Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших источников пополнения бюджета любого государства являются налоги и именно они влияют на развитие экономических отношений, а налоговая система представляет собой один из важнейших и значимых регуляторов экономических отношений.

В свою очередь, от формирования бюджета зависит развитие общества в целом и то, насколько комфортно себя будет чувствовать каждый член данного общества. При этом во всем мире в настоящее время наблюдается стремление к упрощению налоговой системы. Данная тенденция весьма очевидна, поскольку это облегчит работу, как самих налоговых органов, так и юридических и физических лиц.

Эффективное функционирование экономики страны зависит от того, насколько правильно построена налоговая система. В условиях рыночных отношений система налогообложения является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они представляют собой основную статью бюджетных доходов государства. Взимаемые в виде налогов средства составляют главную экономическую силу государства. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования экономических отношений. Они также являются объективной необходимостью, обусловленных потребностей поступательного развития общества. Государство формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве.

В условиях рыночных отношениях налоговая система является одним из главных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризует уровень ее государственного и экономического развития. Поэтому проблемам налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Целью данной работы - рассмотреть особенности налоговой системы России, ее сущность, проблемы и перспективы развития.


Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретическую основу налоговой системы;

- изучить структуру и роль налоговой системы в Российской Федерации;

- рассмотреть законодательную базу налоговой системы в Российской Федерации;

- изучить проблемы налоговой системы в РФ и найти способы их решения.

Работа выполнена с учетом современного российского законодательства, а именно Налогового кодекса РФ и Конституции РФ.

Объектом исследования выступает налоговая система государства.

Предмет исследования - проблемы налоговой системы в Российской Федерации и способы их решения.

Глава 1 Налоговая система как инструмент регулирования социально- экономических процессов

1.1 Сущность, функции и роль налоговой системы

До настоящего времени отсутствует единая характеристика одного из основных институциональных понятий налогообложения – понятия налоговая система.

Обобщая мнения различных авторов, в рамках настоящего дипломного исследования под налоговой системой будем понимать предназначенную для обеспечения поступлений законно установленных, экономически обоснованных налогов совокупность элементов, основными из которых являются плательщики налогов, налоговые агенты и налоговые органы с соответствующими законодательству взаимосвязями и властными полномочиями.[1]

Основными задачами налоговой системы являются:

обеспечение государства финансовыми ресурсами;

регулирование экономики;

решение социальных задач.

Функции налоговой системы – это устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налоговой системы.

В современной научной экономической литературе нет единой трактовки функций налоговой системы. Финансово – кредитный энциклопедический словарь под редакцией Грязновой А. Г.[2] выделяет три основные функции (фискальную, регулирующую и контролирующую) и две подфункции (стимулирующую и воспроизводственную)


Из самой природы налоговой системы вытекает фискальная функция, то есть предоставление государству тех финансовых ресурсов, которые необходимы для обеспечения его деятельности. У физических и юридических лиц изымается часть их дохода, которая идет на образование центрального денежного фонда, подержание государственного аппарата, оборону страны, а также на ту часть непроизводственной сферы, которая не имеет собственного дохода или имеет его в недостаточном объеме для обеспечения дальнейшего развития (наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).

Чем выше уровень развития общества, тем больше средств государству необходимо для проведения экономической и социальной политики, а также на содержание управленческого аппарата.

Регулирующая функция заключается в том, что благодаря возможности государства взимать и распределять налоги, происходит регулирование деловой активности и решение различных социальных задач, также налоги используются для сглаживания экономического цикла.

Контрольная функция позволяет оценить эффективность механизма налогообложения, выявить необходимость внесения доработок и изменений в налоговую систему, а также обеспечить контроль над движением финансовых ресурсов.

Марьянова С.А.,[3] помимо перечисленных выше, выделяет распределительную функцию. Данная функция заключается в том, что с помощью налогов происходит перераспределение средств на экономические и социальные нужды

И. Горский [4]исходит из того, что у налогов есть лишь одна функция – фискальная, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога.

Рассмотрим роль налоговой системы.

