Файл: Презентация подготовлена Филатовой Натальей Анатольевной, кандидатом педагогических наук.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «СШ №33»

«Формирование

естественнонаучной грамотности

у младших школьников в условиях реализации национального проекта «Образование»

Презентация подготовлена

Филатовой Натальей Анатольевной,

кандидатом педагогических наук,

учителем высшей квалификационной категории

Актуальность На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ). Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучная грамотность – способность: использовать естественнонаучные знания, •выявлять проблемы, •делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Компоненты ЕНГ: - общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, - естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.


Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника

Готовность осваивать и использовать знания о природе.

Осознание ценности и научных знаний о природе.

Овладение методами познания природных явлений.

Способность к рефлексивным действиям

В международных исследованиях оцениваются следующие общепредметные умения: 1 - распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами (10-15%); 2 - выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования (15-20%);

3 - делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации (15-20%);

4 - демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др.(10-15%); 5 - демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий (40-50%). Условия для формирования ЕНГ: 1) учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов; 2) методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.: "Что будет, если…?", "Попробуй объяснить" – задания на объяснение явлений и фактов; "Как узнать?" – задания на применение методов познания; "Сделай вывод" – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.

Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла


Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Задания формата PISA (естественнонаучная грамотность) Группа заданий 1. Питьевая вода

На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья. Вопрос 1. ПИТЬЕВАЯ ВОДА Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки Вопрос 2. ПИТЬЕВАЯ ВОДА Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике. Каким образом происходит очистка воды на этом этапе? A. Бактерии, находящиеся в воде, погибают. B. В воду добавляют кислород. C. Гравий и песок оседают на дно. D. Токсичные вещества растворяются. .

Вопрос 3. ПИТЬЕВАЯ ВОДА На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется. Зачем в воду добавляют хлор?

Вопрос 4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?

Благодарим за внимание!