Файл: Методология науки в информационном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Роль науки в жизни информационного общества



НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

По мнению некоторых учёных и футурологов, деятельность науки направлена на открытие новых источников энергии, без которых невозможно развитие цивилизации. Футуролог С. Лем. анализирует взаимоотношения науки и информационного общества. Его точка зрения немного нетрадиционна. Вот в чём она заключается.

Переход от одних, исчерпывающихся источников энергии к новым - от силы воды, ветра и мускулов к углю, нефти, а от них в свою очередь к атомной энергии - требует предварительного получения соответствующей информации. Только тогда, когда количество этой информации перейдет через некоторую "критическую точку", новая технология, созданная на ее основе, открывает нам новые запасы энергии и новые области деятельности.

Если бы, допустим, запасы угля и нефти были исчерпаны к концу XIX века, весьма сомнительно, добрались ли бы мы в середине нашего столетия до технологии атома, если учесть, что ее осуществление требовало огромных мощностей, приведенных в действие сначала в лабораторном, а потом и в промышленном масштабе. И даже сейчас человечество еще не вполне подготовлено к полному переходу на атомную энергию. Собственно говоря, промышленное использование "тяжелой" атомной энергии (источником которой являются расщепления тяжелых атомных ядер) при нынешнем темпе роста поглощаемых мощностей привело бы к "сжиганию" всех запасов урана и близких к нему элементов в течение одного-двух столетий. А использование энергии ядерного синтеза (превращение водорода в гелий) еще не реализовано.

Трудности оказались значительнее, чем поначалу можно было предвидеть. Из сказанного следует, во-первых, что цивилизация должна располагать значительными энергетическими резервами, чтобы иметь время для получения информации, которая откроет ей врата новой энергии, и, во-вторых, что цивилизация должна признать необходимость добывания такого рода информации задачей, главенствующей над всеми другими задачами. В противном случае она рискует исчерпать все доступные ей запасы энергии, прежде чем научится эксплуатировать новые. При этом опыт прошлого показывает, что энергетические расходы на получение новой информации растут по мере перехода от предыдущих источников энергии к последующим. Создание технологии угля и нефти было энергетически намного "дешевле", чем создание атомной технологии.


Таким образом, ключом ко всем источникам энергии, как и вообще ко всем запасам знания, является информация. Стремительный рост количества ученых со времен промышленной революции вызван явлением, которое хорошо известно кибернетикам. Количество информации, которое можно передать по определенному каналу связи, ограничено. Наука представляет собой такой канал - канал, соединяющий цивилизацию с окружающим миром (и с ее собственным, потому что наука исследует не только материальное окружение, но также и само общество и человека). Экспоненциальный рост числа ученых означает непрерывное возрастание пропускной способности этого канала. Это возрастание стало необходимым потому, что количество информации, которую требуется передавать, растет экспоненциально. Возрастание числа ученых увеличивало и количество добываемой информации; необходимо было "расширить" информационный канал путем "параллельного подключения" новых каналов, то есть посредством подготовки новых ученых, а это в свою очередь вызывало дальнейший рост информации, требующей передачи, и т.д.(процесс с положительной обратной связью)

Существует мнение, что развитие науки не является прямым следствием информатизации, понимаемой как лавинообразное накопление информации. Эту точку зрения можно встретить у нескольких авторов [4,6]. Вот в чём она заключается.

Прогресс интеллектуальный, прогресс знаний? - Нельзя его отрицать, он видим невооруженным глазом. И все же Сократ и Платон не дальше от истины, чем Кант и Бергсон. Каждому свое, и дух дышит, где хочет. Перспективы знания безграничны, его предмет неисчерпаем. Оно - как морская вода, которой не утолить жажды. Копится масса различных сведений о мире явлений и его законах, но о том, что единое на потребу, о смысле вещей и бытия, знание наше не растет и не становится достоверней, и не изживаются его роковые антиномии. Прочнее сознается разве лишь его относительность, впрочем, давно уже сознанная: я знаю, что я ничего не знаю. И если пухнет сумма частных знаний, то из этого еще не следует, что совершенствуется сам разум человеческий, несовершенный в своих истоках, в своей природе.

Заключение



В данном эссе рассмотрены разные точки зрения. Информационное общество это - то общество, которое получилось из индустриального путём надстройки, т.е. добавления новых свойств посредством процессов информатизации, глобализации. Информационные технологии инкапсулируют методы, используемые для научных исследований. Но информационная база на текущем этапе развития не может решить проблему полной автоматизации научных исследований.



В заключение можно сказать, что наука и информационное общество взаимосвязаны настолько, что их можно сравнить с двумя динамическими системами, рассматриваемыми в синергетике, как открытые подсистемы, взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга. Информационное общество как “питательная среда” для науки. Именно здесь есть все перспективы для её экспоненциального роста. Благодаря науке существует и развивается информационное общество.

Список используемой литературы



1. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону: ДГТУ. 1999. 247 с.

2. Wolfram Stephen. Computer Software in Science and Mathematics. Scientific American, Inc. 1984.

3. Лийв Э.Х. Инфодинамика. Обобщённая энтропия и негэнтропия. - Таллинн, 1998. - 200 с. библ. 131 ед.

4. Гуленко В.В. Концепция соционики. Киев: Наукова Думка, 1992.

5. Stanislaw Lem. Summa technologiae. Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1967.

6. Устрялов Н. Проблема прогресса. Харбин: Харбинский Юридический Факультет, 1931.

7. Билл Гейтс. Дорога в будущее. Рэдмонд: www.roadahead.com, 1998.