Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) (наименование дисциплины (учебного курса)) на тему группа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тенденция к разделению субъектов правонарушений получила дальнейшее развитие с принятием Уголовного кодекса в 1845 году. Глава 5 раздела V "О несправедливости" была отделена там. Но даже в этом законодательном акте правосудие рассматривалось как самостоятельный объект уголовно-правовой охраны в узком смысле, то есть просто деятельность судьи по рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения. Таким образом, даже в Уложении 1845 года мы не находим нормы, которая могла бы послужить хотя бы прототипом для статьи 299 современного Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовное уложение 1903 года содержит главу VII "О противодействии правосудию". Содержащийся в нем перечень правил говорит о том, что понятие справедливости приобрело здесь более широкое содержание. Однако Уголовное уложение 1903 года не содержало норм, защищающих правосудие от "внутренних" нарушений.

В советский период развития уголовного права составы преступлений против правосудия не всегда разделялись. ни Уголовный кодекс Советской Социалистической Республики 1922 года, ни Уголовный кодекс Советской Социалистической Республики 1926 года не содержали главы, посвященной ответственности за такие преступления. Однако он не содержит критериев для наказания тех, кто намеренно наказывает невиновных. Такие действия, в зависимости от обстоятельств, классифицировались как злоупотребление властью или превышение полномочий.

Впервые такая норма появилась в Уголовном кодексе ССР 1960 года в главе "Преступления против порядка осуществления правосудия" (статья 176). Она предусматривает наказание следователя, оперуполномоченного или прокурора, умышленно привлекающего к уголовной ответственности невиновное лицо, в виде лишения свободы на срок до трех лет. ч. 2 ст. 176 УК ССР 1960 года устанавливает следующие условия: привлечение заведомо невиновного к ответственности по обвинению в особо опасном преступлении против государственной власти или ином тяжком преступлении; привлечение заведомо невиновного к ответственности за искусственно созданное доказательство для судебного преследования. Наказанием в этом случае является лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.

Согласно действующему российскому уголовному законодательству, статья 299 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое привлечение к уголовной ответственности невиновного лица. Соответствующее положение также включено в Модельный уголовный кодекс СНГ 1996 года (статья 327 "Криминализация заведомо невиновного лица"). Это положение полностью соответствует названию статьи.


Рассмотрим положения статьи 299 Уголовного кодекса Российской Федерации. Положение части 1 статьи относится к так называемым обычным и полностью совпадает с названием статьи 299 УК РФ "Привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновного лица". Следует отметить, что данное положение, с небольшими изменениями, по существу повторяет положения статьи 176 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года.

Это преступление (статья 299 Уголовного кодекса Российской Федерации) особенно связано со злоупотреблением властью (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации) или превышением полномочий (статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Аналогичный запрет в статье 299 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен в законодательстве ряда стран, входивших в состав СССР. К ним относятся такие правила, как следующие: "Преследование заведомо невиновного лица" (ст. 290 УК Азербайджанской Республики, ст. 344 УК Казахстана, ст. 290 УК Латвии, ст. 306 УК Молдовы, ст. 348 УК Таджикистана, ст. 372 УК Украины); "Преследование заведомо невиновного лица" (ст. 393 УК Беларуси); "Преследование заведомо невиновного лица" (ст. 230 УК Узбекистана).

Нормами, аналогичными § 299 Уголовного кодекса, являются: преследование невиновного и необоснованное преследование (§ 5, глава 15 Уголовного кодекса Швеции); необоснованное обвинение (§ 6, глава 15 Уголовного кодекса Швеции); преследование невиновного (§ 344 Уголовного кодекса Германии).

Наказанием по статье 299(1) Уголовного кодекса является лишение свободы на срок до пяти лет (за преступления средней тяжести).

Согласно статье 299 (2) Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовное преступление имеет место, когда невиновное лицо умышленно привлекается к уголовной ответственности за совершение тяжкого или особо тяжкого уголовного преступления. Законодатель определил термины "тяжкие преступления" и "особо тяжкие преступления" в частях 4 и 5 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации. Часть 2 статьи 299 Уголовного кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет (мисдиминор). Опасность этого преступления очевидна, так как оно может повлечь за собой серьезные последствия для жертвы - лишение свободы, длительное заключение, помещение в колонию с более суровым режимом и т.д.

Преступление, предусмотренное статьей 299 Уголовного кодекса Российской Федерации, представляет собой серьезное нарушение конституционных прав граждан и интересов правосудия и может причинить серьезный вред личности и имуществу потерпевшего.



Определение в отечественном уголовном праве более или менее простого запрета действий, классифицируемых по сегодняшним стандартам как преступления против правосудия, восходит к середине XVI века. Не существовало понятия предварительного следствия, и, следовательно, законодатели не были знакомы с понятием уголовного преследования. Все основные решения по делам принимались судебными чиновниками на стадии судебного разбирательства.

В этом отношении интересны некоторые положения Соборного уложения 1649 года. Она отличается, например, от статьи 2 Судебного кодекса 1550 года. В отличие, например, от статьи 2 Сдебника 1550 года, в которой говорится, что неправильные решения суда не наказуемы, статья 10 Соборного уложения 1649 года гласит, что "если боярин, окольничий, думный человек .., диак или человек, ставший судьей, обвиняет или осуждает кого-то в преступлении, которое не является хитростью, сразу же устанавливается, что он не был хитростью и поступил так из-за приказа императора", ответственность за деяние была установлена, хотя и не определена четко. Фактически, он сделал недобровольное обвинение и последующее осуждение уголовным преступлением.

