Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Пенсии, их понятие, виды и государственное регулирование
1.1. Понятие пенсии и ее государственное регулирование
1.2. Виды пенсий в Российской Федерации и их характеристика
Глава 2. Особенности досрочного назначения пенсии
2.1. Основания для досрочного назначения пенсий
2.2. Порядок назначения досрочной пенсии
2.3. Особенности реформирования досрочного пенсионного обеспечения
Введение
Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и это вполне соответствует Конституции Российской Федерации, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством. Так, часть 1 статьи 7 Конституции говорит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В числе социальных гарантий можно обозначить налоговые льготы для отдельных категорий граждан, различные виды адресной социальной помощи, дополнительные меры защиты интересов в рамках отраслевого законодательства, например, трудового, когда речь идет о дополнительных гарантиях для женщин, несовершеннолетних и т.д. Статья 39 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на социальное по возрасту.
Пенсионное обеспечение никогда не было устойчивым, оно постоянно испытывало на себе изменения. В 2015 году в Российской пенсионной системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года федеральных законов, изменивших пенсионную систему России, от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» порядок пенсионного обеспечения пенсионеров России существенно изменился. Изменения пенсионной системы коснулись не только граждан, находящихся на пенсии, но и граждан предпенсионного возраста и будущих пенсионеров, кто только начал трудовую деятельность. Новизной данной реформы заключается в том, что размер страховой пенсии будет формироваться не в рублях, а в баллах (пенсионных коэффициентах) и основанием для назначения пенсии является страховой стаж.
Указанные обстоятельства касаются большинства граждан, которые в свою очередь заботятся о своей будущей пенсии и эти условия привели к выбору данной темы для написания выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения страховыми пенсиями в современной России.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты досрочной пенсии по старости.
Целью исследования является изучение видов пенсии, в том числе и досрочной, а также основания досрочного выхода на пенсию. В связи с установленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1) исследовать понятие пенсии и ее государственное регулирование;
2) изучить виды пенсий в Российской Федерации и их характеристики;
3) исследовать основания для досрочного назначения пенсий;
4) изучить порядок назначения досрочной пенсии;
5) проанализировать особенности реформирования досрочного пенсионного обеспечения.
Методологической и теоретической основой исследования послужили общенаучные методы системного анализа, обобщение нормативных материалов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых вопросов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Пенсии, их понятие, виды и государственное регулирование
1.1. Понятие пенсии и ее государственное регулирование
Пенсия - однократная или регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая назначается в установленном государством порядке как мера материального обеспечения определенных категорий лиц по принципам пенсионного страхования, общечеловеческой солидарности и субсидирования.
Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие.
Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста[1].
Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.
В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].
Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:
- каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
- все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства[3].
Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:
- пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;
- пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;
- уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;
- страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;
- деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;
- государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования[4].
В нашей стране около 40 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio - «платеж») — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством)[5].
Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи — потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности[6].
1.2. Виды пенсий в Российской Федерации и их характеристика
В соответствии с конституцией РФ граждане имеют право получать пенсию. Государство создает федеральную систему оказания государственных услуг в области социального обеспечения - Пенсионный фонд, осуществляющий ряд социально-значимых функций:
- установка и выплата страховых пенсий, включающих пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
- выдача сертификатов на получение материнского капитала;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
- адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ.
В РФ выделяют системы пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, государственное пенсионное обеспечения и негосударственного пенсионного обеспечения.
Пенсии в системе обязательного пенсионного страхования бывают:
- Страховые пенсии по потере кормильца, по старости, по инвалидности.
- Накопительные пенсии, формирующиеся у граждан 1967 года рождения и моложе.
Страховая пенсия по старости предполагает достижение пенсионного возраста, права на досрочное назначение, наличие минимального страхового стажа, определенное количество пенсионных баллов. Для выхода на пенсию возраст составляет для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, в настоящее время составляет 8 лет. До 2025 г. наблюдается переходный период, в конце которого необходимый страховой стаж достигнет 15 лет.
Страховая пенсия по инвалидности требует наличие условий для начисления выплаты:
- документ, подтверждающий признание гражданина инвалидом;
- наличие страхового стажа.
Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае, если:
- у умершего имеется страховой стаж;
- отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.
Гражданин имеет право выбрать какой вид пенсии ему ближе, либо это будет только страховая пенсия, либо же часть средств будет перемещать на накопительную пенсию. В случае страховой пенсии устанавливается общий тариф, состоящий из солидарного тарифа в размере 6%, который предназначен для фиксированной выплаты действующим пенсионерам, и из индивидуального тарифа - 16%, который перечисляется на лицевые счета граждан при формировании только страховой пенсии, что в совокупности составит 22%[7]. С 2017 г. контроль за уплатой страховых взносов в ПФ осуществляет Федеральная налоговая служба, и в налоговом кодексе РФ включена глава 34 «Страховые взносы», в которой величина базы для исчисления страховых взносов в обязательное пенсионное страхование составит - 26%, однако в 2017-2019 гг. ставка не изменилась и составила 22%.
Если гражданин предпочтет сделать выбор в пользу накопительной пенсии, то ее можно определить исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии гражданина, по состоянию на день назначения накопительной пенсии[8].
Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
- обеспечению за выслугу лет;
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по государственному пенсионному обеспечению[9].