Файл: Разработка проекта информационной системы обработки заказа клиента в интернет-фирме, включая обработку заказа и проверку, и обработку оплаты.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 6
Введение
Развитие современного информационного общества предъявляет значительные требования к автоматизированным системам, которые становятся реальным активом, неотъемлемой частью и залогом нормального функционирования и работы организаций. Процесс разработки и внедрения автоматизированных информационных систем становится все более сложной задачей, что связано как с применением современных способов разработки, так и необходимостью соблюдения требований по защите информации.
Процесс внедрения информационных технологий на сегодняшний день проходит стадию построения интегрированных информационных систем. Производится централизация информационных ресурсов, специалисты, работающие в удаленных офисах, получают возможности доступа к центральным серверам организаций, расширяются области использования систем электронного документооборота с применением криптографических систем и технологий защиты информации. Таким образом, в настоящее время автоматизация бизнес-процессов на предприятиях является актуальной задачей и способствует повышению эффективности работы организаций в целом.
Объектом исследования является Интернет-магазин по продаже компьютерных товаров.
Предмет исследования – состояние бизнес-процессов в технологии обработки заказов.
Методы исследования – анализ бизнес-процессов, проектирование структуры данных информационной системы, разработка программного обеспечения.
Целью данной работы является разработка проекта по автоматизации процесса обработки заказов в компьютерном Интернет-магазине.
Задачи работы:
- проведение анализа использования информационных систем на предприятиях малого бизнеса, использующих технологии Интернет-торговли;
- анализ организационной структуры Интернет-магазина, специфики работы специалистов;
- анализ бизнес-процессов учета комплектации заказов в методологии IDEF0 с оценкой возможности внедрения информационной системы;
- постановка задач автоматизации;
- построение модели базы данных исследуемой технологии;
- определение стратегии автоматизации и способа приобретения программного решения.
В первом разделе работы рассмотрены вопросы использования информационных технологий на предприятиях малого бизнеса, проведен анализ деятельности Интернет-магазина, бизнес-процессов в части обработки заказов, проведен обзор существующей автоматизированной системы и технологий защиты информации. Во втором разделе проведено проектирование информационной модели, постановка задач автоматизации.
1. Аналитическая часть
1.1. Общая характеристика ООО "ОТДК"
Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является Интернет-магазин компьютерных товаров otdk.ru, г.Санкт-Петербург. Приведем общую характеристику организации.
Профилем деятельности торгового предприятия является реализация компьютерных товаров. Клиентскую базу Интернет-магазина составляют юридические и физические лица, либо клиенты, находящиеся в населенных пунктах, где нет возможности приобрести компьютерные товары в торговых сетях.
Основными видами реализуемой продукции являются [1]:
- компьютеры;
- ноутбуки;
- запчасти (оперативная память, материнские платы, процессоры, видеокарты);
- сетевое оборудование;
- принтеры и МФУ;
- чистящие средства;
- картриджи для принтеров и МФУ и другие расходные материалы;
- сопутствующие товары.
Способами доставки, используемыми в Интернет-магазине, являются [1]:
- курьерская служба;
- доставка Почтой России;
- самовывоз.
Также предусмотрены различные формы оплаты.
Организационная структура Интернет-магазина otdk.ru приведена на рис.1.1.
Директор
Отдел снабжения
Главный
экономист
Отдел по работе с клиентами
ИТ-отдел
Специалисты по работе с поставщиками
Склад
Бухгалтерия, Отдел реализации
- Оформление договоров поставки
Рисунок 1.1 - Организационная структура Интернет-магазина otdk.ru
Управление предприятием осуществляет директор, которому непосредственно подчиняются начальник отдела снабжения, главный бухгалтер, начальник отдела по работе с клиентами и ИТ-отдела.
В структуру отдела снабжения входят специалисты по работе с поставщиками, осуществляющие организацию поставок и организацию взаимодействия с поставщиками, определение оптимальных параметров поставок компьютерных товаров по цене и качеству, а также специалисты по складскому учету, в компетенцию которых входят вопросы организации приема и отпуска товара со склада, хранения продукции, инвентаризации, а также подготовка отчетности о наличии товара на складе.
Специалисты по работе с клиентами взаимодействуют с покупателями продукции, оформляют документы, проводят организацию поставки товара клиентам. ИТ-отдел курирует вопросы функционирования сайта Интернет-магазина, а также технической поддержки клиентов и пользователей.
Предметом исследования в данной работе является деятельность по учету комплектации заказов для клиентов и реализации продукции. Организационная структура данных технологических процессов приведена на рисунке 1.2. Данная технология находится в компетенции отделов снабжения и отдела по работе с клиентами.
Рисунок 1.2 - Организационная структура технологии комплектации заказов компьютерного Интернет-магазина
Рассмотрим функции менеджера отдела по работе с клиентами в части реализации продукции Интернет-магазина.
