Файл: Основания досрочного выхода на пенсию.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и это вполне соответствует Конституции Российской Федерации, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством. Так, часть 1 статьи 7 Конституции говорит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В числе социальных гарантий можно обозначить налоговые льготы для отдельных категорий граждан, различные виды адресной социальной помощи, дополнительные меры защиты интересов в рамках отраслевого законодательства, например, трудового, когда речь идет о дополнительных гарантиях для женщин, несовершеннолетних и т.д. Статья 39 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на социальное по возрасту.

Пенсионное обеспечение никогда не было устойчивым, оно постоянно испытывало на себе изменения. В 2015 году в Российской пенсионной системе произошли изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года федеральных законов, изменивших пенсионную систему России, от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» порядок пенсионного обеспечения пенсионеров России существенно изменился. Изменения пенсионной системы коснулись не только граждан, находящихся на пенсии, но и граждан предпенсионного возраста и будущих пенсионеров, кто только начал трудовую деятельность. Новизной данной реформы заключается в том, что размер страховой пенсии будет формироваться не в рублях, а в баллах (пенсионных коэффициентах) и основанием для назначения пенсии является страховой стаж.

Указанные обстоятельства касаются большинства граждан, которые в свою очередь заботятся о своей будущей пенсии и эти условия привели к выбору данной темы для написания выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения страховыми пенсиями в современной России.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты досрочной пенсии по старости.

Целью исследования является изучение видов пенсии, в том числе и досрочной, а также основания досрочного выхода на пенсию. В связи с установленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:


1) исследовать понятие пенсии и ее государственное регулирование;

2) изучить виды пенсий в Российской Федерации и их характеристики;

3) исследовать основания для досрочного назначения пенсий;

4) изучить порядок назначения досрочной пенсии;

5) проанализировать особенности реформирования досрочного пенсионного обеспечения.

Методологической и теоретической основой исследования послужили общенаучные методы системного анализа, обобщение нормативных материалов, диалектический подход к рассмотрению изучаемых вопросов.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Пенсии, их понятие, виды и государственное регулирование

1.1. Понятие пенсии и ее государственное регулирование

Пенсия - однократная или регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая назначается в установленном государством порядке как мера материального обеспечения определенных категорий лиц по принципам пенсионного страхования, общечеловеческой солидарности и субсидирования.

Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие.

Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста[1].


Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая - возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая - повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья - не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства[3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

  1. пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;
  2. пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;
  3. уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;
  4. страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;
  5. деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;
  6. государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования[4].

В нашей стране около 40 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio - «платеж») — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством)[5].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи — потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности[6].

1.2. Виды пенсий в Российской Федерации и их характеристика

В соответствии с конституцией РФ граждане имеют право получать пенсию. Государство создает федеральную систему оказания государственных услуг в области социального обеспечения - Пенсионный фонд, осуществляющий ряд социально-значимых функций:

  • установка и выплата страховых пенсий, включающих пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ.

В РФ выделяют системы пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, государственное пенсионное обеспечения и негосударственного пенсионного обеспечения.


Пенсии в системе обязательного пенсионного страхования бывают:

  1. Страховые пенсии по потере кормильца, по старости, по инвалидности.
  2. Накопительные пенсии, формирующиеся у граждан 1967 года рождения и моложе.

Страховая пенсия по старости предполагает достижение пенсионного возраста, права на досрочное назначение, наличие минимального страхового стажа, определенное количество пенсионных баллов. Для выхода на пенсию возраст составляет для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, в настоящее время составляет 8 лет. До 2025 г. наблюдается переходный период, в конце которого необходимый страховой стаж достигнет 15 лет.

Страховая пенсия по инвалидности требует наличие условий для начисления выплаты:

  • документ, подтверждающий признание гражданина инвалидом;
  • наличие страхового стажа.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае, если:

  • у умершего имеется страховой стаж;
  • отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.

Гражданин имеет право выбрать какой вид пенсии ему ближе, либо это будет только страховая пенсия, либо же часть средств будет перемещать на накопительную пенсию. В случае страховой пенсии устанавливается общий тариф, состоящий из солидарного тарифа в размере 6%, который предназначен для фиксированной выплаты действующим пенсионерам, и из индивидуального тарифа - 16%, который перечисляется на лицевые счета граждан при формировании только страховой пенсии, что в совокупности составит 22%[7]. С 2017 г. контроль за уплатой страховых взносов в ПФ осуществляет Федеральная налоговая служба, и в налоговом кодексе РФ включена глава 34 «Страховые взносы», в которой величина базы для исчисления страховых взносов в обязательное пенсионное страхование составит - 26%, однако в 2017-2019 гг. ставка не изменилась и составила 22%.

Если гражданин предпочтет сделать выбор в пользу накопительной пенсии, то ее можно определить исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии гражданина, по состоянию на день назначения накопительной пенсии[8].

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

  • обеспечению за выслугу лет;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по государственному пенсионному обеспечению[9].