Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чрезвычайно важно, чтобы налоговое стимулирование осуществлялось в четко установленных рамках, чтобы, с одной стороны, в целях развития той или иной отрасли был в полной мере задействован регулирующий потенциал налогов, а с другой стороны, преференции, предоставляемые этим отраслям не были чрезмерными. Налоговое стимулирование должно соответствовать четко определенным и установленным требованиям.

В современных условиях не только субъекты предпринимательской деятельности, но и регионы Российской Федерации находятся в достаточно высоко конкурентной среде, которая проявляется в борьбе за инвестиции, информационные, транспортные и туристические потоки, экологические, экономические, социальные и культурные проекты, за специалистов, способных эффективно управлять процессами конкурентного взаимодействия.

В этих условиях значительно возрастает роль удачного позиционирования, позволяющего региону привлекать и наращивать ресурсы для своего развития. Территории с конкурентоспособной налоговой системой (с более выгодными условиями налогообложения и налогового администрирования), имеют более высокий налоговый потенциал, чем отстающие регионы с непривлекательной, неконкурентоспособной налоговой системой.

Основной целью развития налоговой конкуренции является создание условий для повышения предпринимательской активности в регионе, налогового стимулирования инвестиций в экономику за счет увеличения налоговых полномочий региональных и местных органов власти в части установления налогов и сборов. Все эти мероприятия позволят создать новые источники налоговых поступлений в бюджеты соответствующих территорий. Налоговая конкуренция регионов имеет ограниченное применение, которая обуславливается жесткой централизаций налоговой политики и низкой эффективностью ее региональной составляющей, незначительными налоговыми полномочиями регионов, недостаточно высокой налоговой культурой общества.[8]

Основные функции налоговой конкуренции, воздействующие на социально-экономическую систему регионов являются: выявление конкурентных преимуществ региона, которая характеризуется величиной налоговой нагрузки, льготным налогообложением, инвестиционным налоговым кредитованием; регулирование перемещение капитала и трудовых ресурсов в регионы с более низким уровнем налоговых обязательств; достижение оптимального соотношения уровня производства и предоставления, общественных благ и налоговой нагрузки в регионе.


Налоговая конкуренция, является положительным фактором для экономического роста региона, эффективного распределения общественных благ также для стимулирования развития налогового потенциала региона.

Налоговый потенциал необходимо рассматривать как основной элемент налоговой политики региона, поскольку данный показатель имеет большое значение для региональных органов власти, так как его размер определяет величину доходов регионального бюджета, и, следовательно, возможности осуществления в полном объеме региональными органами власти своих функций. На основе анализа величины налогового потенциала, его фактического использования повышается обоснованность принимаемых управленческих решений в сфере налогообложения. Эффективная реализация и рост налогового потенциала субъектов Российской Федерации необходимо считать условием динамичного развития экономики страны, в свою очередь, обеспечение последовательного развития налогового потенциала регионов России будет способствовать росту их финансов

Налоговая система, которая максимально оптимально отвечает всем внутренним и внешним факторам, которые могут как негативно, так и положительно воздействовать на нее всегда будет приносить большую выгоду. Такая система должна отвечать одновременно интересам государства и предпринимательской деятельности, именно это будет золотой середины, которая устраивает всех. Налоговое бремя всегда была тема, которая вызвала споры, что лишь придает ей важность в качестве измерителя налоговой системы.

Государство заинтересовано в рациональном подходе налоговой политики, которое позволит в полном объеме получать налоговые поступления в бюджет и внебюджетные государственные фонды. Как и в любом обществе, которое считается демократическим, происходит столкновение интересов, где каждая сторона пытается получить свою выгоду. Именно такие процессы позволяет найти компромисс, который выражается в равновесие налогового бремени – это равновесная доля налогов, в которой устанавливается налоговая ставка позволяющая выполнять свои прямые обязанности государства в соотношение спроса общественных услуг государства и предложения поступления источников денежных доходов от налогоплательщиков.

Налоговая политика позволяет создавать условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. Цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическая ситуация в стране, денежно-кредитная политика государства, уровень инфляции, стабильность законодательства о налогах и сборах и другие.


Приоритетным направлением налоговой политики России является формирование устойчивого налогового потенциала для различных по экономическому и политическому статусу регионов, формирование собственной налоговой политики.

