ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Информационных технологий
Направление подготовки/ специальность | | 09.04.03 Прикладная информатика | | Кафедра | | ИМиИКТ им. В.В. Дика |
| | (шифр и наименование) | | | | (аббревиатура) |
ЭССЕ
На тему: «Методология науки в информационном обществе»
Обучающийся | | Нестеров Айсен Сидорович | | |
| | (ФИО полностью) | | (подпись) |
МОСКВА 2023 г.
Содержание
Введение 4
1. Понятие информационного общества. 5
2. Информационные методы в науке. 9
3. Проблема автоматизации научных исследований 12
4. Роль науки в жизни информационного общества 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Введение
В последние годы в связи со стремительным развитием вычислительной техники в науке появились новые области знаний, новые методы научных исследований. В наше время почти невозможно представить научную деятельность без вычислительной техники. Имеет место также обратное влияние. Развитие науки, в частности увеличение областей знаний, не востребованных техникой, привело к ряду новых открытий, и, как следствие, этого ещё более масштабному развитию техники. В данном реферате будет предпринята попытка анализа положения науки в информационном обществе. Будут рассмотрены методы научных исследований показывающих, насколько тесно интегрирована наука в информационное общество.
Актуальность проблемы очевидна. Множество литературы было написано по поводу того, как наука определяла общественное развитие в предыдущие исторические периоды. Многие футурологи и историки, социологи уже изложили своё видение поставленной проблемы. Этот реферат предполагает некоторое обзор и обобщение этих положений, а также формулировку точки зрения автора.
В реферате использованы статьи философов[1,6], специалистов в области инфодинамики[3], соционики[4], футурологии[5]. Также приводятся точки зрения специалистов, которые заняты созданием информационной базы постиндустриального общества – программистов[7], специалистов в области математического и имитационного моделирования[2].
Работа построена следующим образом: в первой главе рассматривается понятие информационного общества, каким образом оно сформировалось, и как развивалось. Во второй главе рассматриваются научные методы, основанные на передаче и обработки информации. В третьей главе рассматривается вопрос: почему нельзя полностью автоматизировать научные исследования и передать эту функцию устройствам по обработке информации, т.е. проблемы создания искусственного интеллекта.
1. Понятие информационного общества.
Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к ХУ-ХУП столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира, особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации.
Информационное общество выросло из индустриального, вобрав в себя его характерные черты. Индустриальное общество - этап развития техногенной цивилизации. Это общество основано на развитии крупного машинного производства, постоянном возрастании объема этого производства, его экстенсивном развитии, покорении природных богатств, проникнуто идеями роста и прогресса. & соответствии с этим формируется потребление, рынок, социальная организация, культура и наука. По мере выявления пределов экстенсивного развития производства возникает необходимость перехода к новому экономико-социальному устройству, новому отношению к знаниям и природе, чем и обуславливается переход к следующему этапу техногенной цивилизации. Этот переходный период характеризуется неимоверно возросшей скоростью перемен, их радикализмом и глобальным характером, смешанным характером технологий, экономики, социально-политических устройств и чередой усиливающих друг друга кризисов во всех сферах общества. В результате всего этого зарождающиеся уклады информационного общества на первых этапах своего становления развиваются на фоне укладов индустриального общества.
Термином “постиндустриальное общество” (информационное) обозначают общество, в котором экономика в значительной степени сориентирована на сектор услуг, профессиональные и технические слои общества начинают доминировать, теодветическое знание является центральным, интеллектуальная деятельность, направленная на построение моделей, анализ систем, получает высокое развитие и способна к самоподдерживающему росту.
Информационное общество - это общество, в котором социально-экономическое развитие зависят прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. «Мы вступаем в XXI век, - пишет Н.Н. Моисеев, - цивилизация которого будет пронизана электроникой подобно тому, как организм животного пронизан нервными волокнами...
Представляет интерес работа Д.Белла «Третья технологическая революция и ее возможные социально - экономические последствия», которой автор определяет основные инновационные технологически процессы, лежащие в основе перехода к информационному обществу:
- переход от механических, электрических и электромеханических систем к электронным, в результате чего произошло редуцирование конструктивных элементов и рост скорости передачи информации;
- миниатюризация, т.е. значительное изменение величины конструктивных элементов, проводящих электричество или преобразующих электрические импульсы (транзисторы, чипы и т.д.);
- дигитализация, т.е. дискретная передача информации посредством цифровых кодов;
- программное обеспечение, позволяющее одновременно решать различные задачи без знания какого-либо языка на персональном компьютере.
Процесс информатизации общества ныне приобрел глобальный характер и является стержнем научно-технического и социально-экономического развития. Процесс информатизации особенно характерен для передовых в техническом отношении стран, где он оказывает огромное воздействие на их жизнь.