Любое государство для выполнения своих прямых обязательств, таких как поддержка социально-экономических программ, максимальная обороноспособность и так далее, необходимо иметь хорошее финансовое состояние всей экономики. Издревле (Древняя Греция) основным источником для государства всегда были налоговые поступления от народа.

Налоговая система, которая максимально оптимально отвечает всем внутренним и внешним факторам, которые могут как негативно, так и положительно воздействовать на нее всегда будет приносить большую выгоду.

Такая система должна отвечать одновременно интересам государства и предпринимательской деятельности, именно это будет золотой середины, которая устраивает всех. Налоговое бремя всегда была тема, которая вызвала споры, что лишь придает ей важность в качестве измерителя налоговой системы. Государственные услуги формируют особый «рынок».


Оценку стоимости общественных благ и их реализацию возможно осуществить путём государственных расходов. В основе формирования комплексной меры стоимости совокупных государственных услуг лежат обязательные налоговые начисления. «Ценообразованию» государственных услуг присуща монополия со стороны, непосредственно, государства.

Законодательством установлена обязанность налогоплательщиков по полной и своевременной, исходя из установленных сроков, уплате налоговых платежей в бюджет государства и в государственные внебюджетные фонды.

Данная обязанность должна выполняться ими, несмотря на не согласие в отношении условий (величина, размер, ставка и другие) уплаты налогов, а также, если налогоплательщики не обладают необходимыми средствами для осуществления налоговых платежей и, тем самым, реализации обязательств перед государственной казной. Высокое налоговое бремя вынуждает налогоплательщиков нашей страны уходить в теневую экономику, что позволяет им экономить и сохранять свою стабильность на рынке.[5]

Государство в свою очередь, чтоб сокращать бюджетные расходу будет увеличивать объем налогов или вводить дополнительные налоги. Все это ведет замкнутому кругу, который до добра не приведет экономику РФ. Следовательно, государство заинтересовано в рациональном подходе налоговой политики, которое позволит в полном объеме получать налоговые поступления в бюджет и внебюджетные государственные фонды. Как и в любом обществе, которое считается демократическим, происходит столкновение интересов, где каждая сторона пытается получить свою выгоду. Именно такие процессы позволяет найти компромисс, который выражается в равновесие налогового бремени – это равновесная доля налогов, в которой устанавливается налоговая ставка позволяющая выполнять свои прямые обязанности государства в соотношение спроса общественных услуг государства и предложения поступления источников денежных доходов от налогоплательщиков.

С давних времен налоги являлись главным источником дохода для государства, поэтому экономическая политика строится в-первую очередь вокруг налогов и потом лишь за счет других инструментов. Субъекты Российской Федерации всегда испытывали нехватку денежных средств, поэтому региональные налоги и эффективность сборов являются главным источником пополнением местной казны.

Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития. Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.[6]


Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами. Экономический рост и наращивание темпов производства в регионах является неотъемлемым источником удовлетворения различных потребностей граждан, а приоритеты региональной экономической политики определяют масштабы производимых материальных благ, предпринимательскую активность, инновационный потенциал, инвестиционную привлекательность, рост занятости, качество жизни населения, а также возможность повышения темпов социального развития в регионе. Налоговая политика, реализуемая в субъектах Российской Федерации, позволяет создавать условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика государства, уровень инфляции, стабильность законодательства о налогах и сборах и другие.

В настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов. Региональная налоговая политика, проводимая государством, и являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, не всегда учитывает различия в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала регионов.[7]

В связи с этим приоритетным направлением налоговой политики территории является формирование устойчивого налогового потенциала для различных по экономическому и политическому статусу регионов, формирование собственной налоговой политики.

Прежде всего, это деятельность органов власти региона по созданию условий для активизации предпринимательской деятельности, формированию активных субъектов развития региона, расширению источников налоговых поступлений, стимулированию инновационно-инвестиционной активности. Также это снижение расходов на администрирование налогов и сборов, улучшение качества социальной функции налогов; обеспечение сбалансированности собственных доходов и расходов, не нарушая при этом единства экономического пространства и единства бюджетной и налоговой системы Российской Федерации.