Файл: Презентация подготовлена Филатовой Натальей Анатольевной, кандидатом педагогических наук.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
естественнонаучной грамотности
у младших школьников в условиях реализации национального проекта «Образование»
Филатовой Натальей Анатольевной,
кандидатом педагогических наук,
учителем высшей квалификационной категории
Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла
Задания формата PISA (естественнонаучная грамотность) Группа заданий 1. Питьевая вода
МБОУ «СШ №33»
«Формирование
естественнонаучной грамотности
у младших школьников в условиях реализации национального проекта «Образование»
Презентация подготовлена
Филатовой Натальей Анатольевной,
кандидатом педагогических наук,
учителем высшей квалификационной категории
Актуальность На современном этапе развития общества, социальных институтов и государства в целом происходит переосмысление педагогической парадигмы образования, формируются новые контуры и расставляются акценты в области формирования функциональной грамотности (ФГ). Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучная грамотность – способность: •использовать естественнонаучные знания, •выявлять проблемы, •делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Компоненты ЕНГ: - общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, - естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника
Готовность осваивать и использовать знания о природе.
Осознание ценности и научных знаний о природе.
Овладение методами познания природных явлений.
Способность к рефлексивным действиям
В международных исследованиях оцениваются следующие общепредметные умения: 1 - распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методами (10-15%); 2 - выделять информацию (объекты, факты, экспериментальные данные и др.), необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследования (15-20%);
3 - делать вывод (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации (15-20%);
4 - демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства и др.(10-15%); 5 - демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий (40-50%). Условия для формирования ЕНГ: 1) учебный процесс должен способствовать формированию таких умений, как объяснение явлений, выдвижение и проверка гипотез, прогнозирование событий, постановка вопросов и планирование основных этапов исследования, анализ данных, представленных в разной форме, обоснование и обсуждение результатов экспериментов; 2) методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных научных данных и др.: "Что будет, если…?", "Попробуй объяснить" – задания на объяснение явлений и фактов; "Как узнать?" – задания на применение методов познания; "Сделай вывод" – задания на формирование умений делать выводы на основе данных.Формирование функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла
Логические приемы | Примеры заданий |
1. уровень - знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. уровень - понимание | Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. уровень - использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4. уровень - анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. уровень - синтез | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
6. уровень - оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |