Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Понятие и правовое регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца
1.2. Условия назначения, оформление и исчисление страховой пенсии по случаю потери кормильца
Глава 2. Государственные социальные пенсии по случаю потери кормильца
2.2. Размеры и порядок исчисления государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца
Введение
Представления о социальной справедливости являются тем общим ценностным знаменателем, который позволяет выносить суждения об оправданности существования социально-политических структур, в пределах которых протекает жизнь каждого человека.
Потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении умершего кормильца на день его смерти.
Потеря кормильца может произойти как вследствие собственно его смерти, так и в результате признания его в судебном порядке безвестно отсутствующим.
Существуют следующие виды пенсий по потере кормильца:
- страховая;
- социальная;
- государственная (для военнослужащих, космонавтов и др.).
От того, на сколько слаженно функционирует в государстве данная система зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение.
Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы - исследования пенсий по случаю потери кормильца. Это ежемесячные денежные выплаты, нетрудоспособным членам семьи в случае смерти кормильца.
В настоящее время случаи потери кормильца далеко не редкость, так как значительно снизился уровень жизни по разным причинам.
Вследствие смерти кормильца семьи попадают в трудную жизненную ситуацию, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина, и которую он не может преодолеть самостоятельно, поэтому для удовлетворения их основных жизненных потребностей выплачиваются пенсии по случаю потери кормильца.
Цель работы состоит в поиске проблем правового регулирования пенсионного обеспечения по потере кормильца и выявлению путей их решения.
Задачи работы:
- Выявить законное правовые особенности пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;
- Раскрыть механизм выплат пенсий по потере кормильца.
- Выявить законное правовые проблемы, возникающие в связи с реализацией права на пенсию.
Объект работы - законное правоотношения, складывающиеся в процессе законное правового регулирования пенсии по потере кормильца.
Предметом работы является действующее законодательство, складывающееся в процессе законно-правового регулирования пенсии по потере кормильца.
Актуальность выбранной темы: Случается, что, к примеру, сын-кормилец погибает и оставляет без средств к существованию своих пожилых родителей, малолетних детей, супругу, которая остается на руках с ребенком, и не может работать. В таком случае государство оказывает поддержку семьям, поддерживает их пенсией по потере кормильца, которая не даст оказаться за чертой бедности, стать нуждающимися, малообеспеченными.
Однако условия выплаты пособий все чаще затруднены, что приводит к излишнему ожиданию выплат и вообще к затруднению в данном вопросе.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Страховые пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Понятие и правовое регулирование страховой пенсии по случаю потери кормильца
Под потерей кормильца понимается его смерть или безвестное отсутствие, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При отсутствии документов указанные факты могут устанавливаться судом в соответствии с Гражданского Кодекса РФ.
Среди видов социального обеспечения граждан основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio - платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью.
Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными. [1]
Пенсия есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. [2] Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и определены в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ. В нем выделены три вида пенсии по случаю потери кормильца: государственная, социальная, страховая.
Страховая пенсия предоставляется, если у кормильца имелась работа и ему были начислены индивидуальные баллы.
Социальная пенсия назначается, если кормилец не имел ни одного дня отработки, или он умер в результате действий гражданина, который находился на его иждивении. Размер социальной пенсии является строго фиксированным и индексируется ежегодно государством с учетом уровня инфляции.
Государственная пенсия предоставляется семьям военных, космонавтов и участникам техногенных катастроф, которые погибли при выполнении профессиональных обязанностей. Данный вид пособия зависит от того, по какой причине произошла утрата кормильца. [3]
Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ-400), в части первой которой названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. [4]
1. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Предметом его регулирования являются отношения в системе обязательного социального страхования. Он определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. [5]
Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, а также как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.
В статье 8 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Им устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.
Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.
В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.
Отдельная глава ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" посвящена вопросам уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.).
Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.
3. Правовое регулирование в области страховых пенсий определено статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту ФЗ-400), в части первой которой названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях.
Само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты.
1.2. Условия назначения, оформление и исчисление страховой пенсии по случаю потери кормильца
Условия назначения, оформление и исчисление страховой пенсии по случаю потери кормильца регулируются статьей 10 «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца» (Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Определение страховой пенсии звучит следующим образом – это денежные перечисления, производимые каждый месяц со стороны государства, для компенсации утраченного дохода. Когда члены семьи, неспособные выполнять трудовые обязанности, остаются без содержания в результате ухода из жизни гражданина, им полагается страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Получать указанный вид выплат могут следующие лица:
- члены семьи, неспособные выполнять трудовые обязанности, если их содержание полностью обеспечивалось со стороны умершего гражданина (не влияет длительность стажа страхования кормильца, время и факторы, вызвавшие его уход из жизни);
- дети, внуки, родные братья и сестры гражданина, не достигшие совершеннолетия (или до 23 лет при прохождении ими очного обучения);
- дети, внуки, родные братья и сестры умершего гражданина, получившие инвалидность до наступления совершеннолетия (причем у братьев и сестер отсутствуют родители, которые могут их обеспечить);
- отец, мать и супруг кормильца при достижении возраста выхода на пенсию или имеющие инвалидность;
- дедушка и бабушка, если они относятся к пенсионерам или инвалидам, и отсутствуют другие лица, ответственные за их содержание;
- супруг и родители, не обладающие трудоспособностью, причем они не относились к иждивенцам умершего, однако спустя какое-то время лишились материального обеспечения;
- совершеннолетние близкие родственники, если они не трудоустроены и осуществляют уход за другими родственниками умершего гражданина, если им не исполнилось 14 лет.