Файл: Реферат студентки 2107 группы Лечебного факультета Корлякова Я. А научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра истории Отечества, 

истории медицины,

политологии и социологии

Боткин С.П. и его медицинская школа

Реферат студентки 21-07 группы

Лечебного факультета

Корлякова Я.А

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры истории Отечества Лядова В.В.

Пермь

2022

Оглавление


1. Введение 3

2.Биография 5

2. Научная деятельность 8

2.1 Инфекционные заболевания 8

2.2 Вклад в развитие кардиологии 9

2.3 Нервные центры селезёнки 10

3. Педагогическая деятельность Боткина 10

4. Ученики профессора 12

5. Память 14

6. Заключение 15

Список литературы 16


1. Введение


Каждый из нас слышал хотя бы раз фамилию известного клинициста Боткина Сергея Петровича. Выбрав тему для работы, я не сразу вспомнила все достижения ученого. И обратившись к своей семье и знакомы с вопросом, что они знают о Боткине, поняла, что они тоже недостаточно информированы, услышав лишь разговоры о болезни Боткина (гепатит А). Тогда я поняла, в каком именно направлении нужно развивать данную тему. Боткин создал целую новую эпоху истории русской клинической медицины. До него русская медицина была преимущественно описательной: врач изучал историю болезни, подмечал внешние проявления заболевания (симптомы), на основе чего ставил правильный ставить диагноз. Наблюдая течение болезней, он вырабатывал в себе умение предсказывать их исход и лечил, опираясь на опыт применения тех или иных лекарств.

Три принципа, на которые опиралась тогда наша медицина: наблюдение, опыт, суждение, лежат в основе научного знания. Но с течением времени все тенденции имеют свойство изменяться, и тем более в такой важной сфере нашей жизни, как медицина. В связи с развитием естественных наук в России во вторую половину 19-го века русская медицина также должна была найти новые методы, а, следовательно, и новых последователей. Сильное влияние на медицинскую науку в это время оказала деятельность двух представителей русской науки - Н. Г. Чернышевского и И. М. Сеченова. Благодаря новейшим исследованиям этих ученых: материалистическая философия Н. Г. Чернышевского в медицинской науке, труд нашего физиолога И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и исследования Сергея Петровича Боткина, которые более подробно мы разберем ниже, всё-таки происходит клинической медицины на новый, более прогрессивный путь развития, основанный на материалистической теории и физиологических принципах. Заслуга его заключается в том что у него получилось соединить физиологию и клинику, чтобы те не просто шли параллельно друг другу. Новое направление, которое получила клиническая медицина благодаря С. П. Боткину, развивалось вплоть до наших дней, они послужили одной из основ более совершенного и величественного здания советской медицины.


Данная тема представляет особую актуальность для студентов медицинских вузов, так как среди ученых в отечественной медицине особое место занимает именно С.П.Боткин, сыгравший выдающуюся роль в становлении и развитии российской клинической медицины и ставший основателем самой известной терапевтической школы в России.

Объектом исследования является развитие медицинской науки в России во вторую половину 19-го века.

Предметом исследования является научная деятельность С.П.Боткина и развитие его медицинской школы.

Цель исследования проанализировать деятельность Боткина, подвести итоги его преобразований.

Задачами работы является рассмотреть следующие вопросы:

  1. Биографию Боткина Сергея Петровича;

  2. Научную деятельность профессора;

  3. Педагогическую деятельность и работы его учеников.


2.Биография


Боткин Сергей Петрович родился в Москве семнадцатого сентября 1832г. в богатой купеческой семье. Он был младшим одиннадцатым ребенком. Как отмечали многие старшие товарищи Сергей Петрович изначально был, не самим сообразительным мальчиком, отчего даже сам отец Петр Кононович Боткин хотел отдать сына в армию. Но взрослые братья (Василий), заметили увлеченность Сергея математикой. Петр Кононович изменил свое решение и пригласил заниматься с мальчиком преподавателя А. Ф. Мерчинского, который, к тому времени, являлся студентом Московского университета. В дом Боткиных часто заходили многие известные люди тех времен Белинский и Герцен, Пикулин и Станкевич. Они тоже повлияли на формирование личности Сергея Петровича.

До пятнадцатилетнего возраста будущий врач воспитывался в домашних условиях, а затем он поступил частный семейный дом Л. Энесса на три года. В этом учебном учреждении он был одним из лучших учащихся.

В 1850г молодой Боткин поступил в Московский университет на медицинский факультет и через 5 лет с успехом оканчивает его. При этом получает почетную степень врача, в отличие от других его однокурсников. После чего официально и появился Сергей Петрович Боткин - врач. Там же он знакомится с Сеченовым. Их обоих не устраивает система образования в университете, так как в нём мало обучали логической цепочке возникновения болезни, а затем симптомов и последствий.

После окончания университета специалист вместе с санотрядом Пирогова участвовал в Крымской кампании. Работа Боткина заключалась в исполнении обязанности ординатора в Симферопольском военном госпитале. Благодаря такой сложной и ответственной деятельности врач получает огромное количество полезных навыков и базу для своего дальнейшего развития в профессии.



В конце 1855 года Сергей Петрович вернулся на родину , а затем уехал в Берлин и Вену, с целью дополнить полученное образование. За четыре года командировки Боткин успел побывать ещё в нескольких Европейских странах. Там же Сергей Петрович женится на своей первой супруге. Она является сестрой Виктора Крылова, но женщина умирает в 40 лет из-за тяжелой болезни-лейкоз. После переезда в Санкт-Петербург доктор защитил докторскую диссертацию на тему «Всасывание жира в кишках».

Позже Сергей Петрович получил должность профессора кафедры при академической терапевтической клинике.

Именно с этого момента началась уже исследовательская деятельность доктора. Он создает лабораторию, где проводит самые разные анализы, рассматривает процессы физиологи человеческого тела и различных патологий. И даже проводит эксперименты на животных, с целью уточнения закономерности болезней и их появлений.

В 1861г Боткин открыл первую бесплатную амбулаторию, а через пару лет ему получает должность лейб-медика. Сергей Петрович занимался вопросами здоровья государыни Марии Александровны, он сопровождал ее в поездках. Вскоре доктор получил звание академика, и открыл в Петербурге первые в своем роде курсы, занимающиеся подготовкой женщин-врачей.

В 1875г и он женился второй раз. Вторая супруга Екатерина являлась дочерью генерала Алексея Оболенского. У доктора была достаточно большая семья и поэтому были кровные связи с разными знаменитыми людьми того времени. Сестра Сергея Петровича вышла замуж за поэта Афанасия Фета. Адочь Людмила вышла замуж за родственника Антона Павловича, создателя «Вишневого сада» Петра Дмитриевича Чехова. В числе пациентов были химик Дмитрий Менделеев, писатель Федор Достоевский, лирик Николай Некрасов.

Во время русско-турецкой войны Сергей Петрович семь месяцев сопровождал на балканском фронте императора Александра ІІ. Там он , добивался улучшения питания солдат, а также проводил стандартные обходы и давал разные консультации.

В 1878г Боткина избрали председателем Общества русских врачей. Сергею Петровичу удалось добиться постройки бесплатной больницы, которая носит его имя.

Умер Боткин в конце 1889г в Ментоне, причиной смерти стала болезнь печени, которая дала осложнения на сердце. У ученого осталось двенадцать детей, двое из которых пошли по стопам отца.

2. Научная деятельность


Сергей Петрович выбирает именно терапию, потому что в процессе обучения выяснилось, что у него проблемы со зрением.


Обширный опыт в клиническом направлении позволил профессору сформулировать три закона терапевта, которые и по сей день используются врачами:

  1. Настроить больного на выздоровление.

  2. Лечить человека целиком.

  3. Главную ответственность за появление болезни несёт внешняя среда, окружающий человека быт.

2.1 Инфекционные заболевания


Боткин действительно внес вклад в развитие отечественной медицины. Большую часть своей деятельности он посвящал инфекционным болезням, их появлениям, симптомам и лечению. Очень много работ написано им именно в этом направлении.

Сначала Боткин делит инфекционные заболевания на контагиозные и миазматические, в голове прекрасно понятия, что это не правильное деление, ведь у болезней разная этиологическая природа, например, как холера и кровавый понос, брюшной, сыпной и возвратный тифы, корь и скарлатина, воспаление оболочек головного и спинного мозга, коклюш, грипп и тд.

С.П. Боткин находит и делит болезни на различные формы: типичные и атипичные формы инфекционных болезней, легчайшая стёртая или абортивная форма. И проводит анализ температурных реакций организма на лазные формы болезней.

Сергей Петрович изучает клинические и диагностические признаки сыпного тифа. И даже дает детальную характеристику по периодам болезни. Придумывает классификацию по степени тяжести течения, и соответственно принципы лечения. Рассматривает признаки сыпного тифа.

Как я упоминала выше, что многие мои знакомые и друзья провели первую аналогию с фамилией Боткина, что это ученный открывший вирусный гепатит и это действительно так. В период Боткина эта болезнь рассматривалась как местный катар желчных ходов и закупорка их.

Сергей Петрович пользовался учением своего друга И. М. Сеченова о том, что анатомо-физиологическим субстратом всех актов человеческой деятельности является механизм рефлекса. Размышляя об этом, он пришел к тому, что и патологические процессы внутри организма развиваются по рефлекторным нервным путям. Так как в рефлекторном акте главным членом является тот или иной узел ЦНС, то Боткин большое внимание уделял исследованию различных центров головного мозга. Он открыл центр потоотделения, центр рефлекторных воздействий на селезёнку и высказал предположение о существовании центра лимфообращения и кроветворения. И что действительно показательно указал значение всех этих центров в развитии соответствующих. Сделав вывод , он начал строить и новую теорию лечения (воздействие на лечение болезни через нервные центры), но не успел развить ее до конца.

2.2 Вклад в развитие кардиологии


Он много сделал открытий, что помогло развитию отечественной кардиологии. Доказал, что при аортальной недостаточности диастолический шум может выслушиваться слева от грудины в 3-4 межреберье (точка Боткина). Первым он показал, что при стенозе устья левого венозного отверстия выслушивается шум сразу же вслед за первым тоном – постсистолический шум, позже описанный как протодиастолический. Установил, что при гипертрофии и расширении левого желудочка верхушечный толчок не совпадает с наружной левой границей сердечной тупости, а находится внутри и внизу от нее. При жизни он диагностировал тромбоз воротной вены и охарактеризовал роль селезенки как кроветворного депо (он сделал это первый в мире). Отметил возникновение приступов стенокардии при пернициозной анемии, описал ботриоцефальную анемию как разновидность пернициозной, указав на роль широкого лентеца в ее развитии; установил разницу между гипертрофией и дилатацией сердца, дал описание артериосклероза.

Сергей Петрович имел столь обширные знания, что его деятельность не ограничивалась только внутренними болезнями. Он плодотворно занимался фармакологией, дерматологией, оториноларингологией, нормальной и патологической физиологией. Неоценим его вклад в изучение инфекционных болезней: эпидемиологию и клинику чумы, холеры, различных тифов, натуральной оспы, острого гепатита, одна из форм которого получила наименование болезни Боткина. Однако не только исключительная способность к распознаванию болезней и умелое использование медикаментозных средств, привлекали к нему пациентов. Он был знатоком психологии больных, умел найти с ними общий язык, заставлял видеть в себе друга, на которого можно положиться.

2.3 Нервные центры селезёнки


Селезёнка принимает участие во многих патологических процессах. Клинически это обнаруживается в изменении её объёма. Изменения стойки, могут держаться месяцами, годами. Считаются проявлениями исключительно патологического порядка, физиология не знает таких стойких изменений селезёнки, какие знает патология. Боткин проводит ряд экспериментов, в результате которых приходит к выводу, что при действии угнетающих психических моментов объём селезёнки увеличивается и, наоборот, уменьшается при психическом возбуждении.

3. Педагогическая деятельность Боткина