В конечном итоге, роль налоговой политики заключается в достижении экономического роста страны.

1.2 Принципы построения налоговой системы

Создание эффективной и стабильной налоговой системы, способной обеспечить бюджетную устойчивость и финансовую независимость бюджетов всех уровней бюджетной системы является приоритетным направлением современной налоговой политики РФ.

В теории и практике налогообложения определение понятия «налоговая система» не является однозначным.[9]

Оно базируется на определении налоговой системы как совокупности и единства трех элементов – совокупности налогов и сборов, взимаемых государством; прав и обязанностей налоговых администраций; совокупности контролирующих органов.

Управление налоговой системой можно трактовать в широком и узком смысле.

В широком понимании понятие «налоговая система» включает в себя три основных взаимосвязанных элемента: нормативно – правовые акты в сфере налогообложения, организационная деятельность, направленная на реализацию механизма налогообложения и функционирование налоговых органов, налоговый контроль и меры ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Такая трактовка управления налоговой системой позволяет обеспечить сохранность налоговой системы и возможность и непрерывность ее развития как единого целого (стратегия управления). В узком понимании управление налоговой системой можно рассматривать как организацию деятельности налоговых органов.

В рассмотренной позиции управление налоговой системой входит и в понятие налоговое администрирование, но лишь как его часть. Под налоговой системой понимается совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин

В других платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля налогов. Положения, являющиеся основой построения, развития налоговой системы и управления ею, являются организационными.

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:[10]


Принцип единства налоговой системы. Согласно Конституции РФ, не допускается как установление налогов, которые ограничивают свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах страны;

Принцип подвижности или эластичности. Данный принцип предполагает, что современная налоговая системы должна иметь возможность оперативно изменяться в сторону увеличения или уменьшения налогового бремени.

Принцип стабильности означает, что налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до очередной налоговой реформы.

Принцип множественности налогов предполагает, что налоговая система должна включать в себя дифференцированные налоги и объекты налогообложения для возможности проведения гибкой и эффективной государственной налоговой политики.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Данный принцип налагает ограничения на введение дополнительных налоговых платежей регионами и органами местного самоуправления, а также запрещает налоговые ставки. Политика РФ, направленная на унификацию налоговых изъятий, предопределяется единым экономическим пространством страны.

Систему налогов и сборов, взимаемых в государственный бюджет, а также общие принципы налогообложения закреплены в Налоговом кодексе РФ:

определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;

определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

определяет формы и методы налогового контроля;

устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Любая современная налоговая система должна отвечать принципу эффективности, а структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Эффективность налогообложения означает, что налоги и сборы не должны влиять на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальными.


Считается, что налоговая система России, скопированная в основном с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Кризисные явления в экономике России и постепенное их преодоление принципиально изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения.

Реализация регулирующей функции налогов становится одной из первостепенных задач, которая направлена на использование механизма налогообложения а качестве регулятора экономических процессов. Как отмечают некоторые отечественные ученые, среди функций налогов в налоговой системе РФ преобладать должна регулирующая функция, так при построении научно обоснованной государственной стратегии развития страны необходимо учитывать важность усиления стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции. Одной из основных проблем налоговой системы можно считать то, что Налоговый кодекс РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения, что значительно усложняет процедуру налогового администрирования.

Совершенно справедливыми являются нарекания по поводу подвижности налогового законодательства со стороны бизнес –структур. Однако нельзя отрицать то факт, что без них нельзя обойтись. Необходимо совершенствовать процедуры администрирования налогов и сборов. Повышение качества налогового администрирования в России связано поэтапным решением задач, направленных развитие организационной структуры налоговых служб, укрепление их материально – технической базы, внедрение новых технологий в контрольную работу налоговых органов, совершенствование механизмов взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, поднятие на принципиально новый уровень прогнозно – аналитической работы. В итоге, система налогового администрирования должна быть направлена на реализацию общественных функций государства и повышение деловой активности граждан, предприятий, муниципалитетов, регионов.[11]

Современная налоговая система РФ должна быть сформирована так, чтобы все функции и обязанности государства были обоснованы и представлены в виде целостной системы и регламентированы Налоговым кодексом РФ. Обязанности и права граждан и организаций должны иметь целостную систему и в обязательном порядке регламентированы.[12]