

13587

13377

-722

Всего

143347

143667

146267

2920

Из общей численности населения в возрасте:

моложе трудоспособного

24110

24717

25689

1579

в трудоспособном

86137

85162

85415

-722

старше трудоспособного

33100

33788

35163

2063

В таблице 1 приведены данные по демографической ситуации в Российской Федерации за 2014-2016 гг.[19]

Как видно из таблицы 1 численность населения в Российской Федерации каждый год увеличивается. Но необходимо обратить внимание, с какой группой населения это происходит, а именно с населением моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) и старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше, т.е. общеустановленного пенсионного возраста). Соответственно, бремя отчислений налогов в Пенсионный фонд по большей части приходится на трудоспособное население (16-54 лет женщины, 16-59 лет мужчины), которое не увеличивается, а уменьшается, и соответственно отчислений в Пенсионный фонд становится меньше. В связи с этими данными общий прирост населения Российской Федерации говорит о положительной политики государства, например, программу поддержки молодых семей «Материнский семейный капитал». Но при этом заставляет задуматься о реформировании системы пенсионного обеспечения.


Ключевым направлением совершенствования пенсионной системы Российской Федерации является институт досрочного пенсионного обеспечения [20]. Сегодня общеустановленный возраст для выхода на пенсию в России: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но если застрахованное лицо относится к отдельной категории граждан (определены в ст.30-33 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ), возраст выхода на пенсию может сократиться до, в среднем, 10 лет для женщин и мужчин. Удельный вес граждан, которым была назначена пенсия ранее общеустановленного возраста последние несколько лет составляет 12% от общей численности пенсионеров. При этом, пенсионеры, вышедшие на пенсию раньше, продолжают работать на тех же предприятиях.

Одним из наиболее распространенных оснований для выхода на пенсию является осуществление трудовой деятельности на предприятиях с особыми условиями труда. Такая система пенсионного обеспечения была заложена еще в советское время, а профессии, утвержденные для досрочного выхода на пенсию, регламентируется Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». При этом возникает некий диссонанс, при «новой» пенсионной системе Российской Федерации действует список профессий для льготного пенсионного обеспечения, утвержденном еще в 1991 году. Система, достававшая в то время, должна была компенсировать неблагоприятные условия работы на предприятиях. Сегодня, организации должны обеспечивать все требования, предъявляемые государством для обеспечения безопасных и комфортных условий труда, необходимых для своих работников. При этом, на таких предприятиях, где работа связана с вредными или опасными условиями труда, предусмотрены так же льготы, в виде дополнительного отпуска, отгулов, процентной надбавки к заработной плате и другие компенсации. Но вместе с этим, работодатель платить общеустановленные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, где работник как раз и имеет льготу - выход на пенсию раньше. Ответственность за неблагоприятные условия труда должен нести лишь работодатель. Но по факту, бремя компенсации по большей части несет государственный Пенсионный фонд Российской Федерации.

Во многих зарубежных странах применяется практика выплаты пенсии самими предприятиями, тем самым, привлекая работников к себе в организацию на продолжительный срок. Это не несет обязательный характер. Применение такой системы пенсионного обеспечения так же вызывает много вопросов. Например, так называемое «крепостное право», когда работник будет бояться уйти с определенного места работы из-за возможной потери пенсии. Но если «корпоративную пенсию» обозначить в определенные рамки, то этого можно избежать, например, такая пенсия будет замещать действующую сейчас систему досрочного пенсионного обеспечения. До общеустановленного возраста организация будет выплачивать пенсию, вместо Пенсионного фонда, взамен на понижение ставок по уплате страховых взносов. Существует и другой вариант, при сохранении льготного пенсионного обеспечения - введение дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей с вредными условиями труда.