Менеджер отдела по работе с клиентами осуществляет следующие функции:
1. Организация и ведение технологии комплектации компьютерных товаров:
- работа по расширению клиентской базы;
- работа с новыми клиентами, анализ их реквизитов, способов доставки, потребностей;
- проведение коммерческих переговоров с контрагентами и клиентами по вопросам реализации продукции;
- обработка информации, поступающей от клиентов;
- анализ потребностей клиентов в продукции, реализуемой фирмой, и согласование заказов с клиентом в соответствии с его потребностями и наличием ассортимента на складском комплексе фирмы;
- мотивация клиентов на работу с Интернет-магазином, в соответствии с утвержденными программами по стимулированию сбыта;
2. Анализ показателей и составление планов:
- планирование продаж на отчетный период;
- анализ статистических данных продаж и отгрузок клиентов фирмы;
- построение сводной отчётности.
3. Проведение торговых операций:
- прием и обработка заказов клиентов, оформление необходимых документов, связанных с отгрузкой продукции для клиентов фирмы, закрепленных за собой, а также для клиентов, закрепленных за соответствующими ведущими менеджерами отдела по работе с клиентами при нахождении их вне офиса;
- информационная поддержка клиентов;
- информирование клиентов об изменениях в ассортименте, увеличениях и снижениях цен, акциях по стимулирования спроса, времени поступления компьютерных комплектующих на склад;
- окончательное согласование с клиентом условий по ценам, дате отгрузки и способу доставки продукции;
- решение вопросов о доставке скомплектованных заказов клиентам;
- контроль отгрузок продукции клиентам;
- контроль финансовой дисциплины клиента на основе документов, получаемых от отдела бухгалтерского учета и предупреждение о сроках оплаты.
1.2. Анализ бизнес-процессов учета комплектации заказов
Проведем анализ бизнес-процессов учета комплектации заказов в условиях ООО "ОТДК" с использованием методологии IDEF0. Контекстная диаграмма приведена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 1.3, технология комплектации заказов предполагает наличие входных информационных потоков с данными о наличии товара на складе и заказов клиентов на поставку компьютерных товаров. результирующие информационные потоки представляют собой данные о сформированных и укомплектованных заказах. На рисунке 1.4 приведена диаграмма декомпозиции основного бизнес-процесса. Как показано на рисунке 1.4, основной бизнес-процесс включает в себя:
- прием заказов;
- комплектацию заказов;
- передачу заказов на отправку;
- формирование отчетности.
На рисунке 1.5 приведена диаграмма приема заказов, на рисунке 1.6 - диаграмма комплектации заказов.
Рисунок 1.4 - Диаграмма декомпозиции основного процесса
Рисунок 1.5 - Диаграмма приема заказов
Рисунок 1.6 - Диаграмма комплектации заказов
Рисунок 1.7 - Диаграмма передачи заказов на отправку
Технология работы с заказами клиентов компьютерного Интернет-магазина предполагает:
- учёт потребности;
- учёт наличия продукции;
- отправка заказов на комплектацию;
- мониторинг состояния процесса комплектации заказов.
Работа с документами в рамках оборота заключает в себе функции оформления сопроводительных документов и формирования сводной отчетности.
Как выяснено руководством предприятия, в последнее время часто возникает ситуация, когда объемы поставок и продаж не совпадают, несовпадение также может происходить и по наименованию товарных позиций. В результате большое количество товара остается хранится на складе или не может быть поставлено вовремя клиентам. В связи с этим фирма несет убытки.
В настоящее время учет и планирование продаж осуществляется напрямую менеджерами отдела по работе с клиентами.
Заявки клиентов на покупку фиксируются в файле Excel, где указывается номер заявки, наименование клиента, вид продукции и его количество, а также дата поставки клиенту. Менеджеры отдела реализации продукции обобщают данные сведения по типу продукции, и, исходя из полученной информации, формируют план продаж и отчетные документы.
Таким образом, учет продаж включает в себя следующие основные подпроцессы:
- учет продаж и формирование сопроводительных документов;
- формирование отчетности по комплектации заказов.
Работа с документами по реализации продукции начинается после того, как поступают заявки клиентов на покупку, выписываются счет-фактура и расходная накладная. Далее происходит формирование отчетности по продажам продукции, на выходе получается отчет по продажам.
Таким образом, при учете реализации продукции менеджеру, ответственному за учет, необходимо внести данные о клиенте, продукции, ее стоимости, количестве, сроке оплаты и виде оплаты.
Если же необходимо найти какую-либо информацию по продажам, то поиск осуществляется в архиве, который хранится в виде бумажных документов - журналов учета и других. Большую часть рабочего дня бухгалтер занят занесением необходимых сведений в книги учета, а также, при необходимости анализом и поиском нужных сведений.
Кроме того, в отчетный период менеджеру отдела реализации продукции необходимо составлять аналитические отчеты, включающие в себя анализ продаж фирмы за определенный период.
Для данного способа характерны следующие недостатки:
1. Невысокая скорость и точность выполнения расчетов.
2. Слабый контроль работы бухгалтера.
3. Усталость менеджеров - усиление негативного воздействия человеческого фактора.
В связи с этим, руководством компании было принято решение об автоматизации данного процесса, то есть создании экономической информационной системы для повышения качества учета и уменьшения временных затрат на обработку необходимых документов и получения результативной информации в рамках технологии управления Интернет-магазином.