Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание и характеристика системного подхода
2. Разновидности системного подхода
Системный подход в менеджменте
3.2. Элементы системы (подсистемы) и их свойства
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Понятие и принципы системного подхода
Предпринимательство и менеджмент.
Особенности системного подхода к решению задач управления
1.1 Общие понятия теории систем и системного анализа
1.2 Сущность и принципы системного подхода
1.3 Проблемы согласования целей
1.4 Проблемы оценки связей в системе
1.5 Пример системного подхода к задаче управления
Системообразущим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т. д.) и характеризуют и связи в социально-экономической системе и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объединенных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подход.
- Принцип функционально-структурного строения целого. Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управления необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т. е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинаковым набором элементов и их одинаковым строением может быть различным содержание функционирования этих элементов и их связи по определенным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и планирования, функции связей с общественностью
Предпринимательство и менеджмент.
Изучая менеджмент, я могу сделать вывод, что назвать первой исторической тенденцией в менеджменте можно его спиралевидное развитие, при котором менеджмент вначале обеспечивает развитие и усложнение объектов управления, а затем вынуждено усложняется таким образом, чтобы соответствовать этой новой сложности объекта управления. Так появляются традиционный, системный, ситуационный, социально-эстетический, морально-этический, стабилизационный менеджменты. Наконец представляется, что управленческий континуум позволяет рассматривать «Системные основы менеджмента» как один из вариантов развития сформулированного за 400 лет до н.э. Сократом принципа универсальности менеджмента.
Второй важнейшей исторической тенденцией, влияющей на развитие менеджмента, следует назвать разделение предпринимательства и менеджмента. Изначально преобладающим типом был владелец-менеджер. Однако в исторической перспективе становилось все более очевидно, что между ними существуют глубокие отличия. Эти отличия определяются тем фактом, что предприниматель (владелец, капиталист) несет риск по реализуемым проектам в полной мере, а менеджер – лишь в той мере, в какой были превышены полномочия. Нарушены инструкции, нормы законодательства. Различия между простым управлением и координацией ресурсов, с одной стороны, и использованием ресурсов в созидательных целях, с другой стороны, были подчеркнуты Йозефом Шумпетером. В современных условиях бытуют следующие представления.
Предприниматель (бизнесмен) – это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ.
Предприниматель способен творчески решать и задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы. Необходимые для организации дела (бизнеса).
Менеджер – специалист по организации и управлению трудом других людей. От специалистов иного профиля менеджера отличает, наличие, во-первых, подчиненных, а во-вторых, полномочий по принятию решений в оговоренной соответствующим образом сфере.
«Деловое управление призвано выполнять четыре основные функции, отражающие все фазы предпринимательского цикла. К ним относятся:
- развитие;
- маркетинг;
- производство;
- управление.
Простая классификация часто оказывается наиболее наглядной. Поскольку эти основные функции присущи любой компании и любому хозяйственному подразделению.
Развитие предполагает разработку новых видов продукции и освоение новых рынков, а, кроме того, может означать развитие организационной структуры как таковой и затрагивать интересы включенных в нее людей. Развитие означает процесс адаптации к потребностям. Оно является ключевым моментом в любой деловой активности». Развитие производства или сбытовой сети может идти двумя путями:
- проведение портфельных инвестиций – приобретение контрольного пакета акций или покупка уже существующего производства или сбытовой сети.
- осуществление реального, т.е. экономического, инвестирования в создание собственного производства или сбытовой сети.
Маркетинг не имеет однозначного определения в силу своей сложности. Существует определение маркетинга как деятельности, нацеленной на создание спроса. В более широком понимании маркетинг это философия рыночной деятельности, направленная на получение прибыли за счет белее полного удовлетворения потребностей покупателей.
Производство включает весь процесс изготовления товаров и оказание услуг в соответствии с потребительским спросом, а также доставку их потребителям. Распределение в зависимости от характера той или иной отрасли и важности распределительного аспекта для данного бизнеса может быть отнесено или к производственной функции, или к функции маркетинга.
Управление (менеджмент) – это вся деятельность, связанная с контролем распределения и движения ресурсов. Применительно к хозяйственному подразделению в понятие управления включаются и все вспомогательные функции, необходимые для ведения бизнеса.
При структуризации предпринимательской деятельности по признакам расходования ресурсов и редакции внешней среды возможна другая классификация:
- изыскание ресурсов;
- управление расходованием ресурсов в процессе деятельности;
- обеспечение безопасности.
Менеджер – это член организации, осуществляющий руководство людьми. Определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди – цели».
Организация не может существовать без менеджеров. Для чего имеются веские причины.
Основные функции менеджера – поддержка подчиненных и поиски новых возможностей. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют три группы ролей в организации.
Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации.
Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, это роли по принятию решения, выражающиеся в том. Что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Быть тем. Кто принимает решения, – это еще одна роль менеджера в организации. Выполняя эту работу, менеджер, организует определение целей и выбор средств для их достижения.
Любой фирме в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления. Эта проблема усугубляется по мере усложнения форм организации бизнеса.
Одной из наиболее известных является «Теория передачи полномочий» в рамках этой теории выделяют две большие группы физических лиц, имеющих непосредственное отношение к фирме: владельцы (акционеры, участники) и управленческий персонал. Признается, что их интересы совпадают далеко не всегда. Это наиболее остро проявляется при принятии решения, одна из альтернатив которого обеспечивает сиюминутную прибыль, а вторая рассчитана на длительную перспективу. Выделяют и более дробные группы управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам.
Несмотря на наличие таких противоречий, роль менеджмента все возрастает. Для этого имеются объективные причины: концентрация капитала, рост сложности рыночной среды и объекта управления ведут к росту числа владельцев и необходимости все большего числа менеджеров для обеспечения эффективного функционирования ОПС. Единственный владелец физически не в состоянии обеспечить значимый проект ресурсов и управлять им.
Рассмотрим такое понятие как предприниматели в качестве управляющих. Поскольку все предприниматели активно участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Например, Мао Цзедун, основатель КНР, управлял страной так, что создал из нее мировую державу.
Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор одного исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходит к следующему выводу: «Успешные иерархи (руководители) в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей, однако, такая линия поведения не прослеживалась. Кроме того, успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти. А предприниматель по своему характеру, кратко говоря, не желает признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации».
Особенности системного подхода к решению задач управления
1.1 Общие понятия теории систем и системного анализа
Термины теория систем и системный анализ или, более кратко — системный подход, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.
Причина этого факта заключается, скорее всего, в динамичности процессов в области человеческой деятельности и, кроме того, в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.
Даже в определении самого понятия система можно обнаружить достаточно много вариантов, часть из которых базируется на глубоко философских подходах, а другая использует обыденные обстоятельства, побуждающие нас к решению практических задач системного плана.
Выберем золотую середину и будем далее понимать термин система как совокупность (множество) отдельных объектов с неизбежными связями между ними. Если мы обнаруживаем хотя бы два таких объекта: учитель и ученик в процессе обучения, продавец и покупатель в торговле, телевизор и передающая станция в телевидении и т. д. — то это уже система. Короче, с некоторой претензией на высокопарность, можно считать системы способом существования окружающего нас мира.
Более важно понять преимущество взгляда на этот мир с позиций системного подхода: возможность ставить и решать, по крайней мере, две задачи: расширить и углубить собственные представления о «механизме» взаимодействий объектов в системе; изучить и, возможно, открыть новые её свойства; повысить эффективность системы в том плане ее функционирования, который интересует нас больше всего.
Хотя хронология науки относит момент зарождения теории систем и системного анализа (далее ТССА) к средине текущего столетия, тем не менее, можно понять, что возраст ТССА составляет ровно столько, сколько существует Homo Sapiens.
Другое дело, что по мере развитие науки, прежде всего — кибернетики, эта отрасль прикладной науки сформировалась в самостоятельный раздел. Ветви ТССА прослеживаются во всех «ведомственных кибернетиках»: биологической, медицинской, технической и, конечно же, экономической. В каждом случае объекты, составляющие систему, могут быть самого широкого диапазона — от живых существ в биологии до механизмов, компьютеров или каналов связи в технике.
Но, несмотря на это, задачи и принципы системного подхода остаются неизменными, не зависящими от природы объектов в системе. Для лиц вашей будущей профессии наибольший интерес представляют, естественно, экономические системы, а глобальной задачей системного подхода — совершенствование процесса управления экономикой.
Поэтому для нас с вами предметом системного анализа будут являться вопросы сбора, хранения и обработки информации об экономических объектах и, возможно, технологических процессах.