Тенденция к обособлению преступлений против правосудия получила дальнейшее развитие с принятием Уголовного кодекса и Уголовного уложения в 1845 году. Глава 5, раздел 5 "О несправедливости" была создана как отдельная глава. Однако и в этом законодательстве правосудие как самостоятельный охраняемый объект Уголовного кодекса рассматривалось исключительно в узком смысле, то есть как деятельность судов по рассмотрению дел и вынесению по ним решений. Таким образом, даже в Кодексе 1845 года мы не находим никаких правил, по крайней мере, тех, что есть в современном оригинале.


Глава 2 Элементы состава привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности




2.1 Объект и объективная сторона привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности



Преступление в виде умышленного привлечения невиновного лица к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ) серьезно затрагивает права и законные интересы граждан и является грубым нарушением конституционного принципа справедливости.

Объектом преступления является порядок возложения уголовной ответственности на виновного, предусмотренный Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами.


Общественная опасность рассматриваемого преступления определяется тем, что оно грубо нарушает конституционные права граждан в сфере правосудия и создает у них чувство правовой незащищенности. Это определяет существование другого объекта, а именно законных прав и интересов граждан.

В литературе встречаются и другие определения непосредственного объекта преступления. Например, такое поведение нарушает общественные отношения, обеспечивающие защиту человека от незаконного обвинения, ограничивает его права и свободы, что является одним из социально-правовых назначений уголовного судопроизводства. В то же время, сама природа предмета исключает необходимость предоставления какого-либо дополнительного предмета.

Некоторые авторы считают, что лицо, сознательно совершающее преступление в связи со ст. 299 УК РФ, не совершив приписываемого ему преступного деяния, должно рассматриваться как лицо, подлежащее уголовной ответственности. Это, в свою очередь, может означать следующее

- Никакого преступного деяния совершено не было.

- Поведение жертвы не образует состава преступления.

- Жертва обвиняется в совершении преступления против другого лица.

Лицо, заведомо не совершающее преступления, - это физическое лицо, которое не совершало предполагаемого преступления, как это внутренне установлено прокурором, следователем или лицом, проводящим расследование. Лицо также считается невиновным, если факты вменяемого ему преступления не доказаны, или если его поведение не является преступлением, или если нет достаточных доказательств его участия в преступлении.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 299, включает вменение уголовной ответственности заведомо невиновному лицу, что применительно к факту данного преступления выражается в принятии обвинительного решения и предъявлении его лицу, фактически не совершавшему данного преступления.

Следует отметить, что такое понимание термина "наступление уголовной ответственности" является явным отклонением от позиции, сложившейся в уголовно-процессуальной доктрине, согласно которой наступление уголовной ответственности начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора. Однако именно такой вывод следует сделать из анализа и толкования положений статьи 299 УК РФ и некоторых других норм главы 31 УК РФ.

Следует отметить, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 47 УК РФ.1 Статья 225 УПК РФ лицо может быть признано виновным в качестве обвиняемого на основании обвинительного заключения, составленного по окончании расследования, в связи с чем, действие по составлению такого заключения и предъявлению его заведомо невиновному лицу также образует объективную сторону состава преступления, предусмотренного статьей 299 УК РФ.


Вопрос о моменте окончания правонарушения в специальной литературе трактуется по-разному. Например, некоторые авторы считают его завершенным с момента вынесения решения о предании обвиняемого суду. По мнению Н.И. Пикурова, преступление может быть окончено и до предъявления обвинения, если после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого объявлен розыск обвиняемого, место жительства которого неизвестно, или если в отношении лица произведены иные процессуальные действия принудительного характера. Другие авторы не согласны с этим, указывая, что в качестве обвиняемого может быть привлечено только лицо, которому известно о предъявленном обвинении.

Само по себе вынесение обоснованно незаконного решения о преследовании лица, заведомо невиновного, может рассматриваться только как подготовительный акт для присвоения лицу уголовной ответственности за его действия. Ни последующее прекращение уголовного дела, ни оправдательный приговор суда не могут исключить уголовную ответственность.

Согласно статье 171 УПК РФ, обвинение может быть предъявлено только при наличии достаточных данных для обвинения лица в совершении преступления. Обвинение не может быть основано только на домыслах лица, проводящего допрос или расследование, а должно быть основано на конкретных фактах, установленных в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом.

Невиновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, если имеет место нарушение процессуального законодательства в виде

- Следователь или допрашивающий использует законно полученные уличающие доказательства в поддержку обвинения, игнорируя другие оправдывающие доказательства или источники доказательств.

- Доказательства фальсифицированы. Возможна также комбинация этих сценариев.

Объективная сторона данного преступления рассматривается как исключительный акт превышения должностных полномочий следователем или лицом, производящим предварительное расследование, в связи с чем лицо подлежит уголовной ответственности.

- Он наказан за преступление, которого не совершал.

- Преступления, кроме

- Совокупность правонарушений, одно или несколько из которых лицо не совершало.

Преступление, предусмотренное ст. 299 УК РФ, может быть выражено в привлечении лица к уголовной ответственности за деяние более тяжкое, чем то, которое оно фактически совершило (в качестве примера можно привести лицо, разгласившее сведения, составляющие государственную тайну, т.е. деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 283 УК РФ, и обвиненное в государственной измене за разглашение государственной тайны, т.е. по ст. 275 УК РФ.