Во второй половине 60-х гг. люди осознали рост информации по экспоненциальной кривой, получивший название "информационного взрыва". Это особенно характерно для все убыстряющегося роста научных знаний. Если с начала нашей эры для удвоения научных знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации и эти полвека в 8-10 раз. К концу XX века объем знаний в мире возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз. Резкий рост объема информации сопровождается усилением требований в ее качеству (своевременности, полноте, достоверности, необходимости Оценки различных вариантов решений). Для обработки огромного массива информации стали необходимы специальные средства обработки этой информации. Существующие информационные средства со временем стали не справляться с обработкой и выдачей огромного потока информации, что привело к негативным явлениям, в частности, к росту объема неопубликованной и неиспользуемой информации, затруднению межъязыкового обмена. Возник «информационный тромбоз» - лавинообразный рост объема информации стал сопровождаться «информационным голодом», который был вызван физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из общего информационного потока. В 1973 году в ФРГ вышел свод международных прогнозов под названием «Мир в 2000 году». В этом своде отмечалось: «Невиданный рост объема знаний все более и более затрудняет прямое участие человека в производстве информации и улучшении необходимых ему данных при допустимых (оптимальных) вариантах времени и затратах финансовых средств. Следует констатировать, что современные информационные системы просто не справляются с потоком информации, а их мощностей явно не достаточно. Последствия такого положения сказываются незамедлительно: большая часть поступает к потребителю со значительным опозданием; постоянно увеличивается объем неиспользованной информации. В некоторых отраслях уже ощущается нехватка необходимых данных, что чревато серьёзными последствиями. Лавинообразный поток информации требует Принятия безотлагательных мер по реорганизации существующей информационной системы» (Байнхауэр X., Шмакке Э. Мир в 2000 году. М., 1973, с. 47). Возникла настоятельная потребность не только в новых технических информационных системах, но и в разработке новых методов обработки. накопления и распространения информации. Все это дало мощный толчок развитию информатики, информационной техники (в частности, появлению микропроцессоров, персональных компьютеров и др.) и программного обеспечения.
В конце XX века социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потребности людей и информация превратилась в массовый продукт. Возникает информационный рынок, платным товаром в котором выступает информация. Информационные преимущества становятся важной социальной силой, обладающие информацией обладают властью. В условиях ускоряющегося динамизма общественных изменений резко возрастает потребность в информации о происходящих изменениях для обеспечения своевременной реакции на них. Происходит сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей.
Грядущее общество стали называть информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Некоторые общественные организации считаю, что этот термин характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, есть необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко к быстро распространяется по требованию людей в привычной для них форме и по стоимости эта информация доступна каждому.
Важно подчеркнуть, что нельзя информатизацию общества сводить чисто к технико-технологическим проблемам. Информатизация общества представляет собой многогранный процесс, в котором технико-технологические, социальные, экономико-политические и культурные составляющие находятся в органическом единстве, качественно преобразуя буквально все сферы общественной и личной жизни. Становление информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но главным образом в сфере социально-экономических отношений и в культуре, духовной жизни и быту. Поэтому информатизацию общества следует представлять в виде процесса овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогрессивного развития общества.
В процессе информатизации общества выделяют этапы по области используемых в информатизации научных знаний:
1) Электронизация - совокупность чисто технических процессов, связанных с внедрением полупроводников. На этапе компьютеризации происходит распространение новейших коммуникационных технических средств, формируется техническая база информатизации. Этап собственно информатизации является по своей сущности социотехническим и социокультурным процессом производства и использования информации, в интересах человека и общества в целом.
2) Интелектуализация - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышение интеллектуального потенциала общества, включая использование искусственного интеллекта. Информатизацию общества следует трактовать как качественное совершенствование с помощью современных информационно-технических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть органически связана с процессами социальной интеллектуализации, что способствует существенному повышению творческого потенциала личности и ее информационной среды.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных составляющих: медиатизацию (от лат. Меdiаtus - выступающий посредником) - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации; компьютеризацию процесс совершенствования средств поиска и обработки информации.
Информационное общество качественно отлично от предшествующих, поскольку здесь главным фактором выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи которых занято большинство членов общества. Д.С. Робертсон пишет, что «цивилизация - это информация, Она определяет экономику, технологию, искусство, философию и т.д. Информационные ресурсы ограничивают цивилизацию больше, чем физические» (Робертсон Д.С. Информационная революция. Нью-Йорк. 1990, с. 18).
Информационное общество полностью не заменит информационное, подобно тому как индустриальное общество не вытеснело сельское хозяйство, а надстроинся над ним, выполняя роль стимула его развития. Как вещество, энергия и информация в своей взаимосвязи присущи материи, так информационная деятельность связана с деятельностью по переработке вещества и энергии. Эта связь проявляется уже в том, что само создание информационной техники и ее функционирование опирается на материально-энергетическую деятельность.
Ныне трудно с достаточной степенью точности охарактеризовать все черты будущего информационного общества, хотя бы уже потому, что каждая из них выявляется в различной степени. Они выступают более или менее явственно, другие просвечивают как тенденции, трети можно уловить сквозь временной туман интуитивно. Неслучайно различные исследователи выделяют те или иные их существенные характеристики. Важным является и то, что становление информационного общества в различных регионах проходит и будет проходить по-разному, само это общество будет плюралистичным, многообразным в разных странах, что важно для процесса «естественного отбора», совершенствования в глобальном масштабе. И все же, анализируя движение общества то пути информатизации и видимые перспективны этого движения, можно в первом приближении выделить следующие основные черты будущего информационного общества: