Файл: Реферат студентки 2107 группы Лечебного факультета Корлякова Я. А научный.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На протяжении 29 лет преподавательской деятельности С. П. Боткина у него было очень много учеников.
19 ноября 1861 года Боткин стал ординарным профессором академической терапевтической клиники. Здесь началась школа Боткина, которая положила начало русской научно-обоснованной терапии. Основной специальностью С.П.Боткина была терапия, среди его учеников больше всего профессоров-терапевтов: В.А. Манассеин, Ю.Т. Чудновский, В.Н. Сиротинин, Л.В. Попов, Ф.М. Опенховский, Н.И. Соколов, Д.И. Кошлаков. Можно выделить пять основных положений, которыми руководствовался Боткин во время преподавания:
-
В развитии приобретаемых и наследственных признаков большую роль играет внешняя среда, в том числе и социальные факторы. Но организм человека представляет единое целое физического и психического (физическое всегда первично, психическое является производным этого физического). -
Если влиять на внешние факторы, можно изменить не только болезнь, но и предрасположенность к ней. -
Нервная система является основой в процессе приспособления человека к внешней среде, и в норме, и в патологии. -
Основным механизмом регулирующей роли нервной системы при всех отправлениях жизни является рефлекс, а основой патогенеза болезней - чисто физиологический процесс. -
Главная задача клинициста-преподавателя - передать учащимся метод исследования, чтобы молодой практик смог самостоятельно применять свои теоретические врачебные умения к пациентам в работе.
Боткин оказал огромное влияние на развитие медицинского образования в России. Его заслуга в том, что он показал, что и врач русского происхождения может заниматься медициной в должном объеме, а также добиваться успехов, подняв его образование на высокую планку. Для помощи при повышения квалификации врачей он поставил созданную им "Еженедельную клиническую газету". Он хотел сделать клинику современным лечебным и научным учреждением и старался внедрить в повседневную жизнь врача физические и химические методы исследований. Для этого он организовал лабораторию, в которой сначала все делал своими руками, так как в то время еще не было подготовленных лаборантов. Это была первая в России и одна из первых в Европе клиническая лаборатория, благодаря которой клиника стала одной из самых современных в мире.
Из клиники С.П. Боткина выделились самостоятельные кафедры, которые вскоре стали авторитетными не только в Академии, но и далеко за ее пределами. К этим кафедрам относятся дерматология, оториноларингология, общее учение о заразных болезнях с курсом бактериологии, педиатрия, неврология, физиотерапия, общая патология.
4. Ученики профессора
В целом научная деятельность академической терапевтической клиники, кроме работ С.П. Боткина за почти 30-летний период руководства им кафедрой, пополнилась большим количеством научных исследований его учеников-более 420, из которых 87 стали докторскими диссертациями. Ни одна из западноевропейских школ того времени не дала такого количества открытий и исследований в области клинической медицины.
Следует вспомнить и его старшего сына Сергея, который продолжил дело своего отца. Сергей Сергеевич Боткин совершенствовал свои знания по бактериологии в Германии в Бреславле у проф. К. Флютте, а затем в течение двух лет в Берлине работал у Э. Беринга. Он очень интересовался трудами Р. Коха по туберкулезу. Вернувшись в Петербург, он работал в инфекционной больнице, а затем был избран профессором вновь открытой кафедры бактериологии; он участвовал в создании этой кафедры и был первым ее профессором. В последующие годы он был переведен на кафедру, которой заведовал ранее его отец и возглавлял ее до конца своей жизни . Сергей Сергеевич участвовал в русско-японской войне, руководил Обществом Красного Креста сначала во Владивостоке и Хабаровске, а потом в Харбине.
Сын Евгений также продолжил деятельность отца и занимался медициной. Когда Евгений вырос и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, он всё время вспоминал глаза пациентов своего отца. И после окончания 1 курса решился изменить свою судьбу и перевелся на медицинский факультет. После того как он окончил академию с отличием, умер Сергей Петрович. Поработав в Мариинской больнице для бедных, а после этого получив стажировку за границей, Евгений вернулся в Россию опытным врачом.
Через несколько лет началась Русско-японская война. Евгений записался добровольцем и отправился на фронт. В этом он тоже повторил своего отца, который участвовал в Крымской кампании и лечил раненных солдат. Вернувшись в Петербург, он узнал, что его назначили лейб-медиком Николая Второго.
Боткин ещё не знал, к чему приведет это. Он девять лет усердно выполнял свои обязанности, заслужив уважение Николая Второго и его семьи. Поэтому когда Романовых схватили и сослали в Сибирь, лейб-медик Боткин отправился вместе с ними.
Евгения расстреляли вместе с царской семьей, хотя большевики предлагали ему уехать. Он остался верен царской семье, которые принимали его как родного и своей профессии.
Н. Я. Чистович, терапевт, также является представителем боткинской школы. Им написано много трудов, в том числе «Клинические лекции» и «Курс частной патологии и терапии внутренних болезней» в двух томах, Он также как и Боткин продолжал заниматься преподавательской деятельностью.
5. Память
Память о великом деятеле медицинской науки сохраняется вплоть до наших с вами дней. Множество построек и посвящены личности Сергея Петровича Боткина. Они расположены по всей нашей стране. Мы можем привести несколько примеров. Так в Москве действует Боткинская больница. Также Боткинская больница имеется в Санкт-Петербурге. А в городе Орле больница названа его именем.
Не только больницы, но и даже улицы имеют фамилию клинициста. В 1898 году в память о заслугах выдающегося врача Самарская улица в Санкт-Петербурге была переименована в Боткинскую улицу. На доме № 20 в 1957 году установлена мемориальная доска (архитектор М. Ф. Егоров).
Также памяти Сергею Петровичу посвящались различные вещи. В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвященные С. П. Боткину. Именем Боткина назван один из самолетов А320 компании Аэрофлот.
Мало кто знает, но в числе пациентов Сергея Петровича был отмечен писатель того времени Некрасов Н.А. Он посвятил С. П. Боткину часть своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Пир на весь мир»).
6. Заключение
Сергей Петрович Боткин был удивительным человеком, который за свою хоть и не длинную жизнь успел внести невероятный вклад в историю медицины России. Он действительно создал целую новую эпоху истории русской клинической медицины, исследовал и описал один из видов инфекционной желтухи. Занимался вопросами лечения больных в полевых условиях. Открыл нервные центры селезенки и охарактеризовал такую болезнь как атеросклероз. Также занимался и другими разделами медицины. Благодаря его педагогической деятельности, выросли несколько поколений прекрасных врачей, которые впоследствии продолжили его дело.
Боткин был творческой личностью. У Сергея Петровича, помимо медицины, было ещё одно увлечение - это музыка. Он ежедневно играл на виолончели и три раза в неделю брал уроки у профессора консерватории. Играли они обыкновенно ночью, в двенадцатом часу. Виолончель Боткин возил с собою всюду, но говорят, искусным музыкантом ему помешало стать плохое зрение. Порой он просто не видел нот и сбивался.
Боткин при жизни пользовался заслуженным всеобщим признанием и общей любовью населения, учащейся молодежи, врачей и всей передовой интеллигенции. Трудно назвать более прославленное имя за всю историю русской медицины. Немало этому способствовали и его исключительные личные качества как человека гуманного, отзывчивого и вместе с тем смелого и принципиального врача.
Список литературы
-
С.П. Боткин, Курс клиники внутренних болезней и клинические лекции, в двух томах. Государственное издательство медицинской литературы, Медгиз - 1950- Москва. -
С.П. Боткин, его жизнь и врачебная деятельность. Биографический очерк, д-ра Н.А.Белголоваго, С.- Петербург, 1892 -
История Медицины, под редакцией Б.Д. Петрова. Медгиз, 1954 год. -
Кассирский И.А. Проблемы и ученые, М., Медгиз, 1949 -
Мясников А.Л., Русские терапевтические школы, М., изд. Академии наук СССР, 1951 -
Сорокина Т.С. История медицины в двух томах. -