Файл: Особенности корпоративного управления в Российской Федерации (Факторы, влияющие на становление российского варианта корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние взаимоотношений между менеджерами и акционерами является Одним из важнейших компонентов в системе корпоративного управления. Совет директоров является связующим звеном между менеджером и акционером. Главной его задачей является создание баланса интересов двух вышеуказанных субъектов. В мировой практике, для соблюдения взвешенности и объективности принимаемых советом решений, создается институт независимых директоров.

Кто может стать независимым директором: профессионал с незапятнанной репутацией, представляющий интересы акционеров и не связаны при этом с заинтересованными группами.

Понятие независимый директор в России введено кодексом корпоративного поведения, но законодательное определение этого понятия до сих пор отсутствует. Более того, в кодексах корпоративного поведения многих компаний понятие независимого директора значительно разнится с Российским кодексом корпоративного поведения.

Критикуя при этом отдельные аспекты и нестыковки, специалисты в целом практически единодушно отмечают целесообразность указанных мероприятий, указывают также на необходимость четкого прописывания механизмов, обеспечивающих их внедрение.

Теперь рассмотрим сущность необходимых структурных преобразований. Необходимость проведения структурных преобразований не теряет своей актуальности несмотря на общее улучшение ситуации на рынке.

Проблемы Российской экономики прямо или косвенно связаны с тем, что государство во многом устранилось от решения насущных проблем. Это не способствовало быстрой реструктуризации рынка и не решает задачи в подлинном его построении.

Состояние взаимоотношений крупного бизнеса и государства оказывает большое влияние на развитие системы корпоративного управления в России. В экономической литературе много внимания уделяется проблемам взаимоотношений государства и корпораций, выдвигаются самые разные концепции их взаимодействия: от определения государства главным субъектом хозяйствования и доминирующего фактора экономического роста, до приравнивание государству функции «Ночного сторожа.» В любом из случаев треугольник остается неизменным: государство, крупный, малый, и средний бизнес. Естественно, что в локальном виде данные элементы каркаса экономики не существуют. На деле это сложное переплетение государственного участия, акционерных отношений и частной собственности.

«Как показывает практика России последних лет, деятельность (а в ряде сфер бездействие) государственных структур в большой степени носит дестабилизирующий характер относительно формирования эффективной и цельной модели корпоративного управления»


После второй мировой войны в некоторых азиатских странах складывались особые взаимоотношения государства и корпораций. Это относится к Японии и Южной Корее. В данных странах корпорации были созданы и развивались при непосредственном участии государства. Этот процесс обладал следующими особенностями:

• становление крупных корпораций осуществлялось по инициативе государства и при его непосредственном контроле за этим процессом;

• процесс проходил в рамках индикативного (рекомендательного) планирования и исходя из стратегии социально-экономического развития страны;

• государственная политика предусматривала существенную поддержку отдельных отраслей национальной экономики, ориентацию деятельности корпораций на инновационные технологии, развитие их конкурентных преимуществ в условиях глобализации;

• государство делало ставку на мультипликаторе кий эффект развития крупного бизнеса (экспортные отрасли давали заказы для других отраслей национальной экономики).

На сегодняшний день можно говорить о консенсусе между крупным бизнесом и государством в упомянутых странах, опирающийся на относительно устойчивую систему взаимоотношений. Эта система, конечно, не отличается идеальностью, но она продуктивна с точки зрения устойчивого экономического развития.

В России до перехода к рынку функционировало достаточно мощное отраслевое управление, поэтому данная проблема и актуальна для нее. Оно решало задачи планирования заказов и сбыта продукции, приобретения сырья, материалов, финансирования развития и реконструкции, получения инвестиций, организации необходимой кооперации и специализации и т.д.

Сегодня отраслевое управление значительно уменьшило роль своего влияния, а где-то оно и вовсе отсутствует. Необходимость координации между тем не только сохраняется, но и усиливается. Преодолеть создавшийся вакуум можно, организовав эффективное взаимодействие государственных структур и крупных корпораций.

Крупные корпорации, используемые в качестве звена, связывающего между собой государство и отдельные организации создает основу для эффективного сочетания экономической активности государства с саморазвитием рыночных механизмов хозяйствования.

Вариант, когда промежуточной структурой управления экономикой являются крупные многоотраслевые корпорации, используется, например, в США. «Секретом» рыночной экономики является конкуренция, а не частная собственность. Следовательно, государственная политика должна стимулировать создание условий для конкуренции и формирование новых конкурирующих предприятий. Такие предприятия могли бы стать локомотивом рыночной экономики и повлечь за собой новые инициативы в области инвестиций, производства и занятости[23].


Государство должно создавать условия для формирования новых компаний, чтобы предприятия второго эшелона плавно переходили в первый эшелон бизнеса. Это сложно достичь простым снижением налогов и дебюрократизацией, хотя и то и другое жизненно необходимо. Ускорение роста и формирование нового слоя как крупного, так и среднего бизнеса не будут успешными без новой промышленной политики, учитывающей опыт внедрения институтов развития в странах с похожей на Россию институциональной структурой.

Государство должно поддерживать определенные виды корпораций, в особенности наукоемкие, создание интеллектуального капитала. Сочетание интеллектуального капитала и материальных активов является Важнейшей особенностью современных крупных корпоративных структур.

Значение интеллектуального капитала неуклонно возрастает. В задачи государства должно входить обеспечение восстановление наукоемких производств, определение приоритетов их адресной поддержки. Безусловно, реальная поддержка осуществляется на базе скоординированного взаимодействия под руководством государства сырьевого и наукоемкого комплексов в экономике. Для этого государство основываясь на принципах индикативного планирования изыскивает дополнительные средства, другими словами, сформировать интерес корпораций сырьевого сектора в перебросе капиталов в наукоемкую часть экономики, организовать диверсификационный процесс. Для этого необходимо разработать стимулы и гарантии для сырьевых компаний. Все это должно получить отражение в соответствующих индикативных долгосрочных планах и федеральных целевых программах. Крупный отечественный сектор никогда не станет эффективным без продуманной системы государственного регулирования.

«Роль государства особенно велика в формировании и развитии рыночных институтов. Рыночные институты включают право собственности, контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, фьючерсные рынки и т.д. Некоторые из этих институтов в России еще не появились. Для их создания необходимы фундаментальные структурные реформы. Причем наличие этих институтов есть необходимое, но не достаточное условие. Соответствующие меры государства должны быть направлены на обеспечение действенности этих институтов, поскольку их формальное существование еще не означает, что они выполняют свою миссию [24]»

Восстановление доверия к этическим стандартам, а также


Предупреждение дальнейшей криминализации экономики, это те задачи, которые лежат на плечах государства.

Как отмечал М. Вебер, основой стабильного развития рынка является моральный климат. Государство, субъект, который создает базовые инфраструктуры, без которых бизнес работать не может (например, транспортную). Нравственное и духовное состояние общество является одной из таких структур. Она влияет на доверие и соблюдение договоров между участвующими сторонами, это является краеугольным камнем успешного бизнеса. [25]

Эксперты группы компаний «Имиджленд» заявляют: «В России сегодня главным стимулом к выполнению договора является страх репрессий со стороны государства или «крыши». В странах с развитой культурой предпринимательства в основе соблюдения договора лежит страх совершенно иного рода – перед Богом, общественным мнением».

Ведущую роль в построении такого фундамента, должно играть государство. Россия, как государство, корпорация особого типа, которая развивает не только производство, но и человеческий капитал, необходимый для его функционирования, а также занимается формированием социальной среды вышеуказанного капитала. Человеческий капитал являет собой потенциальный источник экономического развития. Социальные группы основного характера должны рассматриваться как равноценные, а системное подавление некоторых из них должно отвергаться, как не состоятельная и разрушительная идея. В качестве примера можно привести последствия «Шоковой Терапии»: выросла доля бедных, исходя из этого уровень жизни резко снижается, продолжительность ее уменьшается. Чтобы улучшить ситуацию, государству необходимо сформировать определенный спектр субсидированных социальных услуг, давно существующих на западе.[26]

2.2 Выбор возможной стратегии развития

После многочисленных преобразований в Российской экономике все-равно можно выявить признаки, присущие ресурсоемкому экстенсивному развитию. Сырьевые и добывающие отрасли по-прежнему играют ведущую роль при довольно несбалансированном блоке отраслей обрабатывающей промышленности и недостаточно развитом секторе услуг. В СССР жизнеспособность такой системы обеспечивалось огромными запасами сырья, но после распада страны советов, ресурсная база значительно уменьшилась. По расчетам института экономики РАН в России нет запасов хромовых и марганцевых руд. За последние тридцать лет, запасы природных ресурсов сократились почти в двое, отсутствует поисково-разведочная деятельность. Известно, что сильная ориентация на внешний сырьевой рынок делает экономику зависимой от колебаний мировой конъюнктуры.


Государству необходимо определиться с приоритетами в промышленной политике для различных отраслей производства. Выбор приоритетов здесь опирается на одну из трех основных стратегий развития.

  1. Стратегия использования природных ресурсов. Она широко используется нефтедобывающими странами и базируется на разработке и экспорте углеводородного сырья с привлечением инвестиций из-за рубежа. Используются полученные доходы для повышения благосостояния страны и развитие отраслей, которые ориентируются на внутренний рынок.
  2. Стратегия «преследования» (догоняющего развития). Данный комплекс мер предполагает создание производства конкурентоспособной продукции, ранее выпускаемых в развитых странах. Низкая стоимость ресурсов и дешевая рабочая сила позволяют успешно закрепиться на рынках за счет ценовой конкуренции. Следующим этапом будет производство более качественной и оригинальной продукции. По этому пути прошли страны юго-восточной Азии, в частности Япония и Южная Корея, Китай.
  3. Стратегия передовых рубежей. Она характерна для передовых стран- США и ведущие европейские государства, а также и для Японии. Сущностью стратегии является создание новых технологий и продуктов на основе достижений научно-технической революции. На этой базе формируется спрос и новые рынки.
  4. В чистом виде Россия не способна выбрать одну из предлагаемых выше стратегий. Это связано с достаточными различиями между экономическими секторами и группами производств. Использование стратегии передовых рубежей возможно в некоторых узконаправленных подотраслях, имеющих наукоемкий характер: Военно-промышленный комплекс, в частности построении авиаракетной техники, в сфере космического производства и в атомной промышленности. Для большинства отраслей производства в России подойдут основные принципы стратегии «догоняющего развития». Политика при этом, должна быть дифференцирована с учетом отраслевых особенностей, строится с учетом индивидуальных особенностей каждой отрасли.
  5. Для этого необходимо увеличить роль государства в решении экономических вопросов, в Т.Ч в установлении благоприятных макро-экономических условий, обеспечении устойчивого роста и развития.[27]

2.3 Россия и ВТО

Мы предполагаем, что большое влияние на корпоративный сектор оказало вступление России во всемирную Торговую Организацию. Это произошло 22 августа 2012 года, хотя попытки вступить в эту организацию продолжались с 1